Индивидуальная образовательная траектория профессионального саморазвития мастера производственного обучения в межаттестационный период
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский областной техникум
аграрного и промышленного сервиса»
ДОКЛАД
на тему:
«Индивидуальная образовательная траектория профессионального саморазвития мастера производственного обучения в межаттестационный период»
Материал подготовила
мастер производственного обучения
профессия СПО: 190631.01 «Автомеханик
С.В. Зайцева
2014г., Самара
Индивидуальная образовательная траектория профессионального саморазвития мастера производственного обучения в межаттестационный период
С.В. Зайцева, мастер производственного обучения
ГБОУ СПО «Самарский областной техникум аграрного
и промышленного сервиса» г.о. Самара
В докладе проанализирована индивидуальная образовательная траектория профессионального саморазвития мастера производственного обучения в межаттестационный период. Определены принципы и этапы этого процесса.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие мастера производственного обучения, межаттестационный период, индивидуальная образовательная траектория.
Важным условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Процессом, что предопределяет создание в системе непрерывного образования и самообразования условий для развития индивидуального стиля в профессиональной деятельности мастера производственного обучения, познание и усвоение новых ценностей, стимулирует творческий поиск специалистов, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценки профессиональной деятельности мастера производственного обучения, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогических работников осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются: формирование у выпускников образовательной организации готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту. Следовательно, непрерывное образование работников учебных заведений предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации (Центр Профессионального Образования), но и организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учётом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагогов, в частности мастеров производственного обучения, а также требований и целей образовательной организации. В условиях непрерывного образования педагогические работники выступают целостными субъектами профессиональной деятельности, активными, свободными и ответственными в проектировании, осуществлении и творческом реформировании собственного профессионального саморазвития.
В результате осмысления методологических основ новой образовательной парадигмы каждый педагогический работник, в частности мастер производственного обучения, должен научиться:
1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития;
2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учётом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, поведенческих моделей, ценностных установок, образовательно-личностных потребностей и запросов;
3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития и саморазвития;
4) вести самостоятельно-творческий поиск профессионально значимой информации;
5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения.
Межаттестационный период охватывает пространство между курсами, различные формы методической работы и самообразовательную деятельность педагога (мастера производственного обучения).
Межаттестационный период это выполнение рекомендаций, реализация проектной части аналитического отчёта, улучшение практической деятельности педагога; мониторинг уровня квалификации, профессиональной компетенции, производительности мастера производственного обучения.
Определим принципы организации межаттестационного периода:
динамизм,
вариативность,
модульность,
взаимодействие,
массовость,
практическая направленность,
результативность.
Межаттестационный период педагогического работника (мастера производственного обучения) охватывает следующие этапы:
1. Прогностический этап (оценка педагогической деятельности и разработка программы самообразования).
2. Технологический этап (реализация программы профессионального развития).
3. Аналитический этап предполагает соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами профессионального развития.
Основные виды деятельности мастера производственного обучения в межаттестационный период следующие:
участие в опытно-экспериментальной работе,
участие в методических заседаниях,
обсуждение учебно-методической литературы и т. д.
Является инновационным составление педагогическим работником (мастером производственного обучения) индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) или индивидуального маршрута.
Индивидуальная образовательная траектория - это специфическая инновация в системе повышения квалификации, что предусматривает определение перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста мастера производственного обучения, направлений, средств, форм повышения квалификации, прогнозирования вероятных рисков на этом пути и средств их преодоления.
Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для мастера производственного обучения путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности мастера производственного обучения на рынке образовательных услуг.
Индивидуальные образовательные траектории помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы мастера производственного обучения, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам, проследить траекторию профессионального роста мастера производственного обучения на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать учебный процесс.
Реализуя индивидуальную образовательную траекторию, мастер производственного обучения может наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбора методики и технологии преподавания (основываясь на индивидуальных особенностях: темпераменте, характере и т. д.), отслеживать результаты образовательного процесса.
