Конспект урока по русскому языку, 3 класс Как отличить глагол от других частей речи

Урок русского языка во 3-м классе

8. Как отличить глагол от других частей речи?
(«Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)
Цель: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

- Осознание языка как средства общения; представление о богатых возможностях русского языка; элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. (Л.)
- Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
- Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)
-Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата. (К.)


- Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. (Л.)
- Понимать и принимать учебную задачу. Планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать его фиксацию в схематичной форме; на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его; использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как выполненных действий, так и результата. (Р.)
- Понимать информацию, представленную в словесной и модельной форме, использовать её для решения практических задач; понимать и применять разные способы фиксации информации. Осознавать и использовать общий способ действия для решения конкретных задач. (П-1.) Осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в тексте (П-2.)


Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось: -
Начинать урок пора!
Выполняют действия, которые отражены в стихотворении


Актуализация знаний
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо букв, слогов (правильное соединение букв), организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока


Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая минутка.
Б..лить, б..лезнь, гр..бник, приг..рюнился, уг..стить, г..стиница, загр..зняешь, гр..за.
– Какая орфограмма встретилась во всех словах? Как ее решили?
– Какие 2 группы можно составить из этих слов?




Письмо под диктовку.



Работа в парах.


III.Формирование предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель: Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)


Сообщение новой темы.
– Как вы отличаете имя существительное от глагола?
– Это и будет темой нашего урока.
Признаки

Существительное
Глагол

1. Обозначает предмет
1. Обозначает действие

2. Отвечает на вопросы: кто? что?
2. Отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что делать?

3. Изменяется по числам, по падежам
3. Изменяется по числам, по временам

– На какие пункты при определении части речи следует обратить особое внимание? (На пункты 1 и 2.)
– Найдите из орфографической минутки пару родственных слов, состоящую из глагола и существительного.
– Докажите, что это разные части речи.
– А вот Алёша легко решил эту «Орфографическую задачу». Прочитайте об этом на с. 84 учебника. Прав ли он?
– Что вы думаете о словах лежать, бег, ходьба? (Хоть они все называют действие, но они разные части речи.)
– Так что важно при определении части речи?
Чтение сообщения из упр. 254.









Работа по таблице.

















Самостоятельная работа.



Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» –
Им рукой не помогай.




Закрепление изученного материала.
1. – Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?
Игра «Сортировщики».
– Распределите слова по 3 группам: существительные, прилагательные и глагол.
Зелень, зеленеть, синий, зелёный, друг, синеть, дружный, синева, дружить.
Самопроверка с доски.
– Что можете сказать о словах каждого столбика? Что общего? (Это слова родственные, только разных частей речи.)
2. – Давайте еще раз вспомним о главных различиях у частей речи и заполним табличку из упр. 255.
Письмо по памяти:
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
– Определите, если сможете, у всех слов части речи.
– Найдите родственные слова. Докажите, что это слова разных частей речи.
3. – Образуйте от данных слов родственные слова другой части речи.
боль –
бег –
холод –
гадание –
5. Самостоятельная работа.
– Сделайте в тексте «окошки».
Детвора любит мастерить разные вещицы. Ребятишки принесли из леса сосновые шишки. Они запасли веточки и листочки. Надя Скворцова вырезала полоски из цветной бумаги. И вот открылась мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки.
– Выпишите из текста однокоренные слова с корнем припишите еще к ним два слова других частей речи.

Самостоятельная работа.






Самопроверка с доски.





Письмо по памяти.









Самостоятельная работа.



IV.Итог урока
Цель: способствовать формированию рефлексии


– Продолжите мое предложение:
Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно
– Проверьте себя! Посмотрите п. 1 памятки «Анализируем слово» на с. 134.

· Домашнее задание: упр. 258.
– Подумайте, сколько значений у слова «опушка».

Ответы учащихся.



15