Урок. Обобщение и систематизация сведений по теме Деепричастие. (Путешествие в страну Деепричастие
Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».
Тип урока: повторительно – обобщающий, урок – путешествие.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Цели:
Образовательные: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте; правила постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах; закрепление умений находить деепричастия; образовывать деепричастия от глаголов; определять вид деепричастий; правильно использовать в речи; конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Развивающие: развивать умение слушать, отвечать на вопросы; развивать наблюдательность, сообразительность; умение правильно использовать деепричастия в речи; развивать навыки творческой и исследовательской деятельности; умение анализировать при конструировании предложений с деепричастными оборотами.
Воспитательные: прививать интерес к предмету; приобщение к культурному прошлому через тексты, используемые для упражнений; совершенствование навыков сотрудничества, коллективной работы; овладение способами познавательной и практической деятельности.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, правило написания не с деепричастиями; покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Для этого мы с вами отправляемся в страну «Деепричастие», но на пути у нас стоит старая крепость.
(На доске изображена крепость, внутри которой «зашифрованы» деепричастия).
Игра «Тайна старой крепости».
Цель: узнавать в «лицо» деепричастия, выделять часть из целого.
Из книг, из кинофильмов вы, наверно, знаете о том, что у каждой крепости есть своя тайна. Есть она и у этой старой крепости.
Но сначала вспомним, что мы называем деепричастием?
Ответ учеников (предполагаемый): Деепричастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизменяемость). Отвечает на вопросы :что делая? что сделав? как? Обозначает действие, которое сопутствует действию, выраженному глаголом.
Ну, что ж, вооружившись этими знаниями, приступайте к штурму крепости.
(Работа учеников над заданием).
Вы удачно справились с первым заданием, крепость пала. То, что мы с вами узнаём деепричастия «в лицо», является лишь пропуском в страну «Деепричастие». А нам необходимо получить постоянное гражданство в этой стране, поэтому мы должны показать все свои умения и знания о деепричастиях.
И вот ещё одно небольшое задание, которое поручило вам выполнить правительство этой страны. Обратимся к расшифрованной вами записи на воротах крепости.
Работа с деепричастиями.
Цель: повторить и обобщить знания об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Ребята, давайте посмотрим и сравним: крикнуть – крикнув. Какая связь между этими словами?
Ответ учеников: от глаголов образуются деепричастия.
А каким образом образуются деепричастия?
Ответ учеников: деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов(ученики перечисляют суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного видов).
Давайте посмотрим, от каких глаголов образовались остальные деепричастия, которые мы нашли на воротах старой крепости. Какую подсказку мы можем использовать для того, чтобы установить, от глагола какого вида образовалось то или иное деепричастие?
Ответ учеников: по вопросам.
( Что сделав?) крикнув – (что сделать?) крикнуть
( что делая?) крича – (что делать?) кричать
( что делая7) играя – ( что делать?) играть
( что делая?) надеясь – (что делать?) надеяться
(что делая?) ворча – ( что делать?) ворчать
( что делая?) улыбаясь – ( что делать) улыбаться
( что сделав?) развеяв – ( что сделать) развеять
Молодцы! Скажите деепричастий и глаголов какого вида, совершенного или несовершенного, больше в выполненном задании?
Ответ учеников: несовершенного вида.
К видам деепричастий мы обратимся чуть позднее, пока продолжаем двигаться дальше, укрепляя наши позиции в стране «Деепричастие». Выполним следующее задание – упражнение.
Работа с текстом.
Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.
Сейчас я вам раздам текст упражнения, необходимо заменить подчёркнутые глаголы деепричастиями, раскрыв скобки. Посмотрим, как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.
Но сначала вспомним, что такое деепричастный оборот?
Ответ учеников: Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. На письме всегда выделяется запятыми, как и одиночные деепричастия.
А теперь приступаем к выполнению задания.
(Ученики читают текст, перестраивают предложения, работают у доски, указывая особенности 1 и 4 предложений).
Ребята, какое выражение, употребляемое нами в современной речи, объясняется в этом тексте?
Как вы поняли его значение?
Ответ учеников: «связать свою судьбу», т.е. связать свою жизнь с кем – либо, с чем- либо.
Значение каких слов показалось вам не совсем понятным?
Ответ учеников: прялка, посиделки.
Давайте найдём значение этих слов в толковом словаре, для этого разделимся на группы.
(Ученики, распределившись по группам, находят слова в толковом словаре и озвучивают значения слов).
Ребята, как вы думаете, а посиделки характерны только для зимних вечеров? Почему в словаре Ожегова говорится о зимних вечерах, случайно ли это?
А вы когда-нибудь видели прялку, участвовали в посиделках? Я предлагаю вам ненадолго заглянуть в прошлое и посмотреть, как же выглядели прялки, веретёна.
(Вниманию детей предлагается компьютерная презентация).
Вы немного отдохнули, почерпнули новую информацию, но нам пора двигаться дальше. Вернёмся к тексту. Сравните деепричастия: вытягивая – завершив. Чем они отличаются?
Ответ учеников: видом.
Как вы будете определять вид деепричастий?
Ответ учеников: по вопросам и суффиксам.
Для того, чтобы свободно передвигаться по стране «Деепричастие», необходимо хорошо уметь определять их вид. Поэтому нам предлагается следующее испытание.
