Перспективное планирование на неделю работы с детьми в подготовительной группе по теме: Быт и традиции Хакассии
Перспективное планирование
Март. Быт и традиции Хакасии.
Цель: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о народных традициях нашего региона.
Пальчиковая гимнастика «Народная культура»
Вышивают девочки, сидя на траве, («вышивают») (приседают)
Вышивают девочки шёлком на канве. («вышивают»)
- Это клюв! А это шпоры! А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)
Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)
За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)
Считалочка:
«Эй ребята быстро в круг, Аты-баты бурундук.Кто не пляшет, выйди вон. Целый кон считай ворон».
Итоговое событие: «Праздник Чыл Пазы»
Дни недели.
Распорядок дня 20.03.2017 21.03.2017 22.03.2017 23.03.2017 24.03.2017
Понедельник Вторник
Среда
Четверг
Пятница
«Здравствуйте дети».
Беседы. Групповое общение. Игры..Прием детей в группе.
Индивидуальные беседы как провёл выходные, что интересного увидел и что ему запомнилось. Групповое общение: «Достопримечательности нашего города»
Рассмотреть фотографии с изображением достопримечательностей нашего города. Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Какую одежду можно назвать народной?» просмотр презентации и обсуждение Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Золотые руки мастеров Хакасии»
Просмотр фотографий изделий мастеров Хакасии. Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Хакасские сказки»
Вызывать у детей желание использовать полученные знания при составлении своих рассказов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение «Мудрость Хакасии»
Создание условий для развития речи через умение выражать свои мысли, составлять мини рассказы из своего жизненного опыта.
Утренняя гимнастика Картотека «Март»
Гигиенические процедуры Воспитываем навыки самообслуживания.
Тщательно мыть руки до локтей, шею. Вытирать насухо своим полотенцем. Вешать полотенце на свое место. Помогать друзьям следить за своим внешним видом.
Подготовка к завтраку, завтрак. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно. Формировать у детей знание о полезной культуре – Фасоль, из которой делают консервы, используют в супах, как гарнир, в салатах. Кушают не только зрелые семена , но и используют стручки.
ООД
ФЦКМ
«Хакасия – край мой родной!»
Разработка.
Синтез Знакомство с искусством – «Барельеф пластилином» Разработка. ФЭМП « Занятие № 51» Л.С. Метлина «Математика в подготовительной группе».
ФЭМП «Занятие №52». Л.С. Метлина «Математика в подготовительной группе».
Рисование
Тема: «Баба-Яга и Леший. Лесная небылица.» «Изобразительная деятельность в детском саду . Лыкова И.А .стр 110
.
Аппликация
Тема: Избушка на курьих ножках. «Изобразительная деятельность в детском саду . Лыкова И.А .стр 108.
Занятие физкультура на открытом воздухе. Занятие № 35 «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» Пензулаева Л.И., стр.64
«Вместе на природу».
Подготовка к прогулке, прогулка, знакомство с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки.
Наблюдение за птицамиЦель: Продолжать закреплять знания детей о поведении птиц во время оттепели 2.Исследовательская работа: сравнить размеры набухших почек у деревьев и кустарников, растущих на солнечной и теневой стороне.
3.Подвижные игры:«Перехватчики», «Ловишки». Цель: Упражнять детей в беге, ловкости.4.Трудовая деятельность:помочь убрать мусор на газонах. Помощь дворнику.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:Игровое упражнение « Сбей кеглю» Цель: Учить метать мяч в цель, развивать меткость, внимание.6.Самостоятельные игры с выносным материалом. Наблюдаем за собакой.
Наблюдение за собакой
Цели: систематизировать представления о жизни животных весной;
учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
Какое имя (кличка) щенку подходит?
Какое у щенка настроение?
♦Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.
Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.
Трудовая деятельность: Участие в перекопке земли.
Цели:закреплять умение коллективно работать;
формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «Классы», «Ключи».
Цели:совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке;развивать глазомер, меткость.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).
Наблюдение за солнцем
Цель: дать представление об изменении продолжительности дня, усилении тепла от солнца.
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все вокруг сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
Исследовательская деятельность
Пронаблюдать где снег тает быстрее на солнечной или на теневой стороне.
Трудовая деятельность
Подготавливать цветники. Подвижные игры «Салки».
Цель: упражнять детей в прыжках на одной ноге
«Кот и мыши».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа ходьба по бревну.
Цель: улучшать технику поворотом на месте и в движении.
Наблюдение за деревьями (ивой)
Цель: закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.
Ход наблюдения
Еще в лесу туманно, глухо,
Но над рекою, под обрывом
Оделась золотистым пухом
И распустила кудри ива.
Как будто облако спустилось
С небес на маленькие почки,
Зазеленело, превратилось
В живые теплые комочки.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)
♦Когда зацветает ива? (Ранней весной.)
Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.)
У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.)
♦На что они похожи? (На пушистые комочки.)
♦Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)
Исследовательская деятельность
Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?
Трудовая деятельность
Помощь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора.
Цель: учить самостоятельно разделяться на подгруппы и добросовестно трудиться.
Подвижные игры
«Вороны и воробьи», «Будь внимательным».
