МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р
ассмотрено на заседании
« УТВЕРЖДАЮ»
Методической комиссии И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО
Протокол №_ от ______________ / Мельченко В.А./
«__» _______ 2014 г. «____
__» _______________ 2014 г.
П
редседатель метод объединения
____________
Павельева З.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН
ДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РА
БОТЕ
НА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «
ОСНОВЫ МИКР
ОБИОЛОГИИ,
САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
В
ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
»
для профессии
:
260807.01 «Повар, кондитер»
.
г. Раменское
2014г.
Методические рекомендации
учебной дисциплины
Основы микробиологии,
санитарии и гиены в пищевом производст
ве
разработаны
на основе Федерального
государственного образовательного станд
арта (далее
–
ФГОС) и основной
профессиональной образовательной програ
ммы (далее
–
ОПОП) для профессии
начального профе
с
сионального образования (далее НПО)
260807.01 «Повар,
конди
тер»
.
Организация
-
разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской
области.
Разработчик:
Капин А.В
., п
реподаватель общеобразовательных д
исциплин
Государственного бюджетного образовательного учреждения начального
профессионального образования профессионального лицея №13 Московской
области.
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного
бюджетного образ
овательного учреждения начального профессионального
образования профессионального лицея №13 Московской области
.
«___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодателя
_____________________________________________________
______________
________
____________________________
_______________________________
«____»____________201______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов (СРС)
разработаны в соответствии с:
-
требованиями Федерального государственног
о образовательного стандарта по
профессии 260807.01 Повар, кондитер;
-
типовым положением о СРС образовательн
ого учреждения
;
-
основными профессиональными образовательными программами по профессии.
Рекомендации определяют сущность самостоятельной работы
(далее
-
СР), ее
планирование, формы организации и виды контроля.
СРС проводится с целью:
-
углубления, расширения, систематизации и закрепления полученных
теоретических знаний и практических умений;
-
формирования умений использовать нормативную, правовую
, справочную и
специальную литературу, а также всевозможные Интернет
-
ресурсы;
-
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-
формирования самостоятельности мы
шления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
-
формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и
навыков;
-
развития исследовательских умений;
-
выработки навыков эффективной самостоятельной профессионально
й
(практической и научно
-
теоретической) деятельности;
-
формирования общих и профессиональных компетенций.
Основными видами самостоятельной работы студентов по учебным
дисциплинам без участия преподавателя являются:
-
подготовка творческих работ (презент
аций);
-
проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы и Интернет
источников;
-
работа с учебником (составление конспекта, плана)
-
подготовка сообщений, рефератов;
-
подготовка к лабораторным и практическим работам, оформление отчета и
подготовка к защите;
-
подготовка к ответам на контрольные вопросы, к зачетам по темам.
Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной
дисциплине с участием преподавателя являются:
-
консультации;
-
прием и разбор домашних заданий.
Наличие
положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида
самостоятельной работы необходимо для получения зачета по дисциплине/МДК
и/или допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой
причине или получения неудовлетворительной оценки за
самостоятельную
работу
студент должен найти время для ее выполнения или пересдачи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ И ИНТЕРНЕТ
ИСТОЧНИКАМИ
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки
является работа с литературой ко всем занятий: се
минарским, практическим,
при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно
пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них
-
самы
й известный
-
метод повторения
: прочитанный текст
можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память
механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко
забываются.
Наиболее эффективный метод
-
метод кодирования
: прочитанный т
екст
нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы
основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно
провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые
данные; оценить их значение; поставить вопро
сы; сопоставить полученные
сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать
осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих
записей.
Форма запи
сей может быть весьма разнообразной: простой или
развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План
-
первооснова, каркас какой
-
либо письменной работы,
определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступ
ной и
распространенной формой записей содержания исходного источника
информации. По существу, это перечень основных вопросов,
рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их
отличие состоит в степени детализации содержания и, соответ
ственно, в
объеме.
Преимущество плана состоит в следующем:
Во
-
первых
, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли
автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во
-
вторых
, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность
построен
ия произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в
его содержании.
В
-
третьих
, план позволяет
–
при последующем возвращении к нему
–
быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В
-
четвертых
, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в
источнике
нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки
-
небольшие фрагменты текста (неполные и полные
предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным
записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию
содержания прочитанного.
Тез
исы
–
сжатое изложение содержания изученного материала в
утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем.
Во
-
первых
,
тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.
Во
-
вторых
, в т
езисах отмечается преобладание выводов над общими
рассуждениями.
В
-
третьих
, чаще всего тезисы записываются близко к
оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация
–
краткое изложение основного содержания исходного
источника инф
ормации, дающее о нем обобщенное представление. К
написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и
пригодность исходного источника информации исполнителю письменной
работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо остав
ить
краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и
используется аннотация.
Конспект
–
сложная запись содержания исходного текста, включающая
в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с
планом источника, а так
же сжатый анализ записанного материала и выводы по
нему.
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические занятия, как правило, следуют за изложением изучаемого
материала на лекции. Для успешного освоения изучаемой темы
рекомендуется выполнять следующ
ие правила.
1.
На лекционном занятии постарайтесь максимально точно и полно
составить конспект учебного материала.
Если какие
-
либо вопросы лекции вы не успели законспектировать или
их понимание вызвало затруднения, оставьте в тетради свободное место
–
на
конс
ультации или при самостоятельной подготовке к семинарским и
практическим занятиям вы сможете восполнить недостающий материал.
2.
Подготовку к практическим занятиям начните с детальной
проработки теоретического материала, используя конспект лекции и
рекомендов
анную литературу. При необходимости уточните и дополните
конспект лекции.
В каждой теме практикума приводится подробный план
рассматриваемых на лекции вопросов и перечень новых терминов и понятий.
Их надо знать и понимать, то есть, уметь использовать для р
ешения
поставленных перед вами задач.
