Проект«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
Проект (программа):«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога»
Выполнила: Зимина Элина Владимировна=
учитель истории и обществознания
Тамбов
Тема предлагаемого проекта (программы). «Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога»
Актуальность предлагаемого проекта (программы). Для Тамбовской области становление системы жилищного просвещения является весьма актуальной проблемой. Недостаточный уровень развития правового государства, институтов и традиций гражданского общества, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения являются факторами, сдерживающими развитие. Все это обуславливает необходимость развития жилищного просвещения, направленного на воспитание эффективного собственника.
Новизна предлагаемого проекта (программы). Необходимость создания системы непрерывного жилищного просвещения назрела, но еще не отрефлексирована обществом. Необходимо способствовать развитию системы непрерывного жилищного просвещения, начиная с младшего школьного возраста.
Цели предлагаемого проекта (программы) Способствовать созданию условий для формирования жилищной культуры посредством включения в школьное образование.
Задачи предлагаемого проекта (программы).
Разработать программы и апробировать методики жилищного просвещения;
Создать диалоговую площадку по жилищной тематике с целью обмена опытом, изучения и внедрения новых форм социальных технологий, совместного обсуждения насущных вопросов;
Разработать на сайте школы страницу для обмена опытом и обсуждения актуальных проблем в жилищной сфере, а также для информирования о проводимых мероприятиях;
Проводить семинары и мероприятия с целью распространения опыта и получения обратной связи.
Использовать возможности школьного учебного театра для проведения постановок, миниатюр, посвященных проблеме жилищного просвещения
Исходные теоретические положения предлагаемого проекта (программы).
О жилищном просвещении в последнее время говорится достаточно много. В нашем подходе жилищное просвещение понимается как социально-ориентированная система мероприятий, направленная на формирование компетентности в жилищной сфере и удовлетворение жилищных потребностей в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Технологии жилищного просвещения – это способ организации практической деятельности, совокупность приемов, процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, направленных на повышение жилищной культуры и достижение заданного результата, который воспроизводится каждый раз, когда совершается именно этот процесс. Жилищное просвещение представляется как сложный, комплексный и постоянно действующий процесс по распространению идей и ценностей. Реализация данного проекта«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» позволит:
практически осуществлять полученное гражданское образование и воспитание не только учащихся, но и их родителей;
вовлекать родителей в образовательный процесс, а также в финансовое планирование и управление многими делами школы;
привести родителей и жителей микрорайона к партнерским отношениям, так как только совместная деятельность позволит решить важные проблемы местного уровня;
сформировать вокруг себя структуру гражданской самоорганизации, способную реально помогать школе и практически поддерживать образование.
Социальная миссия проекта в том, что он объединяет усилия семьи, школы, общества в формирования правовой грамотности в вопросах ЖКХ и политической активности.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
Реализация проекта«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» направлена на следующие целевые группы:
непосредственные участники образовательного процесса(администрация, педагоги, учащиеся);
жители микрорайонов;
социальные партнеры школы:
Советы территории, функционирующие на базе школы
( «Комсомольская площадь», «Вознесенский»)
образовательные учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД СДЮСШОР № 1, МОУ ДОД СДЮСШОР № 5, МОУ ДОД СДЮСШОР № 6) по согласованию;
ООО «Содружество молодых юристов»;
ТГТУ
ТГУ им.Г.Р.Державина
Реализация модели социального партнерства будет осуществляться через деятельность:
Администрации школы:
организует работу социальных партнеров;
формирует пакет информационно-аналитических материалов;
отчитывается перед партнерами о выполнении обязательств.
Управляющего совета школы:
обеспечивает ведение переговорных процессов в разных форматах;
подготавливает проект договорных документов.
Муниципальных органов управления:
презентует школу в профессиональном сообществе и в социуме;
выступает гарантом соблюдения нормативно-правовых основ взаимодействия.
Школьного самоуправления:
организует общественно-полезные акции (волонтерские акции);
обеспечивает участие в культурно-массовых мероприятиях;
Родительской общественности:
осуществляет поддержку детских инициатив;
участвует в волонтерской работе в школе;
содействует в развитии инфраструктуры школы.
Реализация проекта «Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» будет способствовать не только формированию конкурентно способной личности школьника и его успешной социализации в современных экономических условиях, но и повышению конкурентоспособности самого образовательного учреждения.
Механизм и календарный план реализации проекта (основные этапы и сроки реализации проекта)
Основные этапы реализации предлагаемого проекта (программы).
Подготовительный этап. Сбор информации, определение концептуальных ориентиров инновационной площадки. Выработка концепции.
Диагностико-моделирующий этап. Проведение диагностики, разработка и апробация модели площадки, обеспечение необходимых условий для ее реализации.
Формирующий этап. Внедрение образовательных программ по исследуемому направлению, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация деятельности площадки, изучение эффективности и коррекция модели.
