ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА для детей старшей группы и первоклассников «Все о книгах знаю, их люблю и берегу»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ( ЯСЛИ-САД) №10 «АЛЕНУШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКА КРЫМ










ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

для детей старшей группы и первоклассников


«Все о книгах знаю, их люблю и берегу»





Подготовила: воспитатель старшей группы
Манжола А. В.
Балабанова С.И.







г.Красноперекопск

Программное содержание
Познакомить детей с профессией библиотекаря, закрепить знания детей о правилах обращения с книгой, привить любовь к книге, к сказкам. С помощью загадок, пословиц, иллюстраций воспитывать бережное отношение и желание «чинить» испорченные книги. Умение детей узнавать знакомые сказки по первым строкам с которых они начинаются, составлять иллюстрации по принципам пазлов, развивать мышление, внимание, память, связную речь у детей. Умение детей называть сказки и подбирать иллюстрации с изображением сезонов (времен года) к этим сказкам.
Учить детей отгадывать сказки по иллюстрациям.
Словарная работа.
Библиотекарь, читальный зал, читать.
Материал.
Телеграммы (4 шт).
Отрывки из сказок и иллюстрации к ним:
«Муха-цокотух», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Федорино горе».
Предметы для игры:
Сундук, туфелька, сапоги, красный чепчик, яйцо, колосок, пирожки, ключик.
4 книги-пазлы.
Книжки для игры.
13 EMBED Photoshop.Image.10 \s 141513 EMBED Photoshop.Image.10 \s 141513 EMBED Photoshop.Image.10 \s 1415
По 3 картинки времена года (зима, весна, лето, осень).
13 EMBED Photoshop.Image.10 \s 1415
Картинки к сказкам.
Лебедь, Карлсон, ступа Бабы Яги, Белоснежка, петушок, бычок соломенный, мышата Круть и Верть, цветок «Цветик-семицветик», карета, репка.
Шапочки к сценке:
Котик, песик, поросенок.
Правила поведения в библиотеке (иллюстрации).
13 EMBED Photoshop.Image.10 \s 1415Физминутка.
Дети стают в круг.
- Сказку можно слушать
- А можно показать.
- По дороге сказочной
- Пойдемте гулять.
- Начинается сказка так:
1. Жили были две руки (хлопок-хлопок).
2. Ну а ноги дружно шли (топ-топ ).
3. Появляются друзья (качели).
Хлопать будем ты и я (хлопают).
4. Позови своих друзей (зовут руками).
Сказка будет веселей (руки вверх).









Ход занятия:

1. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведём не просто занятие, а сказочное занятие, и к нам в гости сегодня пришли первоклассники, они вместе с вами узнают сегодня много нового, но чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить, я предлагаю вам отгадать загадку:
«Склеена сшита,
без дверей, а закрыта,
кто её открывает –
многое знает»
(книга)
- Правильно, это книга. Ребята, а для чего нам нужны книги?
- Интересно ли бы было жить без книги?
- А где мы с вами можем увидеть много книг?
- Библиотека, ребята, -это место, где хранятся разные книги, а работает в библиотеке- библиотекарь, который прочитал много книг и может помочь нам выбрать нужную книгу. Людей, которые берут книги в библиотеке, называют читателями. Есть книги, которые нельзя уносить домой, их можно читать только в библиотеке, для этого есть специальное помещение, оно называется «читальный зал».
-Хотели бы вы очутиться в библиотеке? Тогда закроем глазки:
Вместе мы закроем глазки,
Чудо будет будто в сказке,
Только глазоньки открылись,
Мы в библиотеке очутились!
2. Входит библиотекарь:
- Ребята, а вы знаете правила поведения в библиотеке и о том, как нужно обращаться с книгой?
1 ребёнок:
Пришёл Денис в читальный зал,
Хотел позаниматься,
Но друга Петю увидал
И начал с ним смеяться.
Сам ничего не прочитал
И никому вокруг не дал.

