Статья на тему МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Электронный научный журнал (Педагогические науки)
Якубова Умида Мухтаровна
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ГБОУ школа №426 г.Москва
1. Иванов И.И., Сидоров И.С. Построение финансовой модели инвестпроекта // Электронный научный журнал. 2015. № 1(5). С. 23-24.
2. Сидоровский И.И. Финансовый консалтинг // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. М., 2013. С. 114.
3. Петровичев П.И. Построение системы развития предприятия. Автореферат диссертации. М., 2012. 212 с.
4.Нардов В.Р. Бизнес-план: структура и особенности. URL: http://scjour.ru/docs/bp.2015.01.11.pdf.
5. Ivanoff I.S., Petrov P.P. Financial consulting. Electronic journal. 2015. Vol. 1(5). p. 25-26.
Аннотация. В проекте определены основные факторы влияния использования нетрадиционных материалов в процессе обучения; рассмотрен принцип системно-деятельностного подхода к преподаванию изобразительного искусства и возможность достижения лучшего освоения материала урока с его помощью. На примере органических материалов, раскрыты положительные аспекты использования нетрадиционных материалов в работе с учениками младшего школьного возраста.
Ключевые слова: системно - деятельностный подход, органические материалы, личностные результаты, предметные результаты, младший школьный возраст.
Педагогика как наука имеет многовековую историю, хотя урок, в том виде, в котором мы привыкли его понимать, возник сравнительно недавно – около 400 лет назад, в Европе, а основы дидактики и классно-урочной системы были заложены Яном Амосом Коменским в XVII веке. Его гипотезы базируются на работах античных философов и гуманистов эпохи Возрождения и трех основополагающих, сформулированных им самим принципах: «прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий…; второе — необходимость подчинить необъятные масштабы событий определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему; наконец — стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая… должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной в Священном Писании»».
За время своего существования урок претерпел огромное количество трансформаций и усовершенствований, пусть и не всегда удачных. Огромное количество педагогов и психологов на протяжении многих лет занимались поиском оптимального инструментария и формата занятий с детьми/школьниками различных возрастов, для того чтобы максимально увеличить объём усвоенного материала. Если верить исследованиям последних лет, то процент освоенного материала, т.е. то, что ребёнок запомнил и в состоянии применить в собственном эмпирическом опыте составляет 3% от материала урока и лишь в исключительных случаях достигает 20% - у самых талантливых преподавателей.
С продолжительностью по времени, казалось бы, всё просто: психологи довольно давно определили, что 40-45 минут – это максимально возможное время, в течение которого учащийся в состоянии сохранять более или менее сконцентрированное внимание на теме урока и на том, что говорит педагог. Вторым и, наиболее важным фактором хорошего урока является формат подачи материала. Изучив современные методики преподавания и многолетний опыт успешных педагогов различных областей можно сделать вывод: контент, предложенный на уроке не должен быть образовательным в чистом виде, он должен предоставлять учащемуся возможность делать выбор, проводить собственную научную работу или исследование. Именно поэтому на сегодняшний день огромное количество специалистов занято разработками в сфере технологий и педагогического инструментария. Одной из самых интересных теорий в этой области, как мы полагаем, является разработка уроков с применением системно-деятельностного подхода. Суть подхода заключается в комбинировании исследовательской работы учащегося и соблюдения КЭС (контролируемые элементы содержания), которые необходимы для успешного прохождения школьником процесса обучения.
Эти педагогические установки справедливы и в процессе преподавания изобразительного искусства в младшей школе. Наиболее действенны, при применении такого подхода к обучению, методики использования нетрадиционных материалов – песка, пластилина, соленого теста, круп, сухих листьев.
Уникальность уроков с использованием нетрадиционных материалов, в том, что они помогают компилировать все три типа задач, а значит достигать большего результата.
В процессе планирования занятия педагог ставит перед собой конкретный вопрос: зачем этот урок нужен детям? При этом, ответ на вопрос должен быть актуален для самих детей, иначе пропадает интерес, а как следствие, падает КПД от урока. Попытаемся разобрать эту проблему на примере использования органических материалов в процессе преподавания изобразительного искусства.
Цель планируемого урока: научить детей самостоятельно, с помощью растительных материалов, создавать коллажи.
