Урок русского языка по теме Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. 1 класс 
Предмет русский язык
Класс 1 
Учитель Зудилова Светлана Александровна
Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык.  Учебник.  1 класс. 
Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Целевые установки урока: 
Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог
Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс.  Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, работы детей «Словарные слова», карточки для парной работы, лист индивидуальных достижений, магнитные картинки для рефлексии
Ход урока:
1) Оргмомент.
- Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли  на урок. Улыбнитесь им, ребята. Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.
Рапорт дежурных.
Вопросы (ответы хором)
Вы готовы секреты русского письма открывать?
Ум и смекалку не забыли взять?
Постараетесь всё понять?
А грамотно будете писать?
- Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Актуализация старых знаний.
Словарный диктант «Отгадай загадку»
А) – Возьмём листочки, запишем число 29 апреля.  Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.
Ребята приготовили вам загадки (оформили на альбомном листе: картинка, написали загадку, слово) Послушайте. 
- То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и нарисовать Что такое я?  (тетрадь)
- Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами – мы сами. (класс) 
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.  (карандаш)
      Та, что пишет,
Тот, что трёт,
 В этом домике живёт.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле. (пенал)
б) Проверка (ребята – чтецы выходят с оформленными листами, на которых написано словарное слово). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).
- Если слово написано верно – ставьте  «+», если с ошибкой – « - ».
- Спасибо ребята. Свои оформленные работы положите  в своё портфолио в раздел «Русский язык».
- К какой тематической группе можно отнести эти слова? 
- Какие словарные слова на эту тему вы ещё знаете? (учитель, ученик)
- Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, особенно «школьные слова», а также уметь работать дружно и слаженно. 
3) Изучение нового материала. Создание ситуации «разрыва».
 Работа в паре.
А) - Теперь поработайте в паре. Возьмите карточку 2. Подумайте вместе над заданием.
Задание: Какую гласную надо вставить в слова: Е или И? Объясните.                                            
           л-са                                                                          л-са
Б) Постановка проблемы. Поиск решения.
Проверим (несколько пар вывешивают свои карточки на доску). Поясните свой выбор. 
-  Слышатся слова одинаково? А почему же пишутся по-разному? 
Если у вас по-разному написано, значит, кто-то ошибся. Кто же?
- Вы знаете точный ответ на этот вопрос?  (нет) 
В) Постановка задачи.
- Чему же нам сегодня придётся заняться на уроке? В чём же нам надо разобраться на уроке?
- Что же нам делать? Кто нам сможет помочь? (словарь, профессор Самоваров)  
Если скажут словарь – вызвать 3 чел., дать 1 минуту, пусть ищут. 
Если не будет ошибок, приготовлю карточку с ошибками!
Ф/М  пока включаю проектор 
В) Прослушивание с диска (объяснение материала)
- Давайте послушаем, что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками) 
1 – 2     Объяснение  о звуках
 - Что важного сказал профессор? ( надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)
2 – 3  Объяснение     л –са     л-са   
- Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!
- Как надо изменить слово?  (чтобы на безударную гласную падало ударение)
- Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)
5) Конкретизация. Упражнение с  диска:  
Вопрос Самоварова  - остановить запись 
сл-ны – слон  (запишем на листке, разбираем вместе)
Вкл. запись:  - Проверим, что скажет Самоваров.  
 - Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.
5) Ф/М «МАЛЬЧИК»
6)  Работа в рабочей тетради на печатной основе  (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) вкл. первую картинку 
А) Упр. 3  (фронтально)  по одному ученику к доске  зв-зда – звёзды (вывод: если в слове «звёзды» пишется е, значит и в слове «зв-зда» пишется е) и т.п.
Пч-лы - слышится О, но пишется ё, т.к. Аня держит карточку «Е или И».
Б) Упражнение с диска  «Пчёлки» (по цепочке)
7) Итог урока, рефлексия.
А) - Итак, продолжите фразу.
Сегодня я узнал
Я заполнил
Я понял
Мне понравилось
Меня удивило
Мне захотелось
Б) А теперь подойдите к доске и прикрепите нужный значок (на экране слайд) 
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
- Прикрепили мячи. А слово мячи, как грамотно написать? Найдите проверочное слово (мяч). Молодцы, теперь можно отправляться на прогулку с мячами. 
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
      А) Актуализация старых знаний.
      Б) Создание ситуации «разрыва».
3. Поиск решения.
4. Обобщение и выводы.
5. Конкретизация.
6. Итог урока, рефлексия.
Гласные и согласные Бывают такие опасные:Звук очень ясно слышится,А буква другая пишется.
Если ж звук без ударенья,Вызывает он сомненья.Безударный хитрый гласный,Слышим мы его прекрасно.А в письме какая буква?Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,Чтоб развеять все сомненья!Ударение над гласнойМожет сделать букву ясной! 
15