3.
Внимательно прочитайте каждый вопрос или задание и выделите
из учебного материала именно те положения, которые позволят вам ответить
на поставленные вопросы или выполнить практическое задание.
Перед выполнением практич
еского задания дополнительно изучите
рекомендации по его выполнению и познакомьтесь с формой отчета о
проделанной практической работе.
Если самостоятельное выполнение задания затруднительно, обратитесь
к преподавателю для получения консультации.
На практич
еских занятиях необходимо иметь: учебник или конспект
лекций, рабочую тетрадь, набор канцелярских принадлежностей (цветные
ручки, карандаши, линейку).
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Контрольная работа
–
это форма проверки знаний по отдельным
вопросам из
учаемой дисциплины, своего рода письменный экзамен. Часто
контрольная работа проходит в форме тестирования, где на поставленный
вопрос нужно выбрать из предложенного списка ответов один или несколько.
При подготовке к написанию контрольной работы удобнее в
сего
пользоваться рекомендованным преподавателем учебниками, так как вопросы
контрольной составляются на основе стандартной программы курса обучения.
Контрольная работа еще не предполагает наличия исследовательских
навыков, ответы на вопросы должны демонс
трировать добротное знание и
понимание существа рассматриваемой проблемы, правильное решение задач.
Оформление контрольной работы обычно предполагает указание
фамилии, инициалов и группы выполнившего, приведение текста задания или
варианта, и самого ответ
а.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ
Регламент устного публичного выступления
–
не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании
предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения
правильно и упор
ядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять
трем основным
критериям
, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий
правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой
адекватности, т.е.
соответствия содержания выступления реальности, и
критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов
поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два
основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступ
ления) и
коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки
темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое
слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения
проекта
научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель
развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.).
Тема
выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное»,
охват большого количества вопросов приве
дет к их беглому перечислению, к
декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки
-
слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные,
не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление до
лжно состоять из трех частей
–
вступления (10
-
15% общего времени), основной части (60
-
70%) и заключения (20
-
25%).
Вступление включает в себя
представление авторов (фамилия, имя
отчество, при необходимости место учебы/работы, статус),
название доклада,
расш
ифровку подзаголовка с целью точного определения содержания
выступления, четкое определение стержневой идеи. С
тержневая идея проекта
понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает
возможность задать определенную тональность выступл
ению.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить
(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
-
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели
выступления;
-
суждени
е должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в
кратковременной памяти;
-
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе
противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта
можно привлекать
фото
-
, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые
данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством
таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда
в устном выступлении количе
ство цифрового материала ограничено, на него
лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее
утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть
отобрано оптимальное количество фак
тов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще
используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении,
возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3
-
го лица глагола, форм
несовершенного вида,
используются неопределенно
-
личные предложения.
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и
специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что
аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и
слов, которые часть
аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую
характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе
презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада
-
выход за пределы
рассматриваемых во
просов, перекрывание пунктов плана, усложнение
отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими
рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность,
бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления,
несоразмерность ч
астей выступления (затянутое вступление, скомканность
основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из
основной идеи (идей) выступления.
Правильно построенное заключение
способствует хорошему впечатлению от
выступления в целом. В заключении
имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком
виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес
слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.
Вступление и зак
лючение требуют обязательной подготовки, их труднее всего
создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается
сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление
должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их,
подготовить к
восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его
соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом
виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть
таким, "чтобы слушатели поч
увствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф.
Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы,
программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты,
способствующие повышению интереса:
-
«Это Вам позволит…»
-
«Благодаря этому вы получите…»
-
«Это позволит избежать…»
-
«Это дает Вам дополнительно…»
-
«Это делает вас…»
-
«За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно
проконтролировать себя вопросами:
-
Вызывает ли мое выступление интерес?
-
Достаточно ли я знаю по да
нному вопросу, и имеется ли у меня
достаточно данных?
-
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
-
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ
выступления: устное изложение с о
порой на конспект (опорой могут также
служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Отметим, однако, что ч
тение заранее написанного текста значительно
уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного
текста за
метно сковывает выступающего и привязывает к заранее
составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию
аудитории.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у
аудитории вопросы.
ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФЕРАТА И ДОКЛАДА
Ф
ункции и цели реферата и доклада
В общем виде доклад и реферат выполняет следующие образовательные
функции: учебные, научно
-
исследовательские и вспомогательные.
К у
чебным функциям относятся
:
-
информационная (расширение кругозора по изучаемой дисциплине);
-
познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих
обязательную систему знаний);
-
стимулирующе
-
мотивационная (формируется интерес к
фундаментальным знаниям, стимулируется потребность в их получении);
-
коммуникативная (связующая, проясняется контек
ст, устанавливаются
связи различных частей учебной дисциплины);
-
развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности
студента).
Н
аучно
-
исследовательские функции включают
:
-
обучающую (овладение методикой анализа научных материалов);
-
ориентацион
ную (ознакомление с современными научными подходами
в оценке той или иной области знаний);
-
интерпретационную (преобразование имеющихся текстов
первоисточников в собственный);
-
систематизирующую (навыки системной работы; подготовка к
последующим курсовым
и дипломным работам);
-
культурно
-
речевую (умение осуществлять отбор языковых средств для
оформления письменных научных текстов).
Вспомогательные функции
:
-
воспитывающая (формирование мировоззренческой и ценностно
-
ориентационной культуры личности);
-
орг
анизационная (приобретение или совершенствование навыков
самостоятельной работы, формирование способов деятельности).
Таким образом,
написание
доклада/реферата
является подготовкой к
выполнению курсовых и дипломных работ.
Доклад применяется в учебном проце
ссе главным образом на
семинарских занятиях. Дадим два определения этого понятия.