Принципы, которые реализуются в процессе выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий в течение всех этапов межаттестационного периода:
1) системность, вертикальная и горизонтальная целостность непрерывного образовательного процесса;
2) интеграция формального, неформального и информального образования, учебной, практической и самообразовательной деятельности;
3) учёта содержания учебно-производственных потребностей мастера производственного обучения на различных стадиях жизненного цикла;
4) единство профессионального, общего и гуманитарного образования и т. д.
Путь непрерывного профессионального развития мастера производственного обучения, формирование и совершенствование профессиональной компетентности может состоять из таких индивидуальных образовательных траекторий:
1) индивидуальная траектория выявления индивидуально-личностных и профессиональных установок мастера производственного обучения, уровня профессиональной компетентности, сформированных компетенций, мотивации профессионального роста;
2) индивидуальная траектория осуществления вариативного выбора в многомерном дифференцированном образовательном пространстве целей и средств профессионального развития и саморазвития, планов, программ, проектов, факультативов;
3) индивидуальная траектория изучения модульных учебных программ повышения квалификации как системы кредитных (содержательных и вариативных) модулей с выбором индивидуальных уровней и сроков освоения материала;
4) индивидуальная траектория по организации самостоятельной и индивидуальной работы на основе разработанного комплекса учебно-методических материалов, дополнительной электронной библиотеки, задач;
5) индивидуальная траектория планирования и создания методического продукта курсовой подготовки;
6) индивидуальная траектория углубления профессиональных компетенций, применение приобретенных знаний на практике;
7) индивидуальная образовательная траектория планирования и создания методического продукта межаттестационного цикла.
Следовательно, индивидуальная образовательная траектория - это результат реализации профессионально-личностного потенциала мастера производственного обучения через осуществление соответствующих видов деятельности на всех этапах профессионализации.
Проектирование и реализация профессионального развития и саморазвития педагогического работника, в частности мастера производственного обучения по индивидуальным образовательным траекториям основывается на инновационных требованиях общества и образования, потребностях современного рынка труда, теоретических положениях компетентностного подхода к организации процесса, научно обоснованной модели внедрения системы непрерывного образования.
Индивидуальная программа профессионального развития мастера производственного обучения состоит из следующих разделов:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
усвоение педагогических технологий;
создание собственной методической системы;
разработка диагностического инструментария;
участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы;
обучение на курсах повышения квалификации;
участие в работе творческих экспериментальных групп;
проведение индивидуально-исследовательской и экспериментальной работы;
обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-классы и т. д.).
Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития мастера производственного обучения может быть портфолио, которое он формирует в течение всего межаттестационного периода.
Портфолио (от франц. porter излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) досье, результаты достижений .
Цель портфолио - фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда мастера производственного обучения за 5 лет.
В портфолио содержатся материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии и рукописные материалы). Эти материалы рассматриваются как свидетельство профессионализма мастера производственного обучения. Это позволяет мастеру производственного обучения провести самоанализ профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые мастером производственного обучения в разнообразных видах деятельности: учебной, учебно-производственной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального развития и саморазвития, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
В методический портфолио можно вложить материалы, накопленные в межаттестационный период:
методические разработки,
публикации в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы, разработанные в межаттестационный период;
деловые игры;
дидактические и контрольно-измерительные материалы и т.д.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития мастера производственного обучения в межаттестационный период охватывает такие элементы:
формирование готовности мастера производственного обучения к самообразованию;
формирование опыта самообразовательной деятельности;
развитие профессиональной компетентности;
совершенствование личности и деятельности профессионала.
Литература
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников. Методическое пособие. Москва, 2010.
Г.Д. Бухарова. Л.Д. Старикова. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие. Москва, «Академия», 2009.
Педагогика профессионального образования. Учебное пособие. Москва, «Академия», 2008.