Задачи: развить навыки индивидуальной творческой работы; рассказать детям о типичных растениях средней полосы России; рассказать о свойствах органических материалов; развить у детей способность к творческому (нестандартному) взгляду на обычные, повседневные предметы. В план урока может быть включён индивидуальный отбор школьниками материала для работы – таким образом, мы сразу получаем метапредметные результаты, которые легко включить в КЭС урока. Мы приходим к междисциплинарному уроку, который помимо своих прямых задач, выполняет задачу инклюзивности приобретённого опыта – т.е. помогает школьнику понять взаимосвязи между различными предметами, а в дальнейшем сферами жизнедеятельности, и научиться их использовать для успешного индивидуального творчества и работы.
Вторым, несомненно положительным фактором, при выборе органических и растительных материалов для проведения урока является возможность показать детям нестандартный подход к стандартным вещам. В психологии давно установлено, что человек за свою жизнь обрастает стереотипами и его мышление становится системным, а у ребёнка этих стереотипов ещё нет, школьник может мыслить индивидуально, смотреть на мир не «замыленным взглядом», проецировать происходящее на самого себя. Это свойство очень ценно и именно оно, если его удаётся сохранить с годами, что большая редкость, является источником открытий и прорывов во всех сферах человеческой деятельности. Из вышесказанного следует, что применение стандартного (в данном случае растительного материала) в нестандартных условиях помогает преодолеть барьер стереотипов, которые социум и ближайшее окружение навязывают ребёнку практически с самого рождения.
Преподавание изобразительного искусства в целом, предполагает раскрытие творческого потенциала, следовательно, как задача урока – достижение личностных результатов, а конкретно навыков индивидуальной творческой работы вполне достижима и актуальна. В случае с вышеприведённым примером (коллаж животного), целями урока могут быть не только личностные и метапредметные результаты, но и вполне конкретные - предметные. К примеру, если дать детям общие понятия о материалах, с которыми им предстоит работать или, что более грамотно с точки зрения педагогики, поставить перед школьниками задачу атрибутирования тех материалов, которые они выбрали для работы. Т.е. предложенный материал, изученный школьниками при помощи педагога, может стать хорошей информационной базой урока (цвет, тип, вид растений, их описание, свойства и пр.).
Сочетание нетрадиционных технологий преподавания и материалов имеет большие перспективы в школьной педагогике, т.к. это сочетание помогает достичь двух важнейших педагогических задач: первое – научение ребёнка самостоятельно работать и справляться с проблемами (взвешивать «за» и «против», принимать решение и нести за него ответственность) и второе – избавляться от стереотипности, которая преследует нас в современном обществе.В заключение можно сказать, что использование нетрадиционных материалов, будь то растительные материалы, песок или, к примеру, мелкая канцелярская продукция (для создания коллажей), развивает воображение, креативное мышление у детей младшего и старшего школьного возраста, учит эстетике восприятия цветовых соотношений, оценке визуальной культуры города, улицы, прилегающей к дому территории открывают новые горизонты в структурном построении плана урока и дидактических разработок, качественно повышая уровень предлагаемого материала и расширяя результативные границы как в рамках КЭС, так и в рамках типологии по теории структурно-деятельностного подхода в педагогике. Таким образом, преподаватель достигает самого главного – освоения и закрепления предоставленного материала в максимально возможном объёме. По окончании урока ребёнок не столько владеет информацией («что?»), сколько владеет знанием («как применить?»), пригодным для дальнейшего использования и самостоятельного развития творческого потенциала.
Младший школьный возраст довольно сложный и важный период в воспитании ребёнка и часть ответственности за становление личности ложится на плечи школьного учителя, в том числе, и за воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса и применение новаторского подхода к структуре и методам обучения зачастую могут давать прекрасные результаты с точки зрения как педагогики, так и психологии ученика младшего школьного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Дмитренко Н.О. Организация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках ИЗО. Педагогика искусства http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015;
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 с.;
Нестерова Н.Г. Методика обучения основам декоративно-прикладного искусства младших школьников и подростков. ПЕДСОВЕТ / Медиатека / 7. Дополнительное образование / Доклады, выступления, публикации, 2014.
http://pedsovet.orgОлесина Е.П. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся. Педагогика искусства http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015;
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г; Методическое пособие
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) от 6 октября 2009 г.
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai