Отчет воспитателя на аттестацию «Самоанализ воспитателя»

Самоанализ воспитателя муниципального казенного учреждения
школы – интерната №5
г. Нижнеудинска
Стороженко Валентины Дмитриевны

В данном образовательном учреждении работаю 11 лет. Наша школа – это учреждение с круглосуточным проживанием детей – школа - интернат.
90% воспитанников - дети из малообеспеченных и неблагополучных семей.
Тема, над которой работает школа в этом учебном году:
Повышение успешности школы, педагога, воспитанника через достижение более высоких показателей качества образования.
Учитывая тему и задачи школы, определила цель своей профессиональной деятельности:
Организация совместной деятельности между родителями и классным руководителем для воспитания нравственной личности подростка.
Задачи:
- Формировать гражданское патриотическое сознание, нравственные позиции;
- Развивать познавательные интересы и творческие способности каждого обучающегося;
- Воспитывать чувства коллективизма и взаимоуважения.
Работая в школе – интернате столкнулась с рядом проблем: дети не всегда могут и умеют устанавливать контакты, как с взрослыми, так и одноклассниками, не всегда могут работать в группе сообща, проявляют слабую инициативу в самостоятельной работе. Не секрет, что и родители не всегда идут на контакт со школой.
Для решения этих проблем провожу следующую работу:
организую мероприятия в классе, способствующие формированию взаимоотношений в группе;
строю свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств;
провожу классные часы, родительские собрания;
совместно с детьми и их родителями организуем встречи, способствующие сплочению коллектива и приобщению родителей к жизни в классе;
Ни для кого не является секретом, что выражение «трудный ребенок» появилось не из-за так называемого самого ребенка, а из-за противоречия маленького человека и педагога. Вижу роль воспитателя в том, чтобы помочь детям стать лучше.
Смысл педагогического взаимодействия в учебный период ребенка заключается в создании комфортных условий.

Это взаимодействие осуществляю по следующим направлениям:
1. Просвещение всех педагогических работников, включенных в образовательный процесс данной категории детей.
2. Формирование у детей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Разработала стратегию формирования у детей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному процессу.
1. Знакомство с традициями школы, её историей, достижениями детей: дети должны знать, кем гордится школа.
2. Обязательное знакомство с уставом школы, правилами поведения. Объясняется их значимость (совместно с администрацией школы)
Данный комплекс мероприятий изменяется с учетом возрастных особенностей.

Дети приходят в школу с отсутствием элементарных знаний о традициях семьи, малой Родины, своей страны. В рамках реализации одной из основных воспитательных программ школы «Я - гражданин России» планирую воспитательную работу своего класса через военно-патриотическое направление:

1. Сохранять и укреплять школьные традиции (воспитанники класса принимают участие в военно-патриотических мероприятиях и праздниках, организации поисковой работы школьного поискового отряда «Следопыт», участии в различных спортивных конкурсах)
2. «Быть гражданином – сегодня и завтра» (Через мероприятия, конкурсы муниципального и регионального уровня, формирую у учащихся систему знаний, уважение и интерес к истории района, области, России)
3 «Жить – Родине служить» (целенаправленно готовлю своих воспитанников к вступлению в кадетское движение).

Начиная с 5-го класса воспитанники-кадеты принимают участие в традиционных школьных мероприятиях военно-патриотической направленности, связанных со спецификой кадетских классов (смотры строя и патриотической песни, школьная «Зарничка», кадетские сборы в конце учебного года, школьные соревнования по спортивному ориентированию, конкурс «Русские богатыри», встречи с воинами - интернационалистами). Знания, которые дети получили на проводимых мною занятиях, классных часах, помогли стать победителями в школьном, муниципальном конкурсах. За участие в зональных, региональных конкурсах «Зарница», «Юный спасатель» получили грамоты за 1,2,3 места.
Ежегодно меняется контингент в классе на 10-15%, но, несмотря на это, система воспитательной работы в классе дает свои результаты.
В моём классе наблюдается снижение детей группы риска:
5 класс – 35%
6 класс – 30%
7 класс – 25%
Работа с детьми данной категории осуществляется по разработанной мною программе коррекции агрессивного поведения подростков «Познай себя».
Проводимые занятия помогают воспитанникам обучаться приемам регулирования своего эмоционального состояния, повышается уровень групповой сплоченности, формируются нравственные качества: доброта, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Я, как классный руководитель совместно с педагогическим коллективом создаю комфортные условия для пребывания воспитанников и формирую атмосферу психологической комфортности в условиях круглосуточного пребывания школы-интерната.