Доклад
–
это краткое изложение содержания научного труда
специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного
направления. Такой обзор должен давать читателю предс
тавление о
современном состоянии изученности той или иной научной проблемы,
включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться
собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Доклад
–
вид самостоятельной научно
-
исследовательской работ
ы, где
автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки
зрения, а также собственные взгляды на нее.
Различают следующие
виды докладов
:
-
устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату);
-
научный доклад и учебный доклад.
Научные доклады готовятся научными работниками для представления
своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К
учебным докладам относятся доклады, подготавливаемые обучающимися
высших и средних образовательных учреждений. Как правило,
преподаватель
формирует темы докладов на основе учебного материала, который не
рассказывается на лекциях и семинарских занятиях, а выносится на
самостоятельное изучение обучающимися.
Таким образом, заслушивание докладов, подготовленных
обучающимися, позв
оляет преподавателю не только успешно дополнить
лекционный материал, но и оценить умение обучающихся самостоятельно
работать с учебной литературой и научными текстами. Обучающийся в ходе
подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно
-
исследовательские умения, осваивает методы научного познания,
совершенствует навыки публичного выступления.
Реферативная работа отражает приобретенные обучающимися
теоретические и практикоориентированные знания, умения работать с
литературой, анализироват
ь различные источники информации, решать те или
иные проблемы, задачи, делать обстоятельные и обоснованные выводы. В
этом смысле реферат позволяет осуществить не только контроль за качеством
самостоятельной работы обучающихся, но и определить уровень
сформ
ированности у них таких интеллектуальных умений, которые являются
ключевыми показателями методологической компетенции выпускников.
Реферат
–
это краткое изложение информации, взятой из одного или
нескольких источников, в письменном виде или в форме публичн
ого доклада.
Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная
работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.
Цель создания реферата
–
углубить, систематизировать и закрепить
теоретические знания, получить навыки самостоят
ельной обработки,
обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить
исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают
приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ
или дипломной работы.
Разл
ичают следующие
виды рефератов (типы
):
-
продуктивные
–
воспроизводящие содержание первичного текста,
-
репродуктивные
–
содержащие авторское осмысление взятых
реферируемых источников.
Отличительными признаками доклада
/реферата
являются:
-
передача в устно
й форме информации для максимально полного
усвоения слушателями;
-
публичный характер высказывания;
-
предварительная подготовка;
-
стилевая однородность, выдержанность в строго научном стиле;
-
подача информации порциями, четкие формулировки, произнесение
особо важных моментов «под запись»;
-
сотрудничество докладчика и аудитории (диалогичность);
-
использование наглядности, в том числе демонстрация компьютерной
презентации;
-
особые речевые стандарты, характерные для доклада/реферата.
Этапы подготовки д
оклада
/реферата
Работа над докладом/рефератом состоит из нескольких
последовательных этапов:
1.
Подготовка и планирование.
2.
Выбор и осознание темы.
3. Подбор источников и литературы.
4. Работа с выбранными источниками и литературой.
5. Систематизация и анал
из материала.
6. Составление рабочего плана.
7. Письменное изложение материала по параграфам.
8. Оформление доклада/реферата.
9. Выступление с докладом/рефератом.
В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а
содержание должно быть непосред
ственно посвящено исследуемому
предмету. Чтобы достичь желаемого эффекта автору следует излагать свои
мысли образно и по возможности увлекательно.
Рассмотрим каждый этап подготовки
доклада/реферата
более подробно.
1. Подготовка и планирование.
Тщательная
подготовка вполне может
рассматриваться как фундамент будущего доклада. Время, отведенное на
данный этап работы, предопределит ее дальнейший ход. На этом этапе
предстоит решить,
что
планируется написать и
зачем,
и только затем
определить,
как
это делать.
С
ледует помнить, что в целом написание доклада
—
это непрерывный
процесс принятия решений. В первую очередь необходимо принять решение
по следующим пунктам:
-
выбор конкретной темы;
-
цели, преследуемые в работе;
-
критерии успешности конечного результата;
-
структура и формат изложения;
-
характер словаря, верный стиль, правильный тон.
Принятые решения рекомендуется изложить на бумаге в виде
руководящих указаний, и сверятся с ними в ходе последующих исследований
и собственно написания работы.
2. Выбор и осо
знание темы доклада/реферата.
Принципиальным и
чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклада/реферата
является
выбор темы.
Тема должна содержать в себе проблему, так как именно
проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Здесь важен и
тот
исследовательский потенциал, который она в себе заключает, и степень
осмысленности автором своего проекта. Необходимо руководствоваться
актуальностью темы, новизной, значимостью, степенью разработанности
проблемы, целями и задачами доклада/реферата.
Ч
еткая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель.
Цель
–
лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид
работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог
представить себе в общем виде проблемную область, характе
р, замысел,
направленность данного доклада/реферата.
Более детально эти характеристики раскрываются в задачах
исследования. Задача
–
способы и условия достижения цели. Здесь
необходимо определить:
-
какие именно факты хотите получить;
-
какие статистически
е зависимости предполагаете установить;
-
какие тенденции выявить.
Актуальность
–
это степень важности темы в данный момент времени и
в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса.
Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в
аспектах
противоречий и трудностей, не определенных разработками его
предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.
Новизна темы
характеризует насколько ново содержание выступления
по сравнению с существующими аналогами. Критериями
новизны выступают:
вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации,
уровень дополнения, уровень преобразования.
Обучающийся должен быть заинтересован в теме своего
доклада/реферата. Тема должна быть сформулирована грамотно с
литературн
ой точки зрения. В названии доклада/реферата следует определить
чёткие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком
широкими или слишком узкими. Следует, по возможности, воздерживаться от
использования в названии спорных с научной точки зрения т
ерминов,
излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения
формулировок. Желательно избегать длинных названий.
3. Подбор источников и литературы.
