План — конспект урока химии в 8 классе на тему: Кристаллические решетки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дивовская СОШ»
Мглинского района Брянской области
План-конспект урока химии в 8 классе на тему:
«Кристаллические решетки»
Составил учитель химии
Белоножко Тамара Николаевна
Тема : «Кристаллические решетки»
Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.
Познакомить учащихся с понятием «кристаллическая решетка», изучить их типы
Задачи:
Образовательные:
создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;
способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;
обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимости свойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойств веществ;
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
Воспитательные:
культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).
Методы и технологии обучения :информационно-коммуникационные технологии ( презентация в программе PowerPoint), проблемное обучение, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), железо, пластилин, поваренная соль; компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Орг. момент урока.
2. Повторение изученного.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами вспомним, закрепим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам сегодня пригодятся для изучения новой темы. Для этого поработаем над таблицей. Инструкция. Работая в группе, вам предстоит сделать следующее: определяя виды химических связей по химическим формулам в таблице вам необходимо обвести буквы По буквам вы должны будете составить словосочетание.
Ученики заполняют и определяют словосочетание, которое является темой урока.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Кристаллические решетки.
Как вы думаете, ребята, какие цели вы поставите перед сегодняшним уроком? Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией.
(Заслушиваются ответы учащихся. Учитель подмечает интересные моменты в целевых установках учеников.)
Учитель: Действительно, нам предстоит узнать что такое кристаллические решетки, сформировать представление о типах кристаллических решеток и не только это….
Ребята внимание на экран! Что вы видите ? О чем вам говорят эти картинки?
Отвечают: слайд о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.
Учитель:
Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?
Учащиеся:
При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).
Учитель:
Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.
Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».
При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. Ребята обратите внимание на экран: перед вами два вещества: железо и йод. Температуры плавления и испарения этих веществ существенно отличаются. Как вы думаете с чем это связано? Выслушиваются разные ответы. В конце нашего урока я думаю мы получим ответ на этот вопрос. И так у нас появилась еще одна цель урока: установить зависимость физических свойств от кристаллической решетки. Возмите пожалуйста рабочие листы. Я предлагаю выполнить задание №1 составить схему « Агрегатные состояния вещества»
Состояние вещества
Газообразное
Жидкое
Твердое
….…..
Учитель:
Схема простая, я уверен, вы справились. Сравните с записью на доске.
Но я утверждаю ребята что твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.
Практическая работа.
Учитель:
Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.
Учащиеся:
Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl).
Учитель:
Подумайте, какое вещество из названных можно исключить и почему?
Учащиеся выдвигают предположения.
Учитель:
Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал в карточках №1 и и выполнить задание №2 из рабочего листа
Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества».
Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.
Работа с рабочим листом.
Виды твердых веществ
кристаллические
аморфные
Свойство Кристаллическое тело Аморфное тело
Расположение частиц в пространстве Регулярное. Хаотичное.
Температура плавления Плавятся при определённой температуре. Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.
Примеры Поваренная соль, лед, железо. Сливочное масло, стекло, пластилин.
Учитель:
Какие группы твердых веществ вы выделили? В чём особенности каждой из них?
Заслушиваются ответы 1-2 учеников. На слайде представлена таблица как ключ для проверки результатов. Проверьте результаты своей работы по ключу.
Учащиеся:
Различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.
У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.
Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены.
Учитель:
Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Показываю модель кристаллической решетки.
Модели кристаллических решеток вы видите на экране
Учитель:
Ребята как бы вы назвали точки, в которых размещены частицы кристалла. Правильно узлами. Здесь могут находиться разные частицы. А какие частицы вы знаете? Правильно атомы, молекулы, ионы в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки. А теперь чтобы подробно изучить каждый тип кристаллической решетки предлагаю выполнить самостоятельную работу, задание которой находится в конвертах. Достаньте задания, прочитайте инструкцию и можете приступить к работе.
Ученики работают в группе. Каждой группе предложено одно из 4-х типов кристаллической решетки. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая группа озвучивает результаты своей работы. Другие группы дополняют свою таблицу
Для проверки: на доске показывается слайд с таблицей
Тип кристаллической решетки Частицы, находящиеся в узлах Вид химической связи Для каких веществ характерна Свойства кристаллического вещества
1. Ионная 2. Атомная 3. Молекулярная 4.Металлическая Учитель:
Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?
Учащиеся:
От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.
И так ребята, давайте попробуем дать ответ на следующий вопрос: почему температура плавления и испарения у железа выше, чем у йода?
5. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.
Учитель:
Мы рассмотрели кристаллические решётки, знаем отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга, понимаем, как их свойства зависят от кристаллического строения. Думаю, вы готовы к тренировке практических умений: определения типа кристаллической решетки веществ. Задание 3 в рабочих листах.
Учащимся предлагается зачеркнуть по вертикали (горизонтали, диагонали) вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку. При выполнении пользуйтесь подсказками своей таблицы. Результаты работы показывают на слайде.
Работа с рабочим листом.
1группа2 группа
КCl N2O Mg(OH)2 МgCl2 H2O Na
CO2 K2S NH3 NaNO3 SO2 KOH
Cl2 O2 NaOH K Cl2 HCl
3 группа4 группа
МgCl2 H2O Na МgCl2 H2O Na
NaNO3 Ca KOH C B Si
К Cl2 HCl K Cl2 HCl
Рефлексия.
Домашнее задание.
Домашнее задание § 42, ответить на вопросы.