Итогово-обобщающий этап. Проведение итоговой диагностики эффективности реализации концепции; оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций. Определение потерь, трудностей, противоречий в работе площадки. Определение дальнейших перспектив.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)
Этап
предлагаемого проекта (программы) Содержание
предлагаемого проекта (программы) Сроки
проведения Исполнители Соисполнители Форма представления результатов
предлагаемого
проекта (программы)
Подготовительный этап Сбор информации, определение концептуальных ориентиров инновационной площадки. Создание рабочей группы. Выработка концепции. Август 2015 Е.А.Алексеева, О.В.Табуньщикова Э.В.Зимина Концепция инновационной площадки
Диагностико-моделирующий этап Проведение диагностики, разработка и апробация модели площадки, обеспечение необходимых условий для ее реализации Сентябрь 2015-январь 2016 Е.А.Алексеева, О.В.Табуньщикова Руководители методических объединений, педагоги Модель инновационной площадки
Формирующий этап Внедрение образовательных программ по исследуемому направлению, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация деятельности площадки, изучение эффективности и коррекция модели Февраль-май 2016 Е.А.Алексеева, О.В.Табуньщикова Руководители методических объединений, педагоги Информирование о ходе работы площадки на сайте школы и в печатных изданиях
Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в микрорайоне школы постоянно педагогический коллектив школы, социальные партнеры Разработка и внедрение проектно-исследовательских работ учащихся по заказу социальных партнеров по требованию научное общество учащихся, педагогический коллектив школы Социальные проекты учащихся.
Организация общественно полезных акций постоянно педагогический коллектив школы, ШУТ,социальные партнеры Размещение фото и видеоматериалов на школьном сайте, статистические сведения, разработка мероприятий, выпуск сборников, брошюр. Публикация в СМИ.
Участие в рекламных акциях, конкурсах, мероприятиях социальных партнеров постоянно педагогический коллектив школы, ШУТ,социальные партнеры Размещение фото и видеоматериалов на школьном сайте, статистические сведения, разработка мероприятий, выпуск сборников, брошюр. Публикация в СМИ.
Итогово-обобщающий этап Проведение итоговой диагностики эффективности реализации концепции; оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций. Определение потерь, трудностей, противоречий в работе площадки. Определение дальнейших перспектив Май-июнь2016 Е.А.Алексеева, О.В.Табуньщикова Руководители методических объединений, педагоги Анализ и публикация результатов
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе
Проект «Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» направлен на развитие партнерских отношений школы и окружающего сообщества и создание устойчивой системы сетевого взаимодействия школы, территории с государственными, общественными и социальными институтами.
В результате реализации проекта ««Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» должны произойти следующие позитивные изменения в системе партнерских отношений между социальными партнерами и участниками образовательного процесса:
даст возможность привлечь жителей микрорайона, различные организации для разработки социально значимых проектов;
поможет найти общие вопросы и пути решения целевым группам проекта;
позволит провести благоустройство территории микрорайона школы;
приобщит детей и молодежь к волонтерскому движению в городе ;позволит развить в учащихся активную гражданскую позицию, интерес к реалиям современной жизни;
поможет воспитать через участие в различных мероприятиях гуманизм, широкий кругозор
Показатели эффективности деятельности по проекту
Для того, что бы оценить результаты эффективности реализации проекта «Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» следует проанализировать следующие показатели:
развитие проектной культуры;
увеличение количества целевых групп по реализации проекта;
увеличение количества партнеров как участников совместной социальной и образовательной деятельности;
увеличение контингента учащихся школы; интеграция дошкольного, школьного и дополнительного образования детей;
открытость и прозрачность деятельности учебного заведения для местного сообщества;
повышение информационно-правовой культуры жителей микрорайона по вопросам ЖКХ;
увеличение количества жителей микрорайона, участвующих в городских общественно значимых проектах, направленных на повышение качества жизни горожан;
отражение результатов проекта в ежегодном публичном докладе руководителя учреждения.
Методы оценки успешности/эффективности
Для оценки успешности/ эффективности работы в рамках проекта«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» будут разработаны следующие критерии:
развитие социального партнерства для совместного решения проблем школы и жителей микрорайона;
демократизация всех аспектов школьной жизни на основе развития системы школьного самоуправления;
социальные опросы целевых групп проекта;
анкетирование участников проекта;
определение уровня социализации и гражданского воспитания учащихся школы;
начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации проекта);
промежуточно-блочная диагностика (слежение за ходом реализации проекта на разных его этапах);
непрерывная диагностика (непрерывное изучение результатов работы по ходу реализации проекта);
итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов, ожидаемым по проекту).
Оценка рисков
Риски и способы их минимизации
Риски Способы их минимизации
Неполное осознание роли и места проекта«Формирование жилищной грамотности посредством гражданского диалога» в организации социального партнерства Освещение деятельности школы в СМИ, на сайте школы, сетевых образовательных сообществах, в форме публичного доклада; проведение мероприятий. Создание положительного имиджа образовательного учреждения
Реальные финансовые затруднения образовательного учреждения, социальных партнеров. Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение внебюджетных средств.
Нехватка времени для общения партнеров проекта Организация встреч, выход на территории микрорайона
Дальнейшее развитие проекта
Обязательное участие учебного заведения в различных социально-значимых проектах
Выделение особой роли школьного учебного театра в жилищном просвещении
Участие в конкурсах различного уровня
Создание положительного имиджа учебного заведения на уровне города и области
Развитие и дальнейшее обустройство прилегающей территории образовательного учреждения