Урок по химии в 8 классе «Кристаллические решётки».

МОУ «СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области»




Урок по химии в 8 классе
«Кристаллические решётки».



Выполнил:
Учитель химии
МОУ «СОШ ст. Тарханы
Саратовского района
Саратовской области»
Кочнева Светлана Петровна








Тема: «Кристаллические решетки».

Цель урока: дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых веществ. Познакомить с типами кристаллических решёток, их взаимосвязью с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедиапроектор, таблица «Виды кристаллических решёток», модели кристаллических решёток, образцы пластмасс, пластилин, шоколадка, жевательная резинка, воск, кварц, поваренная соль, образцы металлов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы: практический (работа учащихся за компьютером), презентация нового материала, метод тестирования, словесный, наглядный.

Ход урока.

Организационный момент.
Проверка знаний.
Учитель: «На предыдущих уроках мы изучали с вами основные классы неорганических веществ. Сегодня будет проходить проверка знаний по изученным темам в виде тестирования. Вы должны будете ответить на вопросы тестов, которые представлены в электронном и печатном вариантах. На выполнение теста отводится 3 минуты. Те, кто не занят у компьютера, выполняет тест в печатном варианте. В каждом вопросе вы должны отметить единственно правильный ответ. Результаты тестирования будут объявлены на следующем уроке».
Изучение нового материала.
Учитель озвучивает тему урока и цель урока. На этом уроке учащиеся должны познакомиться со строением твердых веществ, узнать типы кристаллических решёток и о влиянии типа решёток на физические свойства веществ. Учащиеся записывают в тетради дату , тему урока, домашнее задание (§ 22).

Актуализация знаний. Учитель задаёт вопросы классу:
Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?
Какие виды химических связей вы знаете?
Какие вам известны агрегатные состояния веществ?
Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,80 C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое».
Твёрдые вещества


Аморфные Кристаллические
(не имеют чёткой температуры (характеризуются правильным рас-
плавления, постепенно размяг- положением частиц в пространстве.
чаются, напр.: воск, пластилин, Имеют чёткую температуру плавле-
пластмассы). ния).


Учитель: аморфные вещества не имеют чёткой температуры плавления – при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относят, например шоколад, который тает и в руках и во рту; жевательную резинку, пластилин, воск, пластмассы (показываются примеры таких веществ).
Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки.
Учащиеся записывают в тетрадь определение: «Кристаллической решёткой называют совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл. Точки, в которых размещаются частицы кристалла, называют узлами решётки».
В зависимости от того, какие виды частиц находятся в узлах этой решётки, различают 4 типа решёток. Если в узлах кристаллической решётки находятся ионы, то такая решётка называется ионной.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
- Как будут называться крист. решётки, в узлах которых находятся атомы, молекулы?
Но есть крист. решётки, в узлах которых находятся и атомы, и ионы. Такие решётки называются металлическими.
Сейчас мы будем заполнять таблицу: «Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ». В ходе заполнения таблицы мы будем устанавливать взаимосвязь между типом решётки, видом связи между частицами и физическими свойствами твёрдых веществ.
Далее на экране появляется таблица. Её заполнение идёт в ходе диалога учителя с учащимися.
Рассмотрим 1-й тип крист.решётки, которая называется ионной.
- Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
- Какая химическая связь в этих веществах?
Посмотрите на ионную кр.решётку (показывается модель такой решётки). В её узлах находятся положительно и отрицательно заряженные ионы. Например, кристалл хлорида натрия построен из положительных ионов натрия и отрицательных хлорид-ионов, образующих решётку в форме куба. К веществам с ионной крист.решёткой относятся соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов. Вещества с ионной крист.решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, они тугоплавкие и нелетучие.
Рассмотрим 2-й тип крист.решётки, которая называется молекулярной
- Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель молекулярной крист. решётки.
Химическая связь в молекулах, которые находятся в узлах решётки, может быть и ковалентная полярная, и ковалентная неполярная. Несмотря на то, что атомы внутри молекулы связаны очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решёткой имеют малую твердость, низкие температуры плавления и летучие. Когда газообразные или жидкие вещества при особых условиях превращаются в твёрдые, тогда у них появляется молекулярная крист. решётка. Примерами таких веществ может быть твёрдая вода – лёд, твёрдый углекислый газ – сухой лёд. Такую решётку имеет нафталин, который применяют для защиты шерстяных изделий от моли.
- Какими свойствами молекулярной крист. решётки обусловлено применение нафталина? (летучестью).
Рассмотрим 3-й тип крист. решётки, которая называется металлической. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель металлической кристаллической решётки.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их характерные физические свойства.
- Какие физические свойства металлов вы знаете? (ковкость, пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск).
Последний тип кристаллической решётки называется атомной. По этому типу крист. реш. вы сами внесёте необходимые сведения в таблицу, самостоятельно поработав с учебником.
Потом учащиеся по очереди называют сведения, которые они записали в таблицу.
Учитель. Физические свойства веществ с атомной крист. реш. те же, что и у веществ с ионной крист. реш., но часто в превосходной степени – очень твёрдые, очень прочные. Алмаз, у которого атомная крист. реш. – самое твёрдое вещество из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по 10-бальной системе оценивается высшим баллом 10.
- Какой мы можем сделать вывод из проделанной работы по таблице?
Вывод. От типа крист. реш. зависят физические свойства веществ.

Вопросы для закрепления.

- На какие группы делятся твёрдые вещества?
- В чём их отличие?
- Какие типы кристаллических решёток вы узнали?
- Какие частицы находятся в узлах различных типов крист. решёток?


Заголовок 115