А.В. Хуторской. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. Москва, «Академия», 2008.
С.Д. Якушева. Основы педагогического мастерства. Учебное издание. Москва, «Академия», 2009.
В.В. Кузнецов. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Москва, «Академия», 2007.
Педагогика: теории, системы, технологии. Учебное издание. Москва, «Академия», 2007.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». Учебное пособие. Москва, «Академия», 2008.
Роль проектно-исследовательской деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траекториистудентов колледжа
Чачакова Лилия Ураловна
ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж
г.о. Тольятти
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются: формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких способностей возможно через развитие его личностных качеств, способностей, черт характера, учета особенностей психо-физиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.
Важной задачей, стоящей перед профессиональной образовательной организацией в новых условиях, является создание необходимых организационно-педагогических условий успешности профессиональной подготовки специалистов с учетом личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Организационно-педагогические условия включают в себя личностно ориентированную образовательную парадигму, что предполагает определение индивидуальной траектории образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения каждого студента, её целей и путей реализации.
Реализация индивидуальной профессионально-личностной траектории основывается на следующих принципах: развития учебно-профессиональной мотивации; направленности на саморазвитие и самосовершенствование; ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого изучения; связи с реальным производством; использования современных педагогических технологий; активизации учебно-исследовательской проектной работы студентов.
Неоценима роль учебно-исследовательской проектной деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов, в формировании общих компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного профессионального саморазвития; в предоставлении студенту возможностей для предъявления собственной успешности.
Учебно-исследовательская проектная работа студентов является важной составляющей реализации одной из приоритетных задач нашего колледжа - социализации личности студентов, как основы последующей профессиональной успешности.
Основной формой реализации учебно-исследовательской работы в колледже является подготовка проектов различной типов: информационных, исследовательских, творческих, практико-ориентированных по направлениям, связанным с изучением общеобразовательных и профессионально-направленных дисциплин в колледже.
Результатом такой работы является участие в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах, публикации студенческих работ в сборниках конференций. Ежегодно наши студенты принимают участие и занимают призовые места в конференциях различного уровня, от колледжного до регионального, всероссийского и международного.
Среди лучших проектно-исследовательских работ можно отметить следующие: «Исследование способов декорирования среды с различными функциональными направлениями», подготовленный студентами специальности 070602.51 Дизайн (по отраслям); «Оценка использования различных видов рекламы при создании благоприятного имиджа образовательного учреждения», подготовленный студентами специальности 032401.51 Реклама; «Исследование возможностей реализации электронных учебных пособий», «Исследование возможностей сайта колледжа как одного из актуальных каналов коммуникации», подготовленные студентами специальности 230105.51 Программное обеспечение ВТ и АС; проекты по общеобразовательным дисциплинам «Выявление причин изменения норм русского языка», «Создание сценария литературно-музыкального вечера, на основе исследования художественных особенностей поэтического мира М.Ю.Лермонтова», «Эпоха дворцовых переворотов», «Исследование возможностей реализации Интернет-страниц “Learn English” на сайте колледжа», «Исследование особенностей межкультурного делового общения на английском языке».
Итоги участия студентов в различных мероприятиях находят свое отражение в портфолио индивидуальных достижений студентов, которое является суммой «образовательных и исследовательских продуктов» студента, позволяющей студенту планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности по реализации индивидуально-образовательной траектории успешности.
Практические результаты проектно-исследовательской деятельности показывают что студенты, активные её участники, проявляют большую заинтересованность в учебе и внеучебной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточных и итоговых аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, формированию которых способствует личностно-деятельный характер проектно-исследовательской работы.
В целом, учебно-исследовательская проектная деятельность как важная составляющая реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов предоставляет возможности для предъявления успешности студентов и, в конечном итоге, имеет своей целью подготовку творческой, конкурентоспособной, социально ориентированной личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Литература
1. Болдырев Е.В., Пастухова И.П. Подготовка студентов к проектно-инновационной деятельности: теоретическая модель и опыт ее реализации./ Среднее профессиональное образование, 2013.- № 1.-С. 35.
