Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»


Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»
Цель:
Обучающая: определить тему и идею сказки, сопоставить образы генералов и мужика, изображенные в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Развивающая: развивать умение анализировать литературное произведение, сравнивать литературные персонажи.
Воспитывающая: воспитывать потребность ценить труд людей.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: усвоение новых знаний
Прогнозируемый результат: учащиеся знают тему и идею сказки, сравнили образы генералов и мужика
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Работа над развитием памяти
1) Викторина «Кто лучше знает сказку?»
1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
2. В чём мужик варил суп?
3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
6. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
8. Из чего мужик сделал силки для птиц?
9. Как генералы вернулись домой?
10. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
11. Чем генералы наградили мужика?
III. Новая тема.
Работа над развитием памяти, речемыслительной деятельности
1) Словарная работа
Невежество – отсутствие знаний, некультурность.
Паразитизм – жить за счет другого, тунеядство.
2) Вступительное слово
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор затронул очень серьезную проблему: почему одни люди живут за счет других? Почему люди безропотно подчиняются другим? Что делать, чтобы подобного не было? В «Повести…» автор обвиняет общество, в котором такое возможно. Чтобы избежать цензуры, он пишет повесть в виде сказки.
3) Вопросно-ответная беседа
- Почему генералы оказались на необитаемом острове? (Генералы «оба были легкомысленны», т.е. несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны.)
- Что вы можете сказать о «биографии» генералов? (У генералов нет семьи, нет близких.) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились и воспитывались и даже состарились, следовательно, ничего не понимали, - говорит о них сатирик. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.
- Как крестьян выпускали на «волю»? (Значительно обобрав их)
- Как генералов выпустили на «волю»? (Обеспечили солидной пенсией)
- Что символизирует необитаемый остров? (Символ перемен, символ новой жизни. Не случайно там оказались не только генералы, но и мужик.)- Почему генералы взволнованы? (Лишились привычного комфорта)
- Что происходит с генералами?
4) Вывод: генералы начинают понимать суть вещей. Но у них нет сноровки, нет упорства, нет привычки трудиться, хотя они не раз слыхали библейскую заповедь – в поте лица добывать свой хлеб. Но они привыкли к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой.
5) Работа с текстом.
Чтение со слов «Сказано – сделано.» на с. 271 до слов «Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками»
6) Вопросно-ответная беседа
- Что генералы нашли на острове? (газету «Московские ведомости»)
- Почему они стали читать газету?
- Подумайте, почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов?
7) Работа с текстом
Чтение эпизода, как генералы нашли мужика, как он выглядит: «Под деревом, брюхом кверху и положив голову под кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» на с. 274
8) Вопросно-ответная беседа
- Каково было состояние мужика на необитаемом острове? (Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов)
- Как отреагировали на это генералы? (Даже отдых воспринимается как вина, и негодованию их нет предела.)
- Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? («1. Полез на дерево и нарвал генералам … самых спелых яблоков, а себе взял одно – кислое.» 2. «…покопался в земле – и добыл оттуда картофелю» 3. «извлек огонь» 4. «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика»
5. «… развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу частичку?»
- Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?
ΙΥ. Закрепление новой темы
1) Вопросно-ответная беседа
- Как служит мужик генералам? («…стал в пригоршне суп варить», свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать. - Как мужик распорядился своей свободой? (он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело служит генералам»
- Что требуют от мужика генералы? (Чтобы доставил домой на улицу Подьяческую)
- Почему мужик стал даже гордиться тем, что его трудами не гнушаются генералы? (Мужик полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он рад, что сумел угодить генералам) 2) Работа с текстом. Чтение эпизода как они добрались до Петербурга.
3) Вопросно-ответная беседа
- Помогли ли генералы мужику? (Ни разу не помогли ни словом, ни делом, и даже не забывали ругать мужика за его тунеядство.)
- Что ожидало генералов в Петербурге? («Поехали в казначейство, и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»- Как отблагодарили мужика генералы? («Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»- Почему генералы и мужик по-своему несчастливы?
- Ребята, а цените ли вы труд тех, кто вокруг вас: родителей, учителей, одноклассников?
- Цените ли вы себя? Знаете ли вы свои достоинства?
Учащиеся записывают, а потом зачитывают свои достоинства.
4) Вывод.
Знать свои достоинства – значит знать дорогу в будущее. Человек может преуспеть там, где он силен. Следовательно, ему надо заниматься тем делом, которое по душе. Нужно знать свои сильные стороны и развивать их.
V. Подведение итогов, комментирование оценок
VΙ. Домашнее задание.
Выразительное чтение отрывка на стр. 276