Комплексная работа над текстом на уроке русского языка в 6 классе. Тема. Глагол.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень
Питерского района Саратовской области»
Комплексная работа над текстом
на уроке русского языка в 6 классе.
Тема. Глагол.
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Байдулина Т. А.
2012 год
Тема. Глагол.
«Сентябрь. Охота».
1. Лексико-этимологическая страничка.
На этот месяц почему-то никто из римских императоров не обратил внимания. Так он и остался – септембр «седьмой». А на Руси ему много имён надавали. В сентябре уже иногда появляется иней, и месяц получил название вересень ( в древнеславянском вареснец «иней»). В сентябре много жёлтого цвета – и на деревьях, и на полях, и на лугах. А в древнерусском языке жёлтый цвет означался словом руен. Так и сентябрь назывался. А то, что в сентябре часто хмурится небо, иногда и ветер завывает, отразилось в названиях месяца: хмурень, ревун.
2. Речевая разминка.
Псовая охота.А. А. Фет.
Последний сноп свезён с нагих полей
По стоптанным гуляет жнивьям стадо.
И тянется станица журавлей
Над липником замолкнувшего сада.
Вчера зарёй впервые у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть.
Пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть.
В поля! В поля! Там с зелени бугров
Охотников внимательные взоры
Натешатся на острове лесов
И пёстрые лесные косогоры.
Уже давно, осыпавшись с вершин,
Осинников редеет глубь густая.
Над гулкими извивами долин
И ждёт рогов да заливного лая.
Семьи волков притон вчера открыт,
Удастся ли сегодня травля наша?
Но вот русак сверкнул из-под копыт,
Всё сорвалось - заварилась каша.
«Отбей собак! Скачи наперерез!»
И красный верх папахи вдаль помчался,
Но уж давно весь голосистый лес
На злобный лай стократно отозвался.
1858 год.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Каким чувством оно проникнуто?
- С помощью каких языковых средств автору удалось передать чувство радости
и восторга? Докажите.
3. Комплексная работа над текстом.
Охотники на привале.
Солнце чуть склонилось к вершинам елового леса. В нагретом воздухе пахло грибами и прелой травой. Что-то отяжелевшее, покойное, как дремота после обильного обеда, чувствовалось в природе. Ели бессильно повесили грузные лапы, на раскинувшейся в небе берёзе не шевелится ни один лист. Только умильное убаюкивающее воркование упрятанного в кустах ивняка тайного перекатца, только комариный писк над головой - немота кругом.
Охотники, лениво развалившиеся прямо на девственной лесной дороге, плотно заросшей мягкой травкой, испытывали смутную, пьянящую свободу. Нет ни забот, не о чем думать, просто живёшь, ловишь лицом лучи солнца, вдыхаешь запах грибов - собрат этим суровым елям, частица нетронутой природы, растворяйся в ней без остатка.
(В. Тендряков).
- Сделайте синтаксический разбор предложения: В нагретом воздухе пахло грибами и прелой хвоей.
- Произведите фонетический разбор слова хвоей.
- Сделайте морфемный разбор слов: чувствовать, растворяйся, пахло.
- Объясните лексическое значение слова привал.
- Произведите морфологический разбор слова растворяйся.
- Найдите орфограммы, изученные по теме «Глагол».
- Определите вид глаголов.
4. Речеведческий анализ текста.
Знакомая всем картина В. Г. Перова «Охотники на привале».
Старый охотник самозабвенно хвастается ,и, конечно, пересыпает свою речь всевозможными восклицаниями: О! А! Ну! Во-о! То-то! А может быть, и специальными, например, охотник кричит собаке: «Пиль!» (Возьми!), «Иси!» (Сюда!) А может, это такие выкрики, которые использует Некрасов в своём творчестве:
Пора! Ну! Ну! Не выдай конь!
Не выдавайте, собаченьки!
Эй, улю-лю! Родимые!
Эй, улю-лю, а-ту!
Молодой охотник верит старому. Он удивляется, восхищается, возможно, восклицает: Ну и ну! Ишь ты! Вот это да!
Ну а охотник, сидящий посредине? Скорее всего он и сам видал виды и сомневается в правдивости рассказа старого охотника. Он тоже, может быть, сопровождает рассказ своего товарища восклицаниями: Ну! А! Ишь ты!, но уже с совсем другой интонацией, с интонацией сомнения, неуверенности, а может быть, с интонацией даже иронической…
С. Перов, Т. Крестинская.
- Прочитайте текст.
- Какова его тема и идея?
- Определите стиль и тип речи?
- Приведите аргументы, доказывающие принадлежность текста
к данному стилю и типу речи.
5. Сочинение – миниатюра по музыкальным впечатлениям.
Прослушайте музыкальную пьесу «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года»
П. И. Чайковского.
- Какие образные картины возникли в вашем воображении при прослушивании
этой мелодии?
- Поделитесь своими впечатлениями, напишите сочинение-миниатюру на тему «Сентябрь. Охота».
Литература
Вершинина Г. Б. «Вольна о музыке глаголить».
Музыка на уроках развития речи.
Москва. «Новая школа» 1996 год.
Михайлова С. Ю. Сочинения по картине.
Москва. АСТ Астрель. 2004 год.
Розенвассер В. Б. Беседы об искусстве.
Москва. «Просвещение». 1979 год.
Русский язык. 6 класс. Дидактические материалы.
Москва. «Дрофа» 2000 год.