Урок литературы в 7 классе М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Урок литературы в 7 классе
Тема: М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе.
Тип урока: урок с элементами исследования по изучению нового материала.
Оборудование и наглядность:
Интерактивная доска с презентацией, компьютер у учителя. На столах карточки для учащихся, листы с опорным конспектом для работы на уроке.
Структура урока:
1.Организационная часть: ознакомление с темой, целями , с формой урока, инструктаж учащихся по плану и организации работы на уроке.
2. Исследовательская: исследовательская работа по сбору информации из разных источников по определенному алгоритму.
3. Заключительная: подведение итогов урока.
Цели деятельности учителя:
1) помочь учащимся ( на уровне 7 класса) целостно представить личность писателя 19 века М.Е.Салтыкова- Щедрина;
2) организовать деятельность учащихся по изучению фактов из жизни писателя ( биографического материала) ;
3) создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, наблюдать, ставить цель, выдвигать гипотезы, структурировать информацию, планировать свою деятельность, делать выводы;
4) обеспечить развитие монологической и диалогической речи;
5) воспитывать интерес к личности писателя.
Цели деятельности учащихся:
1) познакомиться (впервые) с фактами биографии писателя; отрывками из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2) развивать навыки чтения и выделения главного из прочитанного
3) развитие умения работать с опорным конспектом;
4)развитие монологической устной и письменной речи.
Методические приемы: беседа, наблюдение, решение литературной задачи, выразительное чтение, опорный конспект
Ход урока:
1. Организационная:
1. Чтение учителем отрывка из сказки «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил».
- Ребята, отрывок из произведения какого жанра я вам прочитала?
(Сказка).
- Как называют человека, который пишет сказки? (Сказочник).
- Знаете ли вы автора этой сказки? Может быть это Пушкин? Или Ершов? А может быть это народная сказка?
- Сказка, отрывок из которой я прочитала, называется «Повесть о том, как »А автор ее замечательный писатель-сатирик М.Е.Салтыков- Щедрин.
2. –А сможете ли вы определить, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему урока ( Будем изучать биографию и сказку).
- На ваших столах есть листы, которые я назвала «Опорный конспект». (Приложение №1)
Запишите в них тему урока. На этих же листах вы будете делать записи по ходу урока, обратите внимание, они вам помогут выполнить домашнее задание.
2. Исследование.
1. – С чего вообще начинается знакомство с любым человеком? ( с внешности, с портрета).
Обращаемся к портрету.
- Приглядитесь, ребята. Что внешний облик говорит о характере человека?
(суровый, серьезный взгляд)
-А теперь послушаем, что сказал о писателе современник, исследователь творчества
(учащиеся читают карточку №1) ( Приложении №2 )
- Что нового вы узнали? (добрая и наивная душа)
2. –Присмотрелись к портрету писателя. А что дальше? Как продолжим знакомство с личностью писателя?
Учащиеся читают карточку №2.
-Что вы узнали о происхождении писателя? (дворянин)
-Кто занимался его воспитанием? (простой человек, крепостной)
-Что показалось интересным в рассказе о детстве?
- Не забудьте отметить в конспекте.
3. – О своей жизни в родном доме Салтыков- Щедрин оставил много воспоминаний, давайте послушаем.
Учащиеся читают карточку № 3.
- А что вы знаете о крепостном праве? (это право богатых владеть, распоряжаться бедными)
-Что показалось необычным в словах писателя? ( дворянин, он был близок к к народу)
- Что еще узнали о писателе? Не забудьте сделать записи.
4) Вы любите решать задачки? Это для вас! (слайд с фотографией Пушкина и Салтыкова – Щедрина на фоне Лицея)
-Что она вам поведала? (учился, как и Пушкин, в Лицее.)
Вы правы. Но вот что интересно, в Лицее существовала традиция, на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков -Щедрин, удостоившись звания «Пушкин своего курса». Почему? (первые литературные опыты, стихи.) Запишите себе. Это далеко не все, более подробно вы узнаете, прочитав статью в учебнике.
5) – Как же складывалась жизнь талантливого писателя после окончания Лицея?