Под «источниками»
подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под
«литературой»
–
книги, монографии, публикации в периодической печати.
Сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам
или разделам будущего доклада/реферата. Итак, при работе с литературой
необходимо определить:
-
источники данных, необходимых для рабо
ты (справочники и/или
специальная литература);
-
какие данные по степени их уместности и достоверности подходят для
этого доклада/реферата, какой объем данных необходим;
-
каким образом представить имеющиеся сведения и свои выводы, как
следует расположит
ь в докладе/реферате факты и их анализ, образуя его
четкую и логичную структуру;
-
каким образом проводить анализ собранной информации.
4. Работа с выбранными источниками и литературой.
Работу с
источниками надо начинать с изучения наиболее важных и акту
альных
научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других
научных исследований) по теме доклада/реферата:
а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них,
как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиогр
афия);
б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее
время;
в) ознакомление с публикациями в периодической печати;
г) использование компьютерных источников информации (необходимо
так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав
при
заимствовании информации);
д) составление библиографии;
е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому
-
либо
отдельному вопросу из различных источников;
ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей
терминов);
з) ксерокопирова
ние необходимых материалов.
5. Систематизация и анализ материала.
На данном этапе необходимо
проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный,
гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение
таким образом работать с текст
ом приходит далеко не сразу. Наилучший
способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный
характер утверждений, давать оценку авторской позиции
–
это сравнительное
чтение, в ходе которого обучающийся знакомится с различными мнениями по
одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность
аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной
позиции.
Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления
проблемной ситуации выяснится необходимость п
о
-
новому сформулировать
тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это
вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе
к исследованию. Кроме того,
уточнение проблемы может происходить на всех
стадиях разр
аботки доклада
/реферата. Даже выбор определений может
заставить дать несколько иное освещение проблематики, внести коррективы в
задачи.
Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих
основные тезисы и аргументы. Здесь важно помнить, что
конспекты пишутся
на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок
межстрочным расстоянием. Эти правила соблюдаются для удобства
редактирования. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно
быть дано указание на источни
к: автор, название, выходные данные, номер
страницы.
6. Составление рабочего плана доклада/реферата.
Следующий этап при
работе над докладом/рефератом
–
составление плана. План позволит
организовать построение работы в логической последовательности. Кроме
того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План
включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.
План доклада/реферата должен быть четким, оригинальным по
построению, с правильно соотнесенной рубрикацией. Не
обходимо соблюдать
единый принцип деления, где каждый пункт соотносится с главной темой,
избегая при этом повторов. Каждый пункт раскрывает одну из сторон темы,
которые в совокупности должны охватить ее целиком.
7. Письменное изложение материала по парагра
фам.
По завершении
составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста
доклада/реферата. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и
цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:
а) строгое следование структуре доклада/
реферата;
б) уточнение названий пунктов в содержании доклада/реферата.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану,
то есть отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. Важно,
чтобы основная часть не имела форму моноло
га. Аргументируя собственную
позицию, желательно анализировать и оценивать позиции различных
исследователей, с чем
-
то соглашаться, чему
-
то возражать, кого
-
то
опровергать. Установка на диалог позволит избежать заимствования
материала из чужих трудов.
8. Офо
рмление доклада/реферата.
Общие требования.
Доклад/реферат выполняется на листах писчей бумаги формата А
-
4 в
Microsoft
Word
; объем: 5
-
10 страниц текста для доклада, 10
-
15 страниц текста
для
реферата
(приложения к работе не входят в ее объем).
Размер шриф
та
–
12
-
14; интервал
–
1,5; с нумерацией страниц снизу
страницы справа, абзацный отступ на расстоянии 1,25 см от левой границы
поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество
источников: не менее 5
-
8 различных источников для доклада, не мен
ее 8
-
10
для реферата.
При оформлении работы соблюдаются поля:
левое
–
25 мм;
правое
–
15 мм;
нижнее
–
20 мм;
верхнее
–
20 мм.
Структура доклада/реферата
Структура и доклада, и реферата, как правило, индивидуальна и зависит
от особенностей научной работы
и ее темы, однако традиционно включает в
себя следующие части.
1. Титульный лист (Приложение 1).
2. План (оглавление, содержание).
В нем последовательно излагаются
названия пунктов доклада/реферата (простой план). Доклад/реферат может
структурироваться по
главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо
указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая
глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа
печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ста
вится. Не
допускаются кавычки и переносы слов.
3. Вводная часть (введение).
Формулируется тема доклада, определяется
место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и
подходов, т.е. автор объясняет ее
актуальность и значимость
. Даётся крат
кий
обзор источников, на материале которых раскрывается тема.
Далее раскрывают
цель
(например, показ разных точек зрения, разных
подходов на определенную личность или явление, событие)
и задачи
(в
качестве задач можно давать описание позиций авторов, раск
рывать
различные стороны деятельности).
4. Основная часть.
Структурируется по главам, параграфам, количество
и названия которых определяются автором и руководителем. Основной
материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного
повество
вания, иллюстрация автором основных положений. Подбор
материала в основной части доклада/реферата должен быть направлен на
рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление
собственного мнения обучающегося, сформированного на основе раб
оты с
источниками и литературой.
Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения,
информация использованы в докладе/реферате. Оформляются ссылки и
цитаты в соответствии с правилами.
5. Заключение.
Подводятся итоги выполненной работы, краткое
и четкое
изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении
задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность,
предлагаются рекомендации.
Заключение должно быть кратким, вытекающим
из содержания основной части.
6. Список ли
тературы.
Указывается не менее 5
-
8 различных источников
для доклада, 8
-
10 источников для реферата. Расположение источников следует
по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится
перечень всех изученных обучающимся в процессе написани
я
доклада/реферата монографий, статей, учебников, справочников,
энциклопедий и проч.
7. Приложение.
