План-конспект урока по русскому языку Как отличить глагол от других частей речи в 3-м классе


План-конспект урока по русскому языку "Как отличить глагол от других частей речи" в 3-м классе
Конюхова Лариса Валентиновна, учитель начальных классов
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о глаголе ; формирование умения определять грамматические признаки глагола
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания обучающихся о глаголе.
Тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения)
.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку. 
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! За окном прекрасное зимнее утро: составьте словосочетания по схеме (И.сущ+ и.прил), которые помогут описать красоту природы зимой.
Слайд №2
Дети слушают, составляют словосочетания устно, лучшие можно записать в тетрадь
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Вспомните словосочетания которые вам понравились и запишите их в тетрадь (не менее 3-х). Определите род, число имен существительных.
-А как определить число и род имен прилагательных? Дети пишут
Проведем минутку чистописания.Каллиграфическое написание какой буквы будем сегодня отрабатывать? Буквы "Н"
Какие элементы используем для ее написания? Дети отвечают
Расскажите все, что вы знаете об этой букве. "Н" – согласная, непарная, звонкая, на письме может обозначать два звука [Н], [Н]
Показ учителем на доске Дети следят за письмом учителя
Напишите красиво и аккуратно по образцу. Дети пишут
Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какой город изображен на картинке? (Новгород) Город Новгород
Прочитайте слово, написанное на доске. Новгород
Почему написано с большой буквы? Название города, имя собственное
Как вы думаете, как образовалось название города? Сколько корней в этом слове? Выделите их. Пишем "О". Нужно запомнить
2. Актуализация знаний 1. –Ребята, а вы хотели бы поехать в этот город, чтобы увидеть все его достопримечательности?
-Этот город находится не так уж далеко от нас. На чем мы совершим путешествие в этот город?
Орфографическая игра «Поезд».
Цель – проверить знание сведений о глаголе. Обучающиеся «цепочкой» отвечали  на вопросы, помогая друг другу. Главной частью поезда являлся обучающийся,  который ответил на первый вопрос. После цеплялись вагончики, то есть следующие ребята, ответившие правильно на вопросы. Правила: в процессе ответа на вопрос поезд не двигается, а вот во время присоединения нового вагончика осуществляет маршрут по классу. Все те, кто участвовал в поездке, получали очки.
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)-Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
-Что является начальной формой глагола? (неопределенная форма глагола)
- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)
-А глаголы настоящего и будущего времени? (по лицам и числам)
Игра способствует развитию таких УУД: построение логической цепи рассуждений; построение речевого высказывания в устной и письменной речи; аргументация своего мнения.
Обучающиеся отвечают на вопросы, за правильные ответы получают смайлики
3. ЦелеполаганиеКакова тема нашего сегодняшнего урока?
Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
Слайд № 6
Повторить, что такое глагол
Повторить, чем отличается глагол от других частей речи
Научиться ставить глагол в начальную форму
Научиться определять время, число, лицо, род глагола
Повторить алгоритм разбора глагола по составу Дети записывают те слова, которые совпадают с изображением на картинке
4.Применение знаний и умений 1. Отличие глаголов от других частей речи
-Мы отправляемся в путь. Сейчас я буду называть то, что можно наблюдать из окна поезда, а ваша задача состоит в том, чтобы узнать глаголы и записать их столбиком в тетрадь.
Вот перед нами плавно проплывают заснеженные поля. Вдалеке виднеется лес. А вот видим одинокую сосну, которая согнулась под тяжестью снега.
-Проверим, то что у нас получилось
Слайд №7
Обучающиеся записывают глаголы, проверяют написанноеПроплывают
Виднеется
Видим
Согнулась
Как отличить глагол от других частей речи?
(по вопросу и значению) Дети вспоминают правило, что такое глагол, что обозначают глаголы
2. Повторение и закрепление знаний о начальной форме глагола
-Определите время записанных глаголов.
-Образуйте начальную форму этих глаголов
Работа в парах (взаимопроверка)
Слайд №8
-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
Проплывают -проплывать
Виднеется - виднеться
Видим - видеть
Согнулась – согнуться
-Что нужно помнить, когда образуем начальную форму глагола? (верно ставить вопросы, правильно определять вид глагола) Дети определяют время глаголов устно, затем в тетрадях записывают рядом начальную форму глаголов
3. Р.р. Самостоятельная работа
Слайд №9
-Спиши текст, вставь пропущенные слова. Определи время, род или лицо, число глаголов.
Новгород - ….. на берегу реки Волги. Здесь … легендарный летчик – испытатель Виктор Чкалов. В порт этого города …. корабли из многих городов.
_ Проверим
Слайд №9
Учащиеся записывают текст, вставляют пропущенные глаголы, определяют время, число, род или лицо глаголов.
4.Разбор глагола по составу
-Назовите глагол в последнем предложении
-Разберите слово по составу. Дети выполняют разбор слова по составу. Один из учащихся записывает слово на доске. Остальные проверяют.
5.Обобщение и закрепление знаний Игра «Угадайка»Образуй от имен существительных однокоренные глаголы единственного числа мужского рода прошедшего времени.
Бег
Смех
Танец
Веселье
Игра Ученики записывают однокоренные глаголы
Бежал
Смеялся
Танцевал
Веселился
Играл
-Какой частью речи являются образованные вами слова? Глаголами
-Что они обозначают? Действия предмета
6. Итог урока -С какой частью речи работали?
-Вернемся к тем задачам, которые мы ставили в начале урока.
Слайд №12
-Со всеми ли задачами нам удалось справиться? С глаголом
Еще раз зачитываются цели, определяем, выполнили задачу, поставленную на уроке или нет
7. Рефлексия Сегодня на уроке
открыл (а)…
научился (ась) …
увидел (а) …
задумался (ась) …
Дети самостоятельно оценивают свои знания на специальных карточках