2. Лобашев В.Д., Федоров А.М. Построение маршрута личностно ориентированного обучения./Среднее профессиональное образование, 2012.- № 5.-С. 37.
3. Хуторской А.В., Король А.Д., Андрианова Г.А. Компетенции успеха. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - Режим доступа к журн.: http://www.eidos.ru/journal/.
4. www. nsportal.ru/.../individualnye-obrazovatelnye-traektorii-kak-sredstvo razvitiya-u
Индивидуализация профессионального образования как обязательное условие профессиональной успешности выпускников колледжа
Васильева Л.В., директор ГБОУ СПО Тольяттинского социально-экономического колледжа, г. Тольятти
Социализация это процесс и результат освоения и последующего активного накопления студентом социального опыта. Социализация не может происходить без включения субъекта в активный деятельностный процесс, который играет большую роль в его развитии. Другими словами, перед студентом должны все время вставать задачи, значимые для него, в решении которых он должен играть первостепенную роль. Этот процесс, начавшись в годы обучения в колледже, может и должен стать определяющим в дальнейшем профессиональном развитии выпускника, т.к. в период обучения в колледже важно определить основные концепты и константы, которые будут формировать и корректировать его профессионально-личностную траекторию в дальнейшем.
Началом такого активного профессионального развития может и должно явиться построение индивидуальной профессионально-личностной траектории как средство формирования профессиональной успешности студентов.
Основная цель выстраивания индивидуальной профессионально-личностной траектории – оказание будущему специалисту поддержки в его профессиональном становлении уже на ранней стадии профессионализации.
Понятие индивидуальной профессионально-личностной траектории студента, которая определяется как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающего готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной среды, является базовым в логике федерального государственного образовательного стандарта. Ведь при закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступеней развития и самореализации, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. В связи с этим, траектории личностного профессионального развития у всех студентов будут разными.
Представляется, что технология выстраивания индивидуальной профессионально-личностной траектории студента должна содержать три основных взаимосвязанных структурных компонента: образовательный маршрут, образовательная траектория, индивидуальная профессионально-личностная траектория. Образовательный маршрут определяет путь, который студент должен пройти в процессе профессионального обучения. Образовательная траектория предполагает особенности продвижения студентов по этому маршруту в направлении профессионально-личностного развития через освоение ими профессиональных компетенций. Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет индивидуализировать процесс профессионального становления специалиста, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию и проектирование личностного и профессионального развития. Гибкость определенной индивидуальной профессионально-личностной траектории должна реализовываться за счет вариативных структурных компонентов и их эффективного взаимодействия.
Индивидуализация профессионального образования в колледже может быть обеспечена только с учетом следующих условий.
Во-первых, индивидуальная профессионально-личностная траектория должна рассматриваться как неповторимая последовательность движения студента в направлении профессионально-личностного развития через освоение профессиональных компетенций. В структуре индивидуальной профессионально-личностной траектории выделяются инвариантный и вариативный компоненты, обеспечивающие будущему специалисту возможность выбора способов и средств профессионально-личностного саморазвития.
Во-вторых, модель индивидуальной профессионально-личностной траектории студента колледжа в процессе обучения в колледже в обязательной порядке должна включать следующие структурные компоненты: определение собственной иерархии профессиональных компетенций; диагностика и самодиагностика профессиональной и личностной готовности студента; проектирование студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности; защита индивидуальных профессиональных проектов и их реализация; демонстрация профессиональных и личностных достижений; рефлексивная оценка результатов обучения в процессе их коллективного обсуждения.
В-третьих, условиями выбора и реализации индивидуальных профессионально-личностных траекторий студентами должны стать: ориентация на успешное профессиональное становление специалиста; интеграция теоретического обучения и собственной профессиональной деятельности студентов; рефлексия; стимулирование познавательной активности; определение профессиональных компетенций и диагностика уровня их освоения студентами; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение студентов.