Цели:
_- упражнять в беге «стайкой» и врассыпную; - развивать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа Метание предметов в цель.
Цель: развивать силу рук и глазомер. Наблюдение за камнями
Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.
Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один — как мамины глаза —
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелененький — другой.
А третий — солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс. В. Кудрявцева
Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.
Кто из вас находил камни?
Где это происходило?
Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Кто быстрее?».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Гигиенические процедуры Закреплять культурно-гигиенические умения: намыливать руки до образования пены; тщательного промывать пальчики, запястье, мыть лицо, насухо вытирать руки, пользования своим полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Подготовка к обеду, обед. Совершенствовать умение пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение руки), умение брать небольшие кусочки пищи вилкой и аккуратно доносить их до рта. Помогать кусочком хлеба.
«Здоровый сон». Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать и развешивать свою одежду на стуле.
Проконтролировать последовательность одевания.
Цель: продолжать развивать умение у детей выворачивать на лицевую сторону Футболку и рубашку. Умение вежливо обращаться с просьбой к воспитателю и сверстникам: «Достаньте мне, пожалуйста…», «будь добра, помоги расстегнуть…»
Подъём. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Пробуждение под спокойную музыку. Коррегирующая гимнастика после сна. Воздушные ванны, босохождение, хождение по массажным коврикам и следовым дорожкам, элементы точечного массажа. Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний. Обратить внимание детей на то , как они заправляют пастель.
Полдник Совершенствовать умение сидеть ровно за столом. Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.
НОД Конструирование
Тема: Горка
Л.В. Куцакова стр97
Здоровье
Тема: «Береги платье с нова, а здоровье с молода. Разработка». Разработка. Чтение худ. Литературы. Игры сюжетно ролевые, театрализованные,
Дидактические, труд.
ЧХЛ Хакасская народная сказка «Мальчик в бочке»
Цель: создание условий для речевой активности,
Дидактическая игра:
«Вершки – корешки»
Цели: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками. Объясняет, что отвечать можно только двумя словами – вершки и корешки. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно – вершки или корешки. Дети говорят «вершки» и поднимают руки вверх, «корешки» - опускают вниз, встают или садятся. ЧХЛ чтение сказки «Лисица и колонки» Беседа по содержанию сказки. Способ создания образов героев в сказке.
Математическая игра:
«Дверная скважина»
Цель: развитие зрительной памяти, пространственного мышления.
Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги. Примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее рассказавшего о том, что изображено на картинке. ЧХЛ стихотворение Михаила Воронецкого «Родная Хакасия, город Абакан» Цель: создание условий для речевой активности. Создание условия для расширения представлений о Хакасии, Абакане.
Игры на развитие взаимопонимания
«Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, коммуникабельности и организаторских способностей.
Из группы детей выбирается «разведчик» и «командир». Остальные дети образуют «отряд». В комнате стулья стоят хаотично. «Разведчик» прокладывает маршрут между стульями. «Командир» наблюдает, а потом пытается повторить проложенный «разведчиком» маршрут.
ЧХЛ Басня Виригина «Сорока»
Цель: создание условий для развития речи и умения самостоятельно делать выводы. Самостоятельно зарисовать иллюстрации к услышанному.
Дидактическая игра на развитие речи «Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.
Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача: за 1 минуту придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая больше подобрала прилагательных, лучше «украсила» слово. ЧХЛ народные пословицы «Мудрость Хакасии»
Цель: создание условий для развития речи, умения слушать и умения делать самостоятельно выводы.
Сюжетно ролевая игра
«Праздник Чыл Пазы»
Цели: развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения; воспитывать вежливость.Педагог выступает в роли шамана, дети становятся гостями праздника. Виды хакасских игр на природе, обычаи , слова вежливые, обращение к природе и к людям.
Ужин. Закреплять умение мыть кисти рук. Совершенствовать умение есть ложкой, пить из бокала. Совершенствовать приобретенные умения (есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.).
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей.
Хакасская народная игра «Косой дождь»
Правила игры достаточно просты. В нее могут играть дети всех возрастов. Один человек – ведущий, становится впереди. Все участники становятся друг за другом, и каждый одну руку дает переднему, а другую заднему игроку. В результате получается цепочка, которую водит ведущий. Он может бегать из стороны в сторону, выделывать какие – либо замысловатые фигуры. Все остальные должны повторять его движения, стараться не падать и не разорвать змейку играющих.
Хакасская народная игра «Чуурана»
Эта детская игра представляет хакасский вариант игры в прятки. Сначала выбирают водящего. Для этого находят палку, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, кому достается обхватить верхний конец, тот становится водящим. Для того , чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку: « Пеет – пеет педегес, педегестец саадагас, саадагастан кистигес, кистигестец саахан, саасханни сарынды, санап сапсам – он алты».
Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть « чуурана», подобное магическое слово встречается в играх русских ( чур меня ).
