Хрящевые рыбы, акулы, скаты. Осетровые рыбы.



ФИО учителя: Рашидова Зарина Абдуллаевна
Стаж работы: 9 лет
Место работы: Каргалинская средняя школа №1с ДМЦ, с. Каргалы, Жамбылский район, Алматинская область
Должность: учитель химии и биологии
Категория: II
ПЛАН МАСТЕР- КЛАССА:
ТЕМА: Хрящевые рыбы, акулы, скаты. Осетровые рыбы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных.

Обучающая: Расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

Развивающие: развивать умения выделять главное, обобщать, анализировать, сравнивать, наблюдать.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать умение оценивать свои знания; прививать интерес к предмету биология.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
расширение знаний о основных признаках хрящевых рыб, знать классификацию; знать черты приспособленности к среде обитания, значение в природе и в жизни человека; узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные;
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 7 «Г» класс
ХОД УРОКА: 1.Вводная часть.
2.Вызов ( мотивация и целеполагание)
3.Осмысление ( изучение нового материала)
4.Проверка усвоения и закрепление нового материала.
5.Выводы, итоги.
6.Домашнее задание.
7.Рефлексия.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Крупный блок (первый урок в системе уроков раздела «Класс рыбы»)
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация по теме « Хрящевые », Видеоролик « Водород – гремучий газ», « Свойства водорода», маркеры, бумага, раздаточный материал.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 7 «Г» класс
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: КМ, НП, ИКТ, ОО, ОдО. Л.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация , учебник биология 7 класс, Автор К. Кайым, дополнительный материал на А4, Видео ресурс.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: материалы по учебнику биология 7 класс
Содержание урока:
Этапы работы Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
1.Вводная часть
Цель: настроить учащихся на работу

2. Вызов: Мотивация и целеполагание
Приветствие и настрой на урок
Нарисовать рисунок на голове у соседа

Деление учащихся на группы по стикерамЯ рада видеть вас вновь, и мы можем продолжить наше увлекательное путешествие в мир биологических знаний.

Ребята, вы знаете, как называется тема нашего урока? 
Я загадаю загадку, и вы сами угадаете тему урока:
Не хожу и не летаю,А попробуй догони!Я бываю золотая.Ну-ка, в сказку загляни!
А в какой сказке была такая рыбка?
- Ну, догадались
Итак, мы продолжаем с вами ранее начатый разговор о надклассе Рыбы. Думаю, что и сегодня вас ждет увлекательное путешествие. Пожелаем удачи друг другу.
– Какие рыбы относятся к хрящевым?
– К какому типу относятся рыбы? (хордовые)
– А какому подтипу? (позвоночные)
Сегодня мы познакомимся с классом хрящевых рыб. Слайд 3
Для того чтобы выяснить общие черты хрящевых рыб, давайте посмотрим кинофрагмент. –
Какие вы увидели особенности?
Настраиваются на урок
Психологический настрой
Делятся на группы рассаживаются по стикерам
«Акулы, Скаты, Химеры»
Ученики: - Нет.
( Рыбы)

« Хрящевые рыбы, акулы, скаты. Осетровые рыбы».
Просмотр кинофрагмента 2 мин
4 мин
СтикерыСлайд 1
Слайд 2
Слайд 2
Видеороли2.Осмысление
Цель:
Формирование новых знаний учащихся о природных источников углеводородов



Прием «Постер»
1 Этап
2 этап -
1 этап каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорную схему
2 этап –
Защита полученных результатов и выводов.
А теперь распределите предложенные картинки на 3 отряда.
Картинки представителей трех отрядов.
Ребята, а назовите признаки, которые позволили объединить этих рыб в один класс.


Групповая работа
Защита Постера
Ребята, а назовите признаки, которые позволили объединить этих рыб в один класс.
Гимнастика для глаз слайд 14
Быстро поморгать, закрыть газа и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз)
Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3) Открыть и посмотреть вдаль (считать до 5) (4-5 раз)
Проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Посмотреть вдаль на счёт 1-6. (1-2 раза1 группа.
Отряд Акулы;
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.