Воспитанники моего класса задействованы в творческих объединениях дополнительного образования:

Название кружка
5 класс
2009-2010уч.г
6 класс
2010-2011уч.г
7 класс
2011-2012уч.г

Театральная студия «Шут»
50%
50%
60%

Хореография
50%
60%
100%

Умелец
100%
100%
100%

Очумелые ручки
100%
100%
100%

ДЮП
20%
28%
39%

Горячее сердце
71%
77%
77%

Краеведение
20%
22%
33%

Спортивная секция
50%
50%
70%


Вывод: Все дети в классе стабильно посещают кружки дополнительного образования.

В своей работе с детьми активно применяю информационные технологии: для подготовки к урокам, написанию рефератов, сообщений подбираю материал для проведения классных собраний и мероприятий, учу детей активно применять компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office Excel, ребята осваивают интернет - ресурсы, что способствует расширению кругозора воспитанников, умению находить материал самостоятельно.
Огромное внимание в своей работе уделяю здоровью детей. У меня в классе учится много детей с ослабленным здоровьем; кариес, нарушением зрения, нарушением осанки; простудные заболевания.


класс
1 группа
2 группа
3 группа

5 класс

85%
15%

6 класс

90%
10%

7 класс
5%
85%
10%


Работая в тесном контакте с фельдшером школы, учителем физической культуры добилась положительной динамики. Но проблем в этом направлении немало. Не всегда успешен результат работы с родителями по прохождению медицинских комиссий необходимых при получении паспорта, по профилактическим прививкам, таким как противогриппозные, а результат групповые заболевания учащихся в зимний и весенний период.

В своей работе с детьми использую методику И.П.Иванова КТД (коллективное творческое дело) или КТВ (коллективные творческие воспитание), что позволяет осуществить развитие самоуправления в детском коллективе, развитие творческих способностей . Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания, его отсутствие является проблемой, которую необходимо решать совместно с детьми. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки.
В классе выбран актив класса, у каждого ребёнка имеется поручение, в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Каждым учеником выбрано поручение, которое он считает полезным, как для себя, так и для класса, что положительно влияет на самовоспитание, самообразование, самоконтроль. Большая часть класса выполняют свои обязанности без напоминаний. Актив класса проводит классные часы, мероприятия.
С 5 класса ведётся «Портфолио», в котором отслеживается участие в мероприятиях, конкурсах школьного, муниципального, регионального и федерального уровня.