Иллюстративный материал, компьютерные презентации
составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое
главное по работе: выводы, обобщ
ения, результаты сделанного автором
анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики,
разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных
цифровых данных.
Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не боле
е
10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны
ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Количество страниц
Титульный лист
1
Содержан
ие (с указанием страниц)
1
Введение
1
Основная часть
5
-
10
Заключение
1
Список использованных источников
1
Приложения
Без ограничений
Выступление с докладом/рефератом
Поскольку доклад/реферат изначально планируется как устное
выступление, он несколько
отличается от тех видов работ, которые просто
сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость
устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным
критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и
оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему
содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление
должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для
аудитории.
Ниже приведены основные требования
к выступлению с
докладом/рефератом и некоторые рекомендации к успешности и
эффективности выступления.
№
п/п
Требования
к
выступлению
Рекомендации
Подготовка
1
Репетиция
Перед выступлением обязательно несколько
раз потренироваться к выступлению.
Следует
прочесть доклад вслух, не торопясь, но и без
медлительности, стараясь приблизить темп речи к
своему обычному темпу чтения. Волнение во
время чтения доклада перед аудиторией мешает
постоянному контролю темпа своей речи. Если
текст окажется невозможн
о прочитать за
установленное регламентом время, не стоит
читать его быстрее. Лучше сократить в докладе не
самое главное: лишние эпитеты, вводные обороты.
Если опять не удается уложиться в регламент,
значит нужно что
-
то менять в структуре текста:
сократить
смысловую разбежку во вводной части
(сделать так, чтобы она быстрее подводила к
главному), сжать основную часть, в
заключительной части убрать все, кроме выводов,
которые следует пронумеровать и изложить
тезисно, сделав их максимально четкими и
краткими.
О
чень важно не выступать экспромтом, не
отступать выступления слишком далеко от
подготовленного текста. Можно потерять
ощущение времени, увлечься и выбиться из
регламента.
2
Начало
конференции
(семинара, зачета и
пр.)
Опоздание на конференцию недопустимо!
3
Внешний вид
докладчика
Внешний вид играет немаловажную роль.
Это касается позы, жестов, одежды, прически,
макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность,
аккуратность способствует благоприятному
впечатлению и расположению к нему слушателей.
Содержание
1
Вступление,
обоснование
актуальности темы
Для начала необходимо поприветствовать
аудиторию, рекомендовать себя, представить свое
образовательное учреждение, группу. После этого
ознакомить присутствующих с темой
выступления, историей данной области, врем
енем
начала исследований, временем расцвета и
ключевых результатов, текущее состояние
проблемы (1
-
2 минуты).
2
Изложение
поставленных
целей и задач
После этого следует постановка проблемы,
например, «В процессе написания доклада перед
нами стояли следующ
ие проблемы/задачи: …»
(3
-
5 минут).
3
Краткий обзор
Следует назвать источники, использованные
изученных
источников и
использованной
литературы
при подготовке доклада/реферата, адреса сайтов,
фамилии исследователей, которые занимались
данной проблемой, осн
овные определения в
данной области
4
Описание
структуры
основной части;
продуманная
демонстрация
иллюстративного
материала
Далее начинается основное выступление:
полное изложение выделенной проблемы,
описание техники и методов, применяемых в
исследования
х, результаты теории; работа со
слайдами (Приложение 5), показ иллюстраций,
видеозаписи. Сюда же можно включить и
небольшие упражнения для аудитории, вопросы
на понимание (5
-
10 минут).
5
Сообщение об
итогах
выполненной
работы и
полученных
выводах
После эт
ого делаются выводы,
рекомендации, личное отношение автора к
раскрываемым вопросам, определяются
перспективы дальнейшего изучения темы,
формулировки открытых вопросов (3
-
5 минут).
Ответы на вопросы
1
Соответствие
содержания ответов
вопросам
Прежде чем о
твечать на вопрос,
необходимо его внимательно выслушать.
Рекомендуется сразу отвечать на вопросы по
мере их поступления, а не накапливать их,
вспоминая потом, что спрашивали и думать над
ответами.
Необходимо хорошо вникнуть в
содержание поставленных вопро
сов.
2
Корректность при
ответе на вопросы
Какой бы резкостью не отличались
вопросы и замечания в процессе дискуссии,
оппонентов
докладчик обязан вести ее на высоком уровне,
проявляя корректность, выдержку и тактичность
к оппонентам.
3
Краткость и
аргум
ентированность
При ответе на вопросы докладчик должен
показать глубину знаний по избранной тематике,
в полной мере владеть материалом
, умение
защищать, обосновывать и отстоять свою точку
зрения, продемонстрировать общую культуру и
эрудицию
(регламент 5
-
10
минут).
4
Грамотности речи и
стилистическая
выдержанность
изложения
Очень важно, чтобы речь докладчика была
ясной, четкой, грамотной, уверенной, что делает
ее понятной и убедительной.
Заключение
1
Окончание
выступления
Следует поблагодарить слушателей
за
внимание к докладчику и его докладу.
Внимательно выслушать выступления
других докладчиков.
Критерии оценки доклада
Критерии оценки
1.
Соблюдение структуры
выступления
Текст доклада должен быть построен в
строгом соответствии с его
структурой (плано
м). Каждый раздел
доклада должен послужить
достижению конечной цели.
2.
Соблюдение регламента
Ограничение выступления во времени
–
10
-
15 минут.
3.
Умение завоевать
внимание аудитории и
поддерживать его на
протяжении всего
выступления
Речь докладчика долж
на быть не
только понятной, но и выразительной.
Это зависит от скорости (темпа,
быстроты), громкости и интонации.
Если докладчик будет говорить
быстро, торопливо, проглатывать
окончания слов, слова или, наоборот,
тихо и невнятно, то качество его
выступлени
я значительно снизится.
Уверенная, спокойная, неторопливая
манера изложения всегда импонирует
аудитории, а скучную, монотонную
речь слушать не интересно.
