Урок русского языка на тему Обобщение изученного по теме Наречие( 7 класс)


ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (7класс)
Учитель русского языка и литературы Ильина Любовь Алексеевна
Дата проведения: 15 февраля 2015г.
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 7класс
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи» (1 час)
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.
Развивающий аспект:
способствовать овладению культурой работы в группах, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
продолжить формирование навыков самостоятельной работы, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах; продолжить формирование навыков проектной деятельности.

Воспитательный аспект:
способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.
Программные требования Планируемые образовательные результаты:
Ученик по окончании изучения данной темы:
Личностные результаты
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. анализирует уровень своих знаний и способностей;
обнаруживает и формулирует проблему;
планирует способы решения возникших проблем;
формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
умеет слушать и слышать собеседника;
выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
переживает за общий успех команды.
Предметные результаты
умеют находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль формулирует правило правописания наречий
применяет правило правописания при решении лингвистических задач;
объясняет выбор написания .Технология обучения:
Метод проектов
Технология урока на деятельностной основе
Информационно-коммуникационные технологии
Форма урока: урок защиты проектов и практикум
Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Систематизация знаний.
Включение системы знаний в учебную деятельность.
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности
3 мин. Учитель создаёт проблемную ситуацию, называя имя урока. Морфологический портрет наречия.
Работа со значением слова портрет.
-Как отличить изображения на портретах?
- Так и у нашего портрета есть отличительные черты.
- На какие же черты обратим внимание? Учащиеся называют отличительные признаки портретов, соотносят их с темой урока.
Предлагают свои варианты .УУД:познавательные (извлечение информации из текста);
коммуникативные(формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества);
регулятивные (нравственно – этическое оценивание усвояемого содержания)Актуализация и пробное учебное действие
2 мин
- Наш коллектив художников много работал и желает представить свои проекты, которые помогут закончить работу над портретом.
-Что нужно для защиты? Высказывают своё мнение, обсуждают план урока. УУД: познавательные(пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему);коммуникативные (слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания)
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)
Систематизация знаний. 15 мин Учитель организует работу учащихся и жюри.
1.Индивидуальный проект«История слова наречие».
2. Групповой проект
«Наречие».
3.Групповой проект
«Это интересное наречие».
Обсуждение. Вопросы. Учащиеся представляют свои работы по плану, задают вопросы, могут высказать свою точку зрения и доказать её. УУД: познавательные(извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные(формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные(выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
Включение системы знаний в учебную деятельность.
5мин.
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
5 мин
Рефлексия учебной деятельности.
4 мин.
Информация о домашнем задании.
1 мин.
- Составили ли портрет? Для чего он нужен?
Учитель предлагает задания:
1.Составить текст, используя наречия. При чтении голосом выделяя голосом сочетания с наречием. Приложение№1
Игра «Узнай наречие».
2.Выборочный диктант
( разряды наречий).
Приложение №2

Учитель организует самопроверку и взаимопроверку работ, оценивает творческие работы учащихся.
Учитель предлагает познакомиться с 4 проектом:
« Сказки, которые помогут тебе быть грамотным»
Приложение №4
Заключительное слово жюри.
Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка»
Приложение 5
!!!!!!!!!!!!
Запишите домашнее задание:
1) упражнение № 486;
2) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учащиеся составляют текст, используя наречия.
Отличают наречия от кратких прилагательных, выполняют самопроверку.
Знают разряды наречий, умеют делать выбор, при затруднениях работать со схемой.
Приложение№3
Проводят самопроверку, взаимопроверку, фиксируют ошибки, оценивают работу по критериям, данным учителем.
Знакомят со своим проектом.
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»
Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности. УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания); коммуникативные (учёт разных мнений);регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);
регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

Приложение 1
Творческое задание.
1. Сочиняем рассказ.
Задание. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями. При чтении выделите голосом сочетания с наречием.
Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Приложение 2
1. Игра « Узнай наречие». Прилагательное или наречие? Хлопните
Задание. Хлопните, если в словосочетаниях есть наречие.
Взлететь высоко –
Говорил громко –
Полотно красиво –
Рисует красиво –
Здание высоко –
Движение быстро –
Плыл быстро –
Звучание громко –
Утро прохладно –
2. Выборочный диктант.
Задание. Запишите слова, подчеркните
1 вариант - наречия образа действия. 2 вариант – наречия места.
Красиво, влево, по-хорошему, очень, вбок, спроста, со зла, недалеко, пешком, наизусть, назло, сверху.
Ответ 1 вариант 2 вариант
Красиво влево
по-хорошему вбок
наизусть, недалеко
пешком сверху

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся остальные наречия.
1. Назло – цели.
2. очень – меры и степени.
3. Спроста, со зла – причины.

Приложение 3
Возьмите на заметку! Теоретический материал.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:
имя прилагательное наречие
1) обозначает признак предмета 1) обозначает признак действия;
2) относится к имени существительному 2) относится к глаголу
3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 3) отвечает на вопросы как? каким образом?
4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки. 4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

Приложение 4
Сказки, которые помогут тебе быть грамотным
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Жили-были три друга ш, ч, ж и был мягкий знак. Он дружил с ж только на день рождения, потому что ему хотелось жить весело. А не дружил мягкий знак с ж, потому что он был плохим другом.
Наречие
В одном городе жило-было наречие. Наречие очень рано стало самостоятельной и всегда задавало вопросы как? где? куда? зачем? Родителям не нравилось, что Наречие постоянно задаёт вопросы.
Из-за этого они отправили Наречие на лето к бабушке. У бабушки Наречие познакомилась с Глаголом и с другими друзьями. Наречие всегда играло с Глаголом и считало его своим
другом
Приложение 5
Самооценка
№ Вопросы Да Нет
1. Все задания показались мне лёгкими 2. Все задания показались мне трудными 3. На уроке были и легкие, и трудные задания 4. Я легко справился со всеми заданиями 5. Некоторые задания вызвали у меня затруднения 6. Я выполнил все задания правильно