Хакасская народная игра «Догонялки»
Для игры выкапывается небольшая лунка, диаметром 8 – 10 сантиметров и глубиной 5 – 6 сантиметров. Играющие с расстояния в 6 – 7 шагов по очереди катают мяч, пытаясь попасть им в лунку. В случае попадания игрок голит – бежит к мячу, хватает его и пытается ударить по кому либо из остальных, убегающих от него, игроков. Если это произошло, то очередь голить переходит к игроку, в которого попал мяч. Хакасская народная игра «оранмай», с прыжками на одной ноге. Согласно одному варианту, на земле чертили большой круг, по контуру которого каждый участник должен был на одной ноге проскакать. Ногу надо было держать высоко. Поднятая нога не должна опускаться. Таким образом надо было скакать на одной ноге десять раз. Победителем становился тот, кто дальше всех проскачет и больше сделает кругов.
Следующим видом состязаний «оранмай» были догонялки на одной ноге. Один из участников по кругу убегал прыжками на одной ноге, а другой должен доскакать до него и задеть поднятой ногой. Если кто-нибудь вставал на обе ноги, то проигрывал. Хакасская игра «оранмай» идентична по содержанию и названию киргизской «оромпой» и у других тюркских народов не встречается. Хакасская народная игра
«Хулагас». Играют до четырех человек. Игроки на ровном месте чертили большой круг диаметром 5-6 м. Затем чертили две пересекающиеся в центре линии, крест-накрест, разделяя круг на четыре сектора. В четырех местах пересечения линий с кругом находились норы четырех зверей - зайца, кошки, собаки и лисицы. «Хулагас» должен поймать зверей, бегающих по кругу. Сам он бегает по линиям в середине круга. По команде все игроки разбегались по начерченным линиям, спасаясь от водящего «хулагаса». Играющие должны были бегать по двое, держась друг за друга гуськом. Убегать можно только по начерченным линиям, наступать на землю вне линии круга запрещено. Наступивший сменял водящего.
Если «хулагас» кого-нибудь поймал, то с возгласом «чуурана!», меняются ролями.
Организация предметно-пространственной среды для поддержки детской инициативы
( уголки самостоятельной активности) Рассматривание предметных картинок на данную тему.
Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры. Ц: формировать у детей умение сам. выбирать игру, развивать сюжет, выбирать партнёров по игре.
Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бумага для оригами. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения, формировать умение находить себе занятие по интересам, конструктивно общаться со сверстниками
Предложить детям раскраски «Народный костюм» , «Игры», «Посуда»
Предложить детям нарисовать подарок для буквы «Щ» со звуком Щ в слове. Составить ребус из слов, по первым звукам которого можно прочитать название народного праздника. Сделать звукобуквенный анализ слова «Щука», составить предложения с этим словом.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов ( оборудование для игр в различные профессии, атрибутика для игры в магазин, в кафе, в приглашение гостей, интервью). Совершенствовать умение детей выбирать материалы, цвета, средства выразительности в соответствии с замыслом, рассказывать о своих идеях и работах.
Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Поддержка индивидуальности ребёнка. Задание по математике «Выложи юрту». Задание на развитие пространственного воображения, закрепление знаний о числовом значении( сколько палочек ты использовал?) . Аня, Семен, Валя, Марк, Соня. Задание на развитие зрительного внимания «Что изменилось?». Задание на зрительное восприятие: найти и объяснить что изменилось, какой предмет появился или пропал. Составление предложений с терминами: народный костюм, народный праздник, народная игрушка. Даниил, Максим , Савелий В, Дима, Артем. Игра «Звукоедик»
Цель: определение места звука в слове. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла? Витя, Кирилл, Соня, Полина Т. , Арина. Задание для развития речи Игра «Где сейчас находится предмет?»
Один ребенок сидит лицом к другим, ведущий располагает предмет за ребенком ( рядом, под, около….) ребенок угадывает, наблюдающие могут говорить только да или нет. Алиса, Савелий Х, Тимуджин, Марина. Задание для развития речи: «Оцени поступок друга». Задание на развитие связной речи. Дети рассуждают по цепочке.
Полина А., Полина Ф, Полина Г., Руслан, Полина Т
Индивидуальная работа с родителями Собрать сундучок « Мудрость Хакасии» (поговорки и пословицы, загадки ) .Подготовка девочек к конкурсу «Мисс Абахай»
Организация выставки национальной кухни «Алтын стол»
Консультация : «Праздники Хакасов», «Достопримечательности Хакасии».
Папка-передвижка «Народные традиции Хакасии»
Тема недели с 20 по 24 марта.
Быт и традиции Хакасии.
Что мы знаем Что хотим знать Что нужно сделать, чтобы узнать Что мы узнали?
Хакасский народ отмечает народные праздники:
Чыл Пазы, Праздник земли и праздник первого молока.
Народная одежда это Платья, украшение Пого, расшитые жилетки. У мужчин рубахи с вышитыми манжетами.
Национальный напиток Айран, национальное блюдо Толган.
Как называются элементы женского народного костюма?
Можно ли самим изготовить головной убор?
Сколько косичек должно быть у девушки?
Как выглядит узор, которым украшали народный костюм.
Носят ли сейчас такие костюмы? - В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
-Спросить у мамы, у папы, у бабушки.
- посмотреть в словарях и энциклопедиях.