4.
Речевая культура
выступления; уверенность
и убедительность манеры
изложения
Недопустимо нарушение
произношения (неверное ударение в
слове, неправильное произношение).
Не следует употреблять совершенно
незнакомых для аудитории слов,
жаргонных выражений,
двусмысленных предложений.
Ответы на вопросы
1.
Соответствие содержания
ответов вопросам
Прежде ч
ем отвечать на вопрос,
необходимо его внимательно
выслушать. Рекомендуется сразу
отвечать на вопросы по мере их
поступления, а не накапливать их,
вспоминая потом, что спрашивали и
думать над ответами.
Необходимо
хорошо вникнуть в содержание
поставленных в
опросов.
2.
Корректность при ответе
на вопросы оппонентов
Какой бы резкостью не отличались
вопросы и замечания в процессе
дискуссии, докладчик обязан вести ее
на высоком уровне, проявляя
корректность, выдержку и
тактичность к оппонентам.
3.
Краткость и
аргументированность
При ответе на вопросы докладчик
должен показать глубину знаний по
избранной тематике,
в полной мере
владеть материалом
, умение
защищать, обосновывать свою точку
зрения, продемонстрировать общую
культуру и эрудицию.
4.
Грамотность речи
и
стилистическая
выдержанность
изложения
Очень важно, чтобы речь докладчика
была ясной, четкой, грамотной,
уверенной, что делает ее понятной и
убедительной.
Заключение
1.
Окончание выступления
Следует поблагодарить слушателей за
внимание к докладчику и
его докладу.
Внимательно выслушать выступления
других докладчиков.
Форма контроля и критерии оценки
Рефераты/доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с
представленными в методических рекомендациях требованиями.
«Отлично» выставляется
в случае, когда объем реферата составляет 10
-
15
страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями,
полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на
рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При
защите
реферата студент продемонстрировал отличное знание материала
работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые
ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8
-
10
страниц, текст напе
чатан аккуратно, в соответствии с требованиями,
встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата,
отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан
грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее зна
ние
материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать
полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие
аргументы.
«Удовлетворительно»
-
в случае, когда объем реферата составляет менее 8
страниц, текст напечатан неаккуратно,
много опечаток, тема реферата
раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую
проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент
продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести
соответствующие до
воды и аргументировать на свои ответы.
«Неудовлетворительно»
-
в случае, когда объем реферата составляет менее
5страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не
раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему,
много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент
продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему,
не отвечал на вопросы.
НАПИСАНИЕ ЭССЕ
Эссе
(с французского
еssai
—
«попытка, проба, очерк»)
—
прозаическое
сочи
нение небольшого объема и свободной композиции, выражающее
индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или
вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое,
субъективно окрашенное слово о чем
-
либо, имеющее философский
, историко
-
биографический, публицистический, литературно
-
критический, научно
-
популярный или беллетристический характер.
Жанр эссе предполагает свободу творчеству.
Вся его прелесть в том,
что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую
тему. Эссе
—
это размышление над какой
-
нибудь проблемой. Поэтому в эссе
допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать
других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе
—
это абсолютно
самостоятельная работа, написанная собственным
стилем и языком, поэтому,
чем меньше цитат, тем лучше.
На первом плане эссе
—
личность автора.
Его мысли, чувства,
отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе
могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и
нестандартный взгляд на какую
-
нибудь проблему.
Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:
образность; афористичность; парадоксальность.
Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе:
привлекает многочислен
ные примеры;
проводит параллели; подбирает аналогии; использует всевозможные
ассоциации.
Для эссе характерно использование многочисленных средств
художественной выразительности:
-
метафоры;
-
аллегорические и притчевые образы; символы; с
равнения.
Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
непредскауемые выводы; неожиданные повороты; интересные сцепления.
По речевому построению эссе
—
это динамичное чередование
полемичных высказываний, вопросов, установк
а на разговорную интонацию и
лексику.
Специфика жанра эссе:
-
заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме
отражения содержания работы он может являться отправной точкой в
размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
-
с
вободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а
основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений
автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных
сторон;
-
если в сочинении на литературную тему должно
преобладать рациональное
сочетание анализа художественного произведения с собственными
рассуждениями, то в эссе ярко выражена авторская позиция.
Форма контроля и критерии оценки
Текст эссе сдается в электронном виде.
Критерии оценки:
«Отлично»
выставля
ется
в
случае
полного рассмотрения
вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок,
грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
«Хорошо» выставляется в случае полного выполнения всего объема работ
при наличии несущественных
ошибок, не повлиявших на общий результат
работы и т.д.;
«Удовлетворительно» выставляется в случае недостаточно полного
рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали
существенного влияния на окончательный
результат;
«Неудовлетворительно»
выставляется в случае, если тема не раскрыта,
работа выполнена крайне небрежно и т.д.
Преподаватель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
РЕК
ОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Правила оформления компьютерных презентаций.
Общие правила дизайна
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет.
Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества,
искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как
мысль
—
обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует
соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они
не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и
рекомендации.
Правила шрифтового оформления
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без
засечек); Для основного текста не рекомендуется использовать прописные
б
уквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта,
толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух
-
трех цветов.
Существуют не сочетаемые ко
мбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как
человек не в состоянии
запомнить за один раз более семи пунктов чего
-
либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и
т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст
—
коротким.
Изображения домашних жи
вотных, детей, женщин и т.д. являются
положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно
неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40
пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, раздели
тель одного
цвета, растянутый на весь экран
—
все это придает дизайну
непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни
примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения
нельзя назвать общими и универ
сальными правилами дизайна, они верны
лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала
отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных),
необходимо соблюдать
правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов:
текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов,
анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику
комбинирования фрагментов информац
ии различных типов. Кроме того,
оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации
также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой
информации важен выбор шрифта, для графической
—
яркость и
насыщенность цвета, для наи
лучшего их совместного восприятия необходимо
оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов
различного вида.