Почему акул считают примитивными рыбами?
Как акулы приспособились к факторам водной среды?
Как устроены зубы у акулы?
Какие акулы представляют опасность для человека?
4*  Все ли акулы являются хищниками?
2. группа.
Отряд Скаты
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.
Отчеты групп.

Докажите, что скаты – родственники ланцетников.
Какой образ жизни ведут скаты?
Какие приспособления у них выработались в процессе эволюции?
Можно ли сказать, что скаты – примитивные рыбы? Ответ обоснуйте.
4* Какие необычные органы защиты имеются у скатов?
3. группа.
Отряд Химерообразные.
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.
Отчеты групп.
Почему отряд получил такое название?
Где обитают представители этого отряда?
Какие особенности внешнего строения имеют химеры?
Почему химерообразных относят к хрящевым рыбам?
Значение химерообразных в жизни человека.

1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.
Отчеты групп.
Работая с текстом параграфа и дополнительной литературой составляют Постер
Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению заданий.

Выступление и отчеты групп

15
мин

12 мин Листы А3
Маркеры
Учебник
Листы А3
Слайды 5 -13
Домашнее задание.
Творческое задание: подготовить презентацию об одном из представители Класса «Храящевые рыбы».
1 мин Закрепление
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Верю, не верю. Верю – волна вверх, не верю – волна вниз.


Работа в парах (проверить друг у друга)
Задание группам Экологи Пессимисты
А теперь составьте синквейн в группе по данной теме.
1      строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;2) самая крупная акула — китовая;3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;5) все акулы опасны для людей;6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;9) тело скатов имеет торпедообразную форму;10) окраска скатов покровительственная.Докажите, что акулы и скаты полезные животные и подлежат охране.
Приведите доказательства, что акулы и скаты являются опасными для человечества животными
6 мин Оценивание Оценивание работы Рефлексия. Рефлексия. 
Доволен ли я результатом…
ПМ И
2 мин Составьте постер
1 группа.
Отряд Акулы;
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.

Почему акул считают примитивными рыбами?
Как акулы приспособились к факторам водной среды?
Как устроены зубы у акулы?
Какие акулы представляют опасность для человека?
4*  Все ли акулы являются хищниками?
Составьте постер
2. группа.
Отряд Скаты
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.
Докажите, что скаты – родственники ланцетников.
Какой образ жизни ведут скаты?
Какие приспособления у них выработались в процессе эволюции?
Можно ли сказать, что скаты – примитивные рыбы? Ответ обоснуйте.
4* Какие необычные органы защиты имеются у скатов?
Составьте Постер
3. группа.
Отряд Химерообразные.
1.     Название отряда
2.     Представители
3.     Характерные признаки.
Отчеты групп.
Почему отряд получил такое название?
Где обитают представители этого отряда?
Какие особенности внешнего строения имеют химеры?
Почему химерообразных относят к хрящевым рыбам?
Значение химерообразных в жизни человека.
А теперь составьте синквейн в группе по данной теме.
1строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.А теперь составьте синквейн в группе по данной теме.
1      строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
А теперь составьте синквейн в группе по данной теме.
1      строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.Ф.И.
Верю, не верю.
Верю – волна вверх, не верю – волна вниз.
у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;2) самая крупная акула — китовая;3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;5) все акулы опасны для людей;6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;9) тело скатов имеет торпедообразную форму;10) окраска скатов покровительственная.-1847851079500
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оценочный лист
ФИ Прием «Постер»
Защита Постера Верю, не верю.
Синквейн
Оценочный лист
ФИ Прием «Постер»
Защита Постера Верю, не верю.
Синквейн
Оценочный лист
ФИ Прием «Постер»
Защита Постера Верю, не верю.
Синквейн
Средняя школа имени Наурызбай батыра КутпанбетулыУтверждаю
Директор школы
Сулыбекова С.Б.
Открытый урок по биологии
7 «Г» класс
«Хрящевые рыбы».

Учитель: Рашидова З.А.
Узынагаш 2015