Урок русского языка в 7 классе:«Деепричастие. Я узнаю тебя, деепричастие!»
Тема урока: Повторение изученного по теме «Деепричастие. Я узнаю тебя,
деепричастие!»
Тип урока: урок обобщения
Цели урока: Обучающие:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков,
полученных при изучении темы «Деепричастие как часть
речи»;
Развивающие:
способствовать развитию навыков самостоятельной работы,
совершенствовать умение находить деепричастия в контексте;
Воспитательные:
воспитывать и формировать трудовые, нравственные,
эстетические качества учащихся;
воспитывать коллективизм, гражданское самосознание;
воспитание патриотизма, интереса к изучению русского языка,
любви к родному краю.
Оборудование: компьютер;
проектор;
электронная презентация;
экран;
опорные конспекты,
карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя о целях урока.
Слайд № 1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Я узнаю тебя, деепричастие!»
Урок пройдёт в необычной для вас форме. Это урок-викторина. Мы будем
работать в командах, потому что вместе всегда интереснее выполнять задание.
Викторина покажет, насколько вы овладели знаниями по теме «Деепричастие»
и покажет уровень ваших навыков.
Команды, займите свои места. Капитаны жеребьёвкой определяют
названия команд.
Что нам надо знать и уметь, чтобы справиться с задачами сегодняшнего
урока? Дети отвечают. Справитесь вы с этими задачами?
Переход к теме урока. (Разминка)
Слайд № 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Обращаясь к теме сегодняшнего урока «Я узнаю тебя, деепричастие!», ответьте
на вопрос: как вы думаете, как нужно поставить ударение в слове «узнаю» (на второй слог или на третий). Ребята отвечают, аргументируя правильность своего варианта, говоря о разнице в данном глаголе не только видовой, но и смысловой (большая или меньшая степень уверенности: узнаю- законченность действия, узнаю- незавершённость его).
На столах, за которыми расположились команды, лежат таблички с названиями команд (Команда основного действия, Команда добавочного действия).
Как вы думаете, почему сегодня подобраны именно такие названия команд?
Дети говорят о том, что обозначают деепричастия (обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом).
(Необходимо обратить внимание ребят на фоновую часть слайдов.
Узнаёте? Это пейзажи нашей Самарской области, это такая узнаваемая малая наша Родина.)
3. Прочитайте выразительно по очереди эпиграфы к уроку (древнекитайскую мудрость «Только начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве»
и поэтические строки Еврипида:
Зачем,О смертные, мы всем другим наукамСтараемся учиться так усердно,А речь, единую царицу мира,Мы забываем? Вот кому служитьДолжны мы все, за плату дорогуюУчителей сводя, чтоб, тайну словаПознавши, убеждая - побеждать!
Найдите деепричастия. (По каким признакам вы определили, что это деепричастия?) Поясните, как вы поняли мудрые изречения древних?
Справка: Еврипи
·д
(также Эврипид, 480 406 до н. э. ) древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии.
Пока ребята отвечают, представители команд делают морфемный разбор деепричастий рассыпаясь, подыскивая. ( Как вариант можно использовать морфемное лото: перемешанные карточки с морфемами для составления 2-3 деепричастий каждому представителю команды – кто быстрее составит возможные варианты деепричастий)
IV. Повторение и обобщение знаний. (Конкурсные задания)
Слайд № 3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1. Итак, первое задание «Четвёртое-лишнее».
Ваша задача – назвать лишнее в ряду деепричастие и указать, по какому принципу оно из ряда исключается. / Ответы: (1)ждя – отсутствие подобной словоформы в русском языке, (2)черпая – только в этом слове орфоэпическая норма с ударением на первом слоге, (3) ненавидя – слитное написание, без не не употребляется; (4)возвратясь – деепричастие совершенного вида, остальные – несовершенного./
Слайд № 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. Второе задание «Грамматические орешки» поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Вы должны исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки.
/ Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. Открывая дверь, она громко скрипнула. – Когда я открыл дверь, она громко скрипнула./
Открывая дверь, она громко скрипнула.
Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
Возвращаясь домой, шёл дождь.
Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?
При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Слайд № 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3. Третье задание «Отгадайте фразеологизм!»
Вам необходимо с опорой на рисунки отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.
Ребята отгадывают фразеологизмы и поясняют значения устойчивых сочетаний.
Физкультминутка на сохранение зрения
(используется офтальмотренажёр «Круги Базарнова»)
Слайд № 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4. А сейчас творческое задание «Изобразите русскую пословицу»
Изобразите пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой русской пословице.
Пословицы даны на карточках, которые по жеребьёвке достаются командам.
НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.
НЕ УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ НЕ ПРОДАЮТ.
НЕ РАБОТАЯ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
Представители команд инсценируют пословицу, а противоположная команда угадывает, что это за пословица и даёт пояснения в значении.