Текстовая информация:
-
размер шрифта: 24
–
54 пункта (заголовок), 18
–
36 пунктов (обы
чный
текст);
-
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен
хорошо читаться), но не резать глаза; тип шрифта: для основного текста
гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно
использовать декоративный шрифт, е
сли он хорошо читаем; курсив,
подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется
использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация: рисунки, фотографии, диаграммы призваны
дополнить текстовую информацию или пе
редать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой
нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления; цвет
графических изображений не должен резко контрастировать с общим
стилевым оформлением слайд
а; иллюстрации рекомендуется сопровождать
пояснительным текстом; если графическое изображение используется в
качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания
слушателей
или для демонстрации динамики развития какого
-
либо процесса.
В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно
насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную
реакцию аудитории.
Звук
Звуковое сопровождение должн
о отражать суть или подчеркивать
особенность темы слайда, презентации; необходимо выбрать оптимальную
громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был
оглушительным; если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать
внимание слушателей и не
заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы
слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между
отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила
оформления презентации.
Единое стилевое оформление
Стиль может включать: опред
еленный шрифт (гарнитура и цвет), цвет
фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3
цветов и более 3 типов шрифта; оформление слайда не должно отвлекать
в
нимание слушателей от его содержательной части; все слайды презентации
должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
-
информационных блоков не должно быть слишком много (3
-
6);
-
рекомендуемый размер о
дного информационного блока
—
не более 1/2
размера слайда; желательно присутствие на странице блоков с разнотипной
информацией (текст, графики,
-
диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга; ключевые
слова в информационном блоке необходимо выде
лить;
-
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные
по смыслу блоки
-
слева направо; наиболее важную информацию следует поместить в
центр слайда;
-
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна
соответствовать л
огике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не
забывать и об их содержании
—
тексте. В нем ни в коем случае не должно
содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие
правила оформления текста.
После соз
дания презентации и ее оформления, необходимо
отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть
презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране),
насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудит
ории,
при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально
приближенной к реальным условиям выступления.
Рекомендации к содержанию презентации
По содержанию
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит
докладчи
к (во
-
первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет
смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во
-
вторых, длинный текст на
слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию
смысла).
Текст на слайде должен содержать только
ключевые фразы (слова),
которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация является основой устного доклада, то по европейским
и американским правилам второй слайд должен содержать краткое
перечисление всех основных вопросов, которые будут
рассмотрены в докладе.
Это нечасто встречается у нас даже на «взрослых» конференциях, но практика
показывает, что правило
–
чрезвычайно полезное: дисциплинирует
докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время
создания такого слайда
от автора требуется очень четко выделить и
сформулировать ключевые проблемы доклада.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой
-
либо
другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде
должен быть текст только одного ш
ага, или эти «шаги» должны появляться на
экране постепенно.
По оформлению
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена
авторов (в ученическом случае
–
и руководителя проекта) и дата создания.
Каждая прямая цитата, которую комменти
рует или даже просто
приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада)
размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора
(имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае
–
одна фамилия,
исключение
–
псевдонимы). Доп
устимый вариант
–
две небольшие цитаты на
одну тему на одном слайде, но не больше.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их
содержание.
Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не
только соответствовать содержанию, но и у
читывать восприятие аудитории.
Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как
содержание слайда должно восприниматься все сразу
–
одним взглядом.
На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию
автора и/или краткое назва
ние презентации и год создания (например, в
презентации «История создания салата оливье» в колонтитуле стояло:
«Петрова. Французская кухня. 2013»), номер слайда.
В конце презентации представляется список использованных
источников, оформленный по правилам
библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал
выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над
презентацией.
Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:
название
фильма (репортажа), год и место выпуска, авторы идеи и
сценария,
руководитель проекта,
Правила компьютерного набора текста при создании презентаций
Общие правила оформления текста
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной
стро
кой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то
точка не ставится после последнего из них.
Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с
текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после
н
омера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы
и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить
запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение сост
авляют
открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака
препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире
выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Числительные порядковые и количестве
нные выражаются в простом
тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных
наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных
обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто
применяются выражения типа 25 тыс.), числител
ьные в косвенных падежах
набирают с так называемыми наращениями (6
-
го). В наборе встречаются
арабские и римские цифры.
Индексы и показатели между собой и от предшествующих и
последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н
2
О,
м
3
/с).
Не
льзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним
относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной
-
трех
букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в
се
редине предложений.
Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо
стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст
концевой строки должен быть в 1,5
-
2 раза больше размера абзацного отступа,
т.е. содержать не менее 5
-
7 букв. Если этого не получается, необходимо
вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста.
Это правило не относится к концевым строкам в математических
рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или"
и т.п.
Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами,
от которых они не отделяются.
Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не
должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть
отделены пробело
м (10° 15').
Формулы в текстовых строках набора научно
-
технических текстов
должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы,
следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от
друга удвоенными пробелами.
Зн
аки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к
ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух
сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку
относится несколько чисел, то между собой они отд
еляются пробелами.
Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.
В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная
аббревиатура
—
сокращенное слово, составленное из первых букв слов,
входящих в полное название (СССР, НДР,
РФ, вуз); сложносокращенные
слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и
полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г.
—
год), по частям слов (см.
—
смотри), по характерным буквам (млрд
—
миллиард), а
также по начальным и конечным буквам (ф
-
ка
—
фабрика).
Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических
величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек
и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и гра
фические
сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах
все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.
Специфические требования при компьютерном наборе текста
При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («E
nter»)
нажимается только в конце этого абзаца.
Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное
распределение слов в строке текстовым процессором выполняется
автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью
пробелов запре
щено; для этого используются возможности текстового
процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной
полосе прокрутки или табулятор).
Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные
знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+п
робел) препятствует символам,
между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и
сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может
увеличиваться, в отличие от обычного пробела).
Выделением называют особое оформление отдельны
х слов или частей
текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три
группы:
-
шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или
начертания шрифта,
-
набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом,
прописными ил
и капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже
другой гарнитуры; нешрифтовые выделения, выполняемые путем изменения
расстояний между буквами (набор вразрядку) или между строками набора
(дополнительные отбивки отдельных строк), изменения формата н
абора
(набор «в красную строку», набор с одно
-
или двусторонними втяжками),
подчеркивания текста тонкими или полужирными линейками или заключения
отдельных частей текста в рамки и т. п.;
-
комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя
способа
ми, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным
шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и
дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и
т. п. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны
быть
выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки
препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны
шрифтом основного текста.
В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго
одинаковыми во всем докум
енте, независимо от кегля набора отдельных
частей текста.
Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью
одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус
(серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка →
С
имвол, вкладка Специальные знаки.
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он
соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1.
Название презентации.
2.
Автор: ФИО, студента, место
учебы, год.
3.
Логотип (по желанию).
Второй слайд
«
Содержание»
–
список основных вопросов,
рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для
интерактивности презентации).
Заголовки
1.
Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, р
азмер,
начертание).
2.
В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать
исключение только для учеников начальной школы).
3.
Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1.
Форматируется по ширине.
2.
Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хоро
шо видно.
3.
Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на
гиперссылку.
4.
Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно
ставится точка.
Пример 1.
Виды механической обработки овощей:
-
сортировка;
-
калибровка;
-
мойк
а;
-
очистка;
-
доочистка;
-
нарезка.
-
Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся
с маленькой буквы!
Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с
большой буквы, далее
–
маленькими.
5.
На схемах текст лучше
форматировать по центру.
6.
В таблицах
–
по усмотрению автора.
7.
Обычный текст пишется без использования маркеров списка
8.
Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином
стиле).
Графика
1.
Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2.
Л
учше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в
любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой
возможности нет, используйте панель
«Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это дейст
вительно необходимо.
Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1.
Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2.
Пишется название источника (без кавычек).
3.
Ставится тире и указывается место издания.
4.
Через двоеточие указывается из
дательство (без кавычек).
5.
После запятой пишется год издания.
Пример:
1. Иванова И.Н. Рисование и лепка. М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. Бутейкис Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий.
М.: Издательский центр «Академия», 201
2
Интернет
-
ресурсы:
указывается
полный адрес в виде гиперссылки,
например:
http://it
n.ru/board.aspx?cat_no=631&tmpl=Thread&BoardId=664&ThreadId
=987&page=0
Для правильной работы презентации все вложенные файлы
(документы,
видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Правила оформления презентаций
1. Общие требования к смыслу и оформлению:
Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий
прочтения. Презентации должны быть р
азными
—
своя на каждую ситуацию.
Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или
презентация для личной встречи значительно отличаются; Представьте себя
на месте просматривающего.
2. Общий порядок слайдов:
Титульный;
План презентац
ии (практика показывает, что 5
-
6 пунктов
—
это
максимум, к которому не следует стремиться);
Основная часть;
Заключение (выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
3. Требования к оформлению диаграмм:
У диаграммы должно быть название или таким название
м может
служить заголовок слайда;
-
Диаграмма должна занимать все место на слайде;
-
Линии и подписи должны быть хорошо видны.
4. Требования к оформлению таблиц:
Название для таблицы;
Читаемость при невчитываемости;
Отличие шапки от основных данн
ых.
5. Последний слайд:
Спасибо за внимание
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в
электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена
аккуратно, примеры проиллюстри
рованы, полностью освещены все
обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие
неточности .
«Удовлетворительно»
-
в случае, если презентация выполнена
неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетво
рительно»
-
работа выполнена небрежно, не соблюдена
структура, отсутствуют иллюстрации.
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф
учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение п
орядковых
номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и
заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля и критерии оценки
Задание должно быть выполнено в рабочей тетради или в электронном виде.
«Отлично» выставляе
тся в случае, если таблица выполнена аккуратно,
все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют
определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1
-
2 неточности
или недостаточно полно р
аскрыта тема.
«Удовлетворительно»
-
в случае, если таблица выполнена неаккуратно,
примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно»
-
таблица выполнена небрежно, примеры с
ошибками, названия неполные.
СОСТАВЛЕНИЕ КРОСС
ВОРДА
Правила составления кроссвордов:
1. Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в
кроссворд.
2. Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.
3. Выпишите эти понятия на отдельный лист, желате
льно в клетку.
4. Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.
5. Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно
использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.
6. Пронумеруйте слова.
7. В соответствии с номерами
выпишите определения понятий.
8. Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать
количеству букв в слове).
9. Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).
10. Оформите кроссворд. Подпишите его.
11. Слова
-
задания
–
это сущ
ествительные в единственном числе,
именительном падеже;
12. Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как
можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из
других тем и разделов, логически связанных с изучаемой тем
ой).
Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с
решением, того же кроссворда без решения.
Кроссворд оформляется в электронном виде или в рабочей тетради.
Форма контроля и критерии оценки
Составленные кроссворды проверяю
тся и оцениваются.
Критерии оценки: смысловое содержание; грамотность; выполнение
правил составления кроссвордов; эстетичность.
При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если
определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподав
атель
анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над
дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего
запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.
«Отлично» выставляется в случае полного выполнения работы,
отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
«Хорошо» выставляется в случае полного выполнения всего объема
работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий
результат работы и т.д.;
«Удовлетворительно» выставляется в
случае недостаточно полного
выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали
существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном
объеме используемых понятий и т.д.;
«Неудовлетворительно» выставляется в случае,
если допущены
принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.