Статья на тему Электронное портфолио преподавателя в образовательном процессе
Шаваева Л.С., Шаваева Ф.И., Энеева М.И.
КИТиЭ КБГУ, г.Нальчик
t-sh-f80@mail.ru
Электронное портфолио преподавателя в образовательном процессе
Термин «портфолио» достаточно давно используется представителями творческих профессий как способ донести до окружающих свои достижения, рассказать миру о себе. Портфолио педагога представляет собой способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень его подготовленности, уровень активности в учебных и внеаудиторных видах деятельности.
Для отечественного образования портфолио — это достаточно новое понятие, его наличие признак прогрессивного развития автора. Кроме того оно позволяет систематизировать все наработки и учебные материалы, накопленные за время работы. По портфолио преподаватель может оценить свою эволюцию как профессионала и понять, в какую сторону ему необходимо развиваться дальше. Немаловажен и тот факт, что портфолио позволяет администрации учебного заведения оценивать уровень эффективности работы преподавателя.
Электронное портфолио педагога - есть веб-базированный ресурс, сайт преподавателя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. Веб-базированный следует понимать, в данном случае, как доступный по сети ресурс, составляющими которого могут быть документы различных форматов и приложения [2].
Общепринятой модели портфолио преподавателя нет - оно очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Однако некоторые элементы присущи, точнее должны быть ему присущи.
В портфолио педагога должна быть представлена информация, в которой проглядывается его педагогическая философия, общая методика преподавания, представление образовательных целей и задач. Отзывы коллег о методических материалах, разработанных педагогом, используемых методах и формах контроля знаний, мнения студентов о стиле проведения занятий в портфолио отражает «взгляд со стороны». Собственные достижения и достижения студентов в портфолио наглядно демонстрируют результаты педагогической и научной деятельности преподавателя. Несомненно, в портфолио должна быть представлена и учебно-материальная база педагога. Последняя составляющая для электронного портфолио должна быть выполнена в форме электронных документов и приложений. Материалы, которые принимаются за электронные курсы по дисциплине, могут быть отнесены к категориям: электронные учебники, видеолекции, презентации, документы, компьютерные приложения, интерактивные пособия, 3D-модели, тесты для контроля и т.д.
Таким образом, портфолио представляет собой систематизированный и специально организованный информационный банк данных, который формируется преподавателем самостоятельно и обеспечивает анализ собственной профессиональной деятельности и представление ее результатов в одной или более областях [1]. Исходя из представленного, можно сказать, что преподавателю сегодня необходимо иметь электронные варианты теоретических и практических занятий по преподаваем дисциплинам в одном или нескольких из форматов: офисные документы, видео- и аудиофайлы, PDF-документы, электронные книги, анимация и графика, интернет ссылки т.д.
Список использованных источников
1. Андреев В.В., Герова Н.В. Использование электронного портфолио применительно к профессорско-преподавательскому составу. Программные продукты и среды, №4, 2011г.
2. Тидэ Л.А. Персональный сайт учителя как средство интеграции в единое образовательное пространство. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/.