Слайд № 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
5. Пятое задание «Этимологическая справка» заключается в следующем: по данной этимологической справке угадайте фразеологизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.
А что же такое этимология?
/Этимология раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних учение об «истинном» («первоначальном») значении слова./
1.Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).
2.Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.
Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).
Слайд № 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
6. Шестое задание «Правильно расставьте знаки препинания» покажет, кто правильнее и быстрее сможет обособить деепричастный оборот и деепричастие.
Благоухая сохли травы дымясь курились облака (И. Бунин)
И не пуская тьму ночную на золотые небеса одна заря сменить другую спешит дав ночи полчаса (А. Пушкин).
Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат (А. Фет)
Каждая команда получает карточку с заданием. Все работают на своих местах. Какая команда правильнее поставит все знаки препинания?
По завершению работы карточки сдаются учителю. Учащиеся проверяют задание с помощью правильных вариантов на слайде, рассказывают о постановке запятых при деепричастии и деепричастном обороте.
Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.
Слайд № 9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7. Седьмое задание «Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами» позволит вам показать, как вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.
1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан. 1. Не смыкая глаз
2.Бригада энергично взялась за работу. 2.Скрепя сердце
3.Ты последнее время работаешь небрежно. 3.Не солоно хлебавши
4.Просители ушли, ничего не добившись. 4. Спустя рукава
5.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке. 5. Засучив рукава
6.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 6. Затаив дыхание
8. Самопроверка и отчёт капитана команды.
Расскажите о том, в каком стиле и типе речи чаще всего используются деепричастия?
9. А в это время два представителя команд выполняют отдельное задание.
В одну корзинку попали все грамматические признаки деепричастий (на карточках). Ваша задача - рассортировать их на общие с глаголом и общие с наречием грамматические признаки. Самопроверка представителями противоположных команд.
Сделайте общий вывод о морфологических признаках деепричастия.
Слайд № 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
10. А теперь вам раздаётся контрольный тест (каждому учащемуся), и вы выполняете задания на листах контроля, обозначая в них правильные ответы.
1.Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса:
1) надвгалась
2) растав
3) сгорб..вшись
4) разграясь
2.НЕ пишется слитно в примере:
1)(не)сделанная работа
2)(не)выполнив упражнения
3)(не)решаясь сказать
4)трава (не)скошена
3.Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1) Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.
2) Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.
3) Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.
4) Маша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать.
4.Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2)Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
3)Отошедший от станции поезд резко затормозил.
4)Когда начал дуть ветер, роща ожила.
5.В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1)Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и
стала смотреть в окно. 2) Успокоившись, люди вышли на открытое место и долго стояли здесь
рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза. 3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.
4) Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с
дубовым леском.
Слайд №11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
11. Прочитайте сочинение тольяттинской школьницы.
Что объединяет данный текст? Какое слово можно поставить вначале и
почему? (Тольятти – моя малая Родина).
Найдите деепричастия, укажите морфологические признаки,
?Это слово звучит для меня какой-то особенной музыкой: музыкой детства, колыбельной песней, первым школьным звонком, шумом прибоя и шелестом листьев на ветру.
Всё соединяется в единый оркестр и навевает воспоминания
Будучи совсем маленькой, я с семьёй часто путешествовала по родной Самарской области, по Самарской Луке.
Из окна машины я любовалась необъятными просторами Самарской Луки: то ярко-зелёными, то солнечно-жёлтыми осенью. Проезжая через сёла и деревни, я видела аккуратные домики, которые прятались, утопая в зелени и цветах, речушки, где купалась местная детвора. Останавливаясь у природных источников чистейшей воды, мы любовались ивами, склонёнными над водой.
Где бы я ни бывала, всюду мне чего-то не хватает, чего-то особенного - того, что есть только дома. Наш край уникальный. Здесь много солнца, много улыбок и хорошего настроения, много замечательных людей.
Каждый из нас является творцом будущего. В наших силах поднять родной край на самые высокие ступени развития. И мне почему-то кажется, что перемены к лучшему очень близки
И какое оно, это близкое будущее Самарской области, Тольятти? На этот вопрос вы ответите дома.
Слайд № 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
V. Разноуровневое задание на дом:
1 уровень. Составьте текст из 12-15 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем Тольятти – нашей малой родины
2 уровень. Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия
3 уровень. Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом и морфологический разбор одного деепричастия
VI. Рефлексия.
А теперь мы подошли к завершающему этапу.
Слайд № 13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике. Капитаны, какие умения мы должны и дальше использовать, встречаясь с этой непростой глагольной формой-деепричастием? (Выводы).
А теперь оцените свои результаты, подсчитав жетоны-звёздочки, полученные за правильные ответы. Что, по вашему мнению, необходимо для победы? Правильно! Старания и знания. Все активно работали и поэтому - молодцы!
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знание.
Спасибо за участие. До свидания!
Компьютерная презентация
обобщающего урока -
викторины в 7 классе по теме:
«Я узнаю тебя,
деепричастие!»
Root Entry