Выборочно – распределительный диктант.
Цель: закрепить умение определять вид деепричастий.
Я диктую вам словосочетания: в один столбик вы записываете деепричастия совершенного вида, в другой – несовершенного. Один из вас, на кого укажу, объясняет свой выбор.
Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Цель: обобщить сведения об употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в письменной и устной речи.
А теперь нам с вами предстоит показать, что мы с вами люди не только знающие, но и творческие. Перед нами стоит новая задача. Прочитаем указание из «центра правительства» страны «Деепричастий».
Распространите предложения деепричастными оборотами, используя для этого слова в скобках.
(Ученики работают с выданным текстом, записывают сконструированные предложения, устно проверяем).
Хорошо. Весь урок мы с вами работали коллективно, но чтобы каждому из вас получить гражданство в стране «Деепричастие», нужно поработать самостоятельно.
Работа с разноуровневыми перфокартами.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями».
Сейчас я вам раздам разноуровневые карты, и вы должны будете продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «Не с деепричастиями». Правило написания деепричастий уже на нашем уроке прозвучало.
Сегодня я сама вам задам каждому определённый уровень, но если вы справитесь с заданным сегодня уровнем, то на следующем уроке, вы можете улучшить свой результат, выбрав другой уровень.
Обращаю внимание, что у некоторых ребят в картах будут не только слитные или раздельные написания не с деепричастиями, но и с другими частями речи.
Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня мы вспомнили что такое деепричастие. Показали, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастий, конструировать предложения с деепричастными оборотами, грамотно расставлять знаки препинания. Кроме того, мы узнали значение слов прялка, прясть, историю происхождения выражения «связать судьбу», вспомнили тему «не с деепричастиями». Работали вы все очень хорошо, но мне хотелось бы отметить самых активных из вас.
(Этот вывод ученики делают сами, учитель выставляет оценки).
Домашнее задание.
Я думаю, что вы надежно поселились в стране «Деепричастие», будете выполнять все её
правила и законы. Дома я предлагаю вам пройти ещё одно испытание: отгадать грамматический кроссворд. А на дополнительную оценку составить свой, используя тексты упражнений № 404 и № 415.
Приложения.
Игра «Тайна старой крепости».
Крикнув Ключ: крикнув, крича, играя, надеясь, ворча, улыбаясь, развеяв.
Раг*ало
Изр*дыр
Чва*ебчАеявя*а
Ся*
Ь
Оформление игры: на листе ватмана нарисована крепость в стиле
Средневековья, на стенах которой зашифрована вышеуказанная надпись.
Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Распространите предложения деепричастными оборотами, используя для этого слова в скобках. Запишите получившиеся предложения, не забывая о знаках препинания.
Славяне… стали делать грузики для веретена из мягкого камня. (освоить, дело, камнерезное)
… веретено лучше скручивало нить. (усердно, вращаться)
Женщина могла работать даже стоя или на ходу… (придерживать, грузик, локтем)
Выборочно – распределительный диктант.
Освоив дело, придерживая локтем, надев на стержень, усердно вращаясь, скрутив нить, не прекращая работы, вынув прялку.
Работа с текстом.
Заменить подчёркнутые глаголы деепричастиями, раскрыть скобки. Посмотрите, как изменится пунктуация предложений.
Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.
Женщина, сидящая за прялкой , всегда символизировала уют и покой. (Вытягивать) нить она размышляла о своей судьбе. Выражение «связать свою судьбу», употребляемое нами в современной речи, восходит к тем далёким временам. Прялка (сопровождать) женщину почти повсюду становилась её молчаливой спутницей. (Собираться) на посиделки девушки брали рукоделие с собой. Начать веселье (не завершить) работы считалось немыслимым делом.
Работа с перфокартами.
Отметьте слитные написания.
Уровень !!! («пять») Уровень !! («четыре») Уровень ! («три»)
(не)доумеваяПреследовали (не)удачи
(не)ощущая холода
Ничему (не)рада
(не)преодолимая преграда
(не)утешительные вести
Отнюдь (не)счастливая
(не)зелёные листья
(не)забывая
Очень (не)простая
(не)умолимые законы
(не)согретая солнцем
(не)сбывшиеся мечты
(не)дающие тепла
(не)поправимая беда
(не)успокоившись (не)умолкающий шёпот
(не)удержавшиеся на ветках
(не)проницаемая стена
Ничему (не)радуясь
Вовсе (не)ласковое
(не)тёплая, холодная
Очень (не)приветливые
(не)рассчитывая
(не)знающая тепла
(не)изъяснимое волнение
Ждать с (не)терпением
(не)утолимая печаль
(не)замечая
(не)возвратимая пора
Никому (не)нужен (не)видя
(не)веря
(не)доумевая(не)находя
(не)замечая
(не)произнося
(не)стихая
(не)навидя(не)дождавшись
(не)узнав
(не)радуясь
(не)чувствуя
(не)страшась
(не)возмущаясь
(не)взлюбив(не)припоминая
Грамматический кроссворд.
Впишите в клетки деепричастия.
По горизонтали: 1. Орхидея, холодея.
2. Прощая, провал.
3. Пряча, удача.
По вертикали: 1.Хлопая, хлорка.
2. Локоть, лопоча.
3. Диван, думая.