В свете изложенного закономерным является тот факт, что в профессиональной парадигме педагогических технологий на первый план должны выступить инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, способствующие формированию комплекса компетенций.
Работающей формой выстраивания и сопровождения индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать так называемая «дорожная карта студента», в которой отражены предусмотренные ФГОСом виды деятельности, образовательные ресурсы для их формирования и степень участия студента. Данную карту студенты заполняют самостоятельно, делая акцент на том, чтобы показать степень профессионально-личностного приращения. Основной формой сопровождения продвижения студента по «дорожной карте» выступают индивидуальные беседы, в ходе которых преподаватель, выступающий в роли тьютора, помогает студенту самому находить ответы на интересующие его вопросы. Если инструмент преподавателя в основном – это ответы на вопросы, разъяснение учебного и методического материала, то инструмент работы тьютора – углубление вопросов, возникающих у студента. Тьюторство – это инновационная в российском образовании педагогическая деятельность, которая является в современных условиях важным ресурсом модернизации профессиональной школы. Продуктом подобной тьюторской деятельности должны стать созданное студентом «портфолио» как портфеля его профессионально-личностных достижений, отражающих успешное продвижение по «дорожной карте».
Обучение в колледже является для студента профессиональным пространством. В этот период обучающийся, сознательно или нет, но изменяет себя. У него возникают, развиваются, начинают доминировать одни качества или ослабевают, перестают играть должную роль другие. В этом процессе необходимо найти определенные методы учебно-воспитательной работы, чтобы профессиональное развитие студентов не было спонтанным, а шло под руководством в русле определенной для каждого студента своей профессионально-личностной траектории.
Траектория профессионального развития студентов как педагогическая категория
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к определению категории траектория профессионального развития студентов в период их обучения в вузе, приводится ряд веских оснований для уточнения данного понятия. А также рассматривается само определение траектории профессионального развития студентов, т.к. оно не имеет общепринятого значения и постоянно меняется под влиянием различных научных подходов. В настоящей статье под траекторией профессионального развития студентов будет пониматься процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды.
Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития.
Key words: professional development, trajectory of professional development.
Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к совершенствованию теоретической и практической подготовки педагогов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни в обществе. При этом важно оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении, например, при помощи построения индивидуальной траектории профессионального развития студента в период профессионального обучения в вузе на ранней стадии профессионализации. При закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступени взрослости, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна, а по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно потребностные сферы неодинаковы, как неодинаково развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, они всегда в большей или меньшей степени отличаются друг от друга и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и труда тоже будут не совпадать. В связи с этим, траектории личностного профессионального развития у всех студентов будут разными.
Обратимся к понятию «траектория». С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как «линия движения чего-либо» [6]. Движение в развитии человека – это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель. Развитие происходит в деятельности, которую современная наука рассматривает как систему, включенную в общественные отношения. По мнению А.Н. Леонтьева [4], вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Основным видом деятельности человека является труд, а именно, профессиональная деятельность. Поскольку человек существо социальное то также принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Являясь объектом социальных воздействий он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всей жизни человека. С педагогической точки зрения, социализация это процесс и результат усвоения и последующего активного производства индивидом социального опыта [1]. В этом процессе образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое в общественном престиже образования. Социализация не может происходить без включения субъекта в активный деятельностный процесс, который играет большую роль в его развитии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что перед человеком должны все время вставать задачи, значимые для него, в решение которых он должен включаться [8]. Только через активную деятельность личность может добиться успеха и в профессиональной сфере. Профессиональный рост личности осуществляется путем постепенного накопления опыта взаимодействия с окружающим социумом, усвоения общественных форм сознания и поведения. Говоря о социализации, отмечаем, что этот процесс накладывает отпечаток на профессиональное развитие, так как в целом профессиональное развитие это присвоение различных аспектов труда (профессиональных ролей, мотивации, знаний, навыков, опыта), то есть это процесс социализации, происходящий в онтогенезе человека, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план.