Библиотекарь:
В читальном зале, ребята, не переговаривайся с соседями, даже шепотом, ты можешь помешать другим читателям.
2 ребёнок:
Почитать взяла Маринка
Книжку у сестрички-
Разрисованы картинки,
Порваны странички.
Как теперь её читать?
Неприятно в руки брать!
Библиотекарь:
Не загибай в книгах страницы, не пиши и не рисуй.
3 ребёнок:
В библиотеку Катя
Год не сдавала книжки.
И ей ребята: «Хватит,
-сказали, -это слишком!»
Год книги у тебя лежат,
А все их прочитать хотят.
Библиотекарь:
- Ребята, книги в библиотеку нужно сдавать всегда вовремя, ведь они могут понадобиться другим читателям.
-Молодцы, дети, проходите в мою библиотеку. Будем с книгами играть и заданья выполнять.
-Ребята, вы любите сказки? А что такое сказка?
-Это вымышленный поучительный рассказ о животных,
о хороших поступках, о подвигах героев, сказка имеет счастливый конец, добро в сказке всегда побеждает зло. И сегодня мы пришли к сказке в гости.
3. -Вы сказали, что любите сказки и сейчас вам предстоит выполнить первое задание.
- К нам пришли телеграммы, вам нужно отгадать из каких они сказок.
1 «Спасите- нас съел серый волк» («Волк и семеро козлят»)
2 «Очень огорчена, случайно разбила яичко»(«Курочка ряба»)
3 «От дедушки убежал, и от бабушки убежал, скоро буду у вас»(«Колобок»)
4 «Найду братика, которого забрали злые птицы и приду к вам в гости»(«Гуси-лебеди»)
(дети отгадывают сказки, воспитатель выставляет книги на мольберт)
-Молодцы, ребята, вы правильно отгадали и правильно назвали названия этих сказок (показывает на мольберт)
4. А теперь проверим, как вы отгадаете загадки.
«В этом доме именины,
Много было там гостей,
Но на этих именинах Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею Кто-то голову срубил!»
(«Муха-цокотуха»)
«Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?»
(«Золушка»)
«Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом!»
-Кем же были эти детки, из какой они сказки?
(«Волк и семеро козлят»)
-И последняя загадка
«Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт»
(«Федорино горе»)
-Молодцы, ребята, все загадки мои отгадали, видно, что вы много читаете сказок.
(сказки чередуют со школьниками)
5. -А сейчас поиграем в игру «Кто здесь был и что забыл» -У меня есть волшебный сундучок, я его открою, и из него появятся предметы, а вам нужно назвать к кому из героев сказок относятся эти предметы. «туфелька»-«золушка»
«сапоги»-«кот в сапогах»
«красный чепчик»-«Красная шапочка»
«яйцо»-«курочка ряба»
«колосок»-«Круть и Верть»
«пирожки»-«Маша и медведь»
« ключик »-«Буратино»
(если дети затрудняются, то спрашивают у школьников)
(при отгадывании показывают картинки из сказок)
-Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.
6. Ребята, когда книжка с яркими картинками, её интересно читать, и не только читать, но и рассматривать. Поэтому книжки для детей очень яркие и красивые. И сейчас мы вместе со школьниками поиграем в игру, нужно собрать сказку из этих картинок-пазлов и назвать её название.
(дети выполняют задание)
-Молодцы, все справились.
7. А вот в следующем задании нужно быть внимательным. На мольбертах расставлены иллюстрации с изображением сказочных героев, вы должны назвать их, сказать как называется сказка, и подобрать к этой сказке рисунки с нужным изображением времени года.
«Снегурочка» -зима
«Заюшкина избушка»-весна
«Колобок»-лето
«Лягушка-путешественница»-осень
(дети выполняют задание- 2 сказки-школьники, 2 сказки-дети д/сада, объясняют, почему именно эти картинки они выбрали)
8. А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.
-Как начинается сказка «Колобок»
(жили-были дед и баба, говорит дед бабе : «Испеки колобок»...)
-Что сказала мышка, когда первой нашла рукавичку?
(Кто-кто в рукавичке живёт?)
-Что сказала лисичка колобку, когда он пропел ей песенку?
(Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок)
-Как звал на помощь петушок котика, когда его украла лиса?
(котик-коточек, милый дружочек, несёт меня лиса за дремучие леса, за высокие горы)
ФИЗМИНУТКА
9. А сейчас проведём викторину, нужно правильно ответить на вопросы, я буду задавать вопросы и вам, ребята, и нашим гостям первоклассникам.
-В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)
-Как зовут героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
-Как называется транспорт Бабы Яги? (ступа)
-Как звали подружку семи гномов? (Белоснежка)
- Кто выгнал лису из заюшкиной избушки? (Петушок)
-Какое животное было сделано из соломы? (бычок)
-Как звали мышат из сказки «Колосок» (Круть и Верть)
-Как назывался цветок, который исполнял все желания? (цветик-семицветик)
-Во что превратила фея тыкву? (карета)
-Что тащила вся семья из земли? (репку)
-Вы правильно ответили на все вопросы. Молодцы!
10. Сказку любят слушать не только дети, но и зверята. И сейчас наши гости ученики 1 класса 5 школы покажут нам сценку «Мама»
(На столе большая книга, за столом сидят герои котик, пёсик, поросёнок в шапочках-масках)
Ведущий: -Котик, Пёсик и Поросёнок сели учить уроки, вот Котик взял книжку.
Котик: Мяу-Мяу!
Ведущий: -Он сказал.
Котик: Это означает МА-МА!
Пёсик: Ты не правильно читал, тут написано Гав-Гав!
А это означает МА-МА!
Поросёнок: Если верить букварю, здесь написано ХРЮ-ХРЮ! А это означает МА-МА!
Ведущий: -Да, чтение- это наилучшее обучение, кто много читает, тот много знает.
Спасибо вам, ребята!
-Книги, как друзья, идут рядом с человеком всю жизнь, из них мы узнаём о животных, о звёздах, растениях, планетах, о жизни народов других стран, о больших открытиях.
Наша литературная викторина подходит к концу и мне кажется, что после сегодняшней нашей встречи мы будем очень бережно относиться к книге. Поэтому давайте ещё раз вспомним несколько правил обращения с книгой, и тогда она будет служить нам долго.
-Не берите книгу грязными руками.
-Не загибай страницу.
-Не рисуй на книге.
-Не рви страницы.
-Храни книгу на полке.
Библиотекарь:
А у меня, ребята, есть для вас сюрприз. На память о посещении нашей сказочной библиотеки я хочу вам в подарок вручить вот эти книги, (дарит книги)
Ведущая:
Спасибо большое, а нам пора возвращаться в детский сад, и чтобы нам вернуться, давайте послушаем стихотворение, которое подготовили наши гости («Как хорошо уметь читать»)
-Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-А что понравилось больше всего?
-Ну, вот и всё. Нам пора в группу получать новые знания и читать любимые сказки.
Root Entry