Ученики читают карточку №4.
- Какие факты из жизни вы узнали? (служил, первые произведения, отправлен в ссылку).
- Почему дворянина, чиновника, писателя отправляют в ссылку? ( за «вредное направление» в повести)
-Для кого вредное? (для царя, правительства крепостной России)
Слово учителя: ссыльный чиновник Салтыков-Щедрин запомнился в Вятке тем, что не брал взяток, был строг и ответственен в делах, не боялся сказать правду, выступал защитником народа)
- Каким человеком видится вам Салтыков -Щедрин? (смелый, справедливый, неподкупный, честный).
Слово учителя: долгой была жизнь писателя, в ней сочетались и государственная деятельность, и творчество. Много литературных произведений он написал. И уже в конце жизни он обращается к жанру, любимому и детьми, и взрослыми,- к сказке. С одной мы начнем знакомиться сегодня. И это справедливо, потому что самое главное о писателе все-таки говорят его произведения.
7) Учи
·тель напоминает начало сказки, настраивает детей на выразительное чтение.
Дети читают отрывок по ролям. ( Приложение № 3)
- Смешно было читать и слушать? А что было смешно? (смешны генералы, которые ничего не умеют, совершенно не приспособлены к жизни.)
- А как, по-вашему, смеется автор над генералами: по-доброму или со злобой? С издевкой? (со злобой)
- А не кажется ли вам странным, что дворянин, чиновник смеется над людьми своего круга, над генералами? Кстати, злой смех в литературе имеет свое название- это сатира.
8) –Что будет с генералами дальше? Посмотрите на название сказки.
Дети читают 2 отрывок.
- Каков мужик в изображении Салтыкова- Щедрина? (трудолюбивый, мастер на все руки, покладистый, смирный, покорный)
-Почувствовали ли авторское отношение ? (с симпатией)
- И опять, не кажется ли вам странным, что дворян с симпатией изображает человека из народа?
9) Слово учителя: сказку мы с вами не дочитали, вы дочитаете ее дома.
Но я думаю, что вы сможете сказать, что же волновало дворянина, чиновника, честного человека С.- Щедрина? (отношения между богатыми и бедными, несправедливость)
В заключительном слове учитель скажет, что Салтыков- Щедрин предстает перед нами человеком честным, который остро чувствует несправедливость общественных отношений.
3. Подведение итогов урока.
-Что мы узнали сегодня на уроке?
-Какой этап урока запомнился вам больше и почему?
-Где вы испытывали затруднение?
- Все ли вам было понятно?
4. Оценивание.
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вернуться к опорным конспектам, обратиться к заданию №5.
Приложение №1
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема урока________________________________________________________
1. Портрет
2. Домашнее воспитание
3. Образование
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Служба и первые произведения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Писатель представился мне
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Карточка №1
«какая наивная и добрая душа кроется под этой угрюмой внешностью» (современник, исследователь творчества писателя Михайловский С.М.)
Карточка №2
Родился будущий писатель в Тверской губернии, среди болот и лесов, в селе Спас- Угол, в 1826 году. Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим, поэтому Евграф Васильевич женился на дочери богатого купца Ольге Михайловне Забелиной.
Дети в семье Салтыковых делились на «постылых» и « любимчиков». Маленький Михаил в раннем возрасте был «любимчиком», но мать применяла к нему те же методы воспитания, что и к «постылым».
Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел. Затем учила старшая сестра Надежда.
Миша рано пристрастился к чтению т рос довольно развитым мальчиком.
В десять лет мать отдала мальчика в Московский дворянский институт, где он сдал экзамены сразу в третий класс.
«Поэзию Лермонтова любил страстновсего почти знал наизусть». (Г.П.Данилевский)
Карточка №3
Из воспоминаний писателя:
1) «Я вырос на лоне крепостного права»
2) «Не толь всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое, сближало меня с подневольною массой».
30 «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»
Карточка №4
После выхода из Лицея, весной 1845 года, начинается его служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести-« Противоречия», «Запутанное дело».
В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление» , и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет. Вятская ссылка дала писателю ясное представление о жизни широких слоев простого народа.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15