Рассмотрев некоторые аспекты понятия «развитие личности» и «профессиональное развитие», мы определились в мысли, что внутреннее развитие личности сопровождается влиянием извне, которое можно определить как основу для моделирования определенного вектора, траектории развития, в том числе и профессионального.
Э.Ф. Зеер движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяет следующими тремя факторами:
- возрастными изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности;
- системой непрерывного образования;
- ведущей профессионально-ориентированной деятельностью.
Взаимовлиянием данных трех факторов является профессиональное развитие личности движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной биографии. Э.Ф. Зеер отмечает, что «индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленное нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркаций). «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, деформации, профессионально обусловленные акцентуации, социально-профессиональные инциденты, неблагоприятное стечение обстоятельств, случайности. Область, ограниченная этими координатами, образует личностно-профессиональный потенциал человека» [3].
Профессиональным пространством для студента является обучение в вузе. Установление закономерностей профессионального развития личности будущего специалиста обуславливается, с одной стороны, содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса, а с другой субъективными факторами. Во время обучения в вузе обучающийся сознательно или нет, но изменяет себя. У него возникают, развиваются, начинают доминировать одни качества или ослабевают, перестают играть должную роль другие. В этом процессе необходимо найти определенные методы учебно-воспитательной работы, чтобы профессиональное развитие студентов не было спонтанным, а шло под руководством в русле определенной для каждого студента своей траектории. Нельзя не согласиться с мыслью Ф.И. Перегудова о том, что: «Поскольку любая личность неповторима, то в идеале каждый человек имеет право на дружественную ему систему образования, продвижение по «собственной образовательной траектории», которой не чужд индивидуальный подход, постоянная психодиагностическая и профориентационная поддержка» [7]. Интерес представляет также точка зрения Т.А. Макаренко, которая индивидуальную траекторию профессионального развития студента рассматривает как путь саморазвития личности в будущей профессиональной деятельности посредством создания профессиональной среды, организации психолого-педагогической поддержки, оказания помощи в профессиональном росте, исходя из проявления индивидуальных качеств личности [5].
Рассмотрение вышеобозначенных моментов, подвело нас к формулировке понятия индивидуальная траектория профессионального развития студента, которая понимается нами как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды. В нашем исследовании мы исходим из того, что профессиональное поле вуза, то есть соответствующе организованный учебно-воспитательный процесс становится внешним регулятором по отношению к каждому студенту. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности происходит в процессе перехода внешних регуляторов во внутренние. Эффективность этого процесса зависит и от внешних условий и от внутренних субъективных позиций студента, которые развиваются в период обучения. Развитие субъектной позиции студента включает: формирование умений самопознания, рефлексии, эмпатийной способности, коммуникабельности; овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиление личностной и профессиональной самореализации. Субъектность выступает высшим уровнем активности студента и отражается в направленности и осознанности его деятельности, в его способности к саморазвитию [2]. Все эти моменты, как нам видится, должны формироваться на базе индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, а также благодаря усилению роли учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического сопровождения и повышению значимости у студентов личностных и профессиональных позиций.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан СПб., Питер, 2000г.
2. Ведерникова, Л.В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов: моногр./ Л.В. Ведерникова, Ю.В. Рындина. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012г.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход/ Э.Ф. Зеер // Образование и наука 2003г. № 5.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев Москва: Политиздат, 1975г.
5. Макаренко, Т.А. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих социальных педагогов: автореф. дис. кандидата педагогических наук / Т.А. Макаренко. Якутск, 2006г.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений// Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999г.
7. Перегудов, Ф.И. Системная деятельность и образование / Ф.И. Перегудов // Качество высшего образования. Хельсинки, 1990г.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. Москва: Педагогика, 1989г.