Конспект урока по окр.миру 1класс ПНШ Растения-часть живой природы


Дата 19.10.2015
РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цели: учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы.
Оборудование: рисунки с изображением растений; семена гороха для длительного наблюдения (опыта); карточки с описанием растений для викторины.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
(Колокольчик.)
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило,
Как будто сад и озеро
Метелью занесло.
(Черемуха.)
У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки.
(Мать-и-мачеха.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями, узнаем, к какой природе они относятся: живой или неживой.
II. Изучение нового материала.
1. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а о комнатных растениях.
– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)
– Назовите известные вам комнатные растения.
– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?
– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?
– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?
– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)
– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут).
– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–19).
– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)
– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)
– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)
– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)
– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.
– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.
– Где растут рябина и береза? (У забора.)
– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.
– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18).
– Отгадайте загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(Земляника.)
– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)
– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)
– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)
– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)
– Зачем люди поливают, удобряют растения?
– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?
– Как размножается садовая земляника? (У нее образуются «усы» с молодыми растениями.)
– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)
4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Рассмотрите рисунок справа «Длительное наблюдение». Что нам предлагают сделать авторы учебника?
– Как надо ухаживать за семенами?
– Что мы должны будем увидеть через несколько дней?
III. закрепление изученного материала.
1. Игра «Узнай цветы и травы по описанию».
1) Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки.(Анютины глазки.)
2) Это высокое растение с яркими цветками можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него двойное имя. Одна из частей имени дана растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай.)
3)Вся поляна покрыта голубыми, синими, лиловыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...(Колокольчик.)
4) Гирлянды белых маленьких колокольчиков на тонком стебле видны весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита.(Ландыш.)
5)Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе.(Лютик.)
6)Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.(Мать-и-мачеха.)
7)С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда его не видел. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.(Мята.)
8)Сегодня полянка золотисто-желтая от цве­тов, завтра – бело-пушистая. Желтые «кружочки» превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки.(Одуванчик.)
9) Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.(Подорожник.)
10) Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (Фиалка.)
11) Раньше считали, что растение это «вооружено» длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением закрепилось.(Чертополох.)
2. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 12).
– Отметьте цветной галочкой изделия человека. Что общего у этих рисунков с остальными?
– Раскрасьте изображения животных.
– Как одним словом можно назвать всех нарисованных животных?
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие условия необходимы для жизни растений?
– Докажите, что растения – часть живой природы.