класс
муниципальные
региональные
федеральные

5 кл

I,


6 кл
I,
II,III, 2сертификата


7 кл
I, II, III,
I, сертификат
2 сертификата


Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений - «Портфолио ученика», куда заносятся все достижения личностного роста, сравниваются результаты, делаются выводы, ставится новая цель. В результате спланированной воспитательной работы учтены индивидуальные потребности каждого ребенка. Считаю наиболее приемлемым стилем общения с детьми – демократический стиль. Стараюсь быть для своих детей не только руководителем, но, прежде всего другом, советчиком, помощником. Школа-интернат имеет свои специфические особенности: дети пребывают здесь круглосуточно, а значит, неизбежны межличностные конфликты. И тогда возникает необходимость авторитарного общения.
Считаю, что воспитание подрастающего поколения должно быть подкреплено личным примером. Занимаюсь спортом, приобщаю к этому воспитанников, ежегодно принимаю участие в муниципальных Олимпийских играх среди педагогов района.
При планировании и организации жизнедеятельности своих воспитанников, стараюсь решать возникающие проблемы:
1.Ограниченность социального опыта и сферы общения воспитанников школы-интерната играет немаловажную негативную роль в формировании особенностей их психологического облика
2. Слабая учебная мотивация у большинства детей, пробелы в знаниях
3. Неуверенность в себе за пределами своего образовательного учреждения
Учитывая данные особенности, при создании системы воспитательной работы класса решаю проблемы, возникающие в процессе обучения ребенка в школе-интернате и мешающие успешному развитию его личностного потенциала, создаю такую атмосферу вокруг ребенка, которая бы способствовала развитию познавательной сферы и проявлению творческих способностей каждого ученика. На протяжении всех лет обучения провожу диагностическую работу, её анализ и совместно с ребенком выявляю проблемы, над которыми буду работать в следующий период. Таким образом, «Дневник достижений » является показателем успешности воспитанника и средством самооценки. С группой своих воспитанников провожу традиционные «Вечера откровений», на которых ребята делятся разными впечатлениями за прожитый день, планируют работу назавтра, индивидуальные беседы «Расскажи мне о себе». Такая психологическая разгрузка позволяет создать атмосферу взаимного доверия, уважения, открытости.
Одним из наиболее важных компонентов воспитательного процесса считаю работу с семьёй, так как согласно закону РФ «Об образовании» учащиеся, педагоги, родители (законные представители) учащихся являются законными участниками образовательного процесса. Для большинства семей моих воспитанников характерны низкий социальный статус большинства родителей (алкоголизм, бедность, пробелы в знаниях) и вследствие этого избегание школы.
Реализуя общешкольную программу «Учимся вместе», постаралась найти общий язык с родителями своих учеников, привлечь к совместной работе по решению любых возникающих индивидуальных и коллективных проблем. В классе работает родительский комитет, который является несменным участником школьных рейдов по семьям и организации крупных конкурсов и мероприятий.
Однако не все родители желают идти на контакт со школой. Чаще всего им в этом мешает: злоупотребление спиртным, ведение аморального образа жизни, отсутствие работы, агрессия – это лишь часть проблем, с которыми мне приходится сталкиваться в своей работе.
Поэтому цель работы с родителями определила: помочь родителям осознать, что они являются полноправными участниками образовательного процесса и несут ответственность за результат обучения и воспитания детей. Эту цель реализую через следующие задачи:
- правовое, психологическое просвещение родителей;
- психологическая помощь родителям
- совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного общения с ребенком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- обогащение семейной жизни положительными эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
К 7 классу добилась:
- стабильной работы классного родительского комитета;
- улучшения показателей посещаемости родительских собраний;
- своевременного внесения родительской платы;
- сформированности у родителей положительного отношения к школе, уважительного отношения к педагогам;
- сформированности у родителей понимания психологических особенностей ребенка, уважительного отношения к подростку как к личности, готовности помочь ему в трудной ситуации.
Воспитатель воспитывает своим примером. Только в этом случае возможно настоящее сотрудничество школы – учащихся и семьи. Для этого постоянно повышаю свое профессиональное мастерство через самообразование. Работаю над темой: «Роль родителей в образовательном процессе». Опыт своей работы представляла на школьной методической конференции в декабре 2011года по теме «Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью».
Принимаю активное участие в жизни школы и города. Являюсь постоянным участником Малых Олимпийских игр среди работников образования МО «Нижнеудинский район». Взаимоотношение с коллегами строю на принципах взаимоуважения и толерантности. Уровень профессионального мастерства повышаю через краткосрочные курсы:
Тема курсовой подготовки
Дата
Объем
Где проходили курсы

Традиционные и инновационные подходы при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
Октябрь 2009
72 час
Филиал ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» в г. Иркутске

Проектная деятельность в информационной образовательной среде
Ноябрь 2010
36 час
ИПКРО

Активно делюсь опытом с коллегами. Размещаю свои методические наработки на школьном сайте.
Школа – это место, где все движется, в ней все постоянно меняется. Работа со старшими детьми непроста, но интересна! Одни проблемы решаются, другие возникают. Всегда остаются проблемы отношения родителей к школе, проблемы межличностного характера. Эту проблемы решаю через самообразовательную деятельность и повышение педагогической квалификации.
Директор :_________ Н. А. Тигусова










15