Статья Ещё раз о преемственности между начальной и основной ступенями обучения.
Подложнюк Н.В.,
руководитель ШМО учителей начальных классов,
Долгина Н.Ю.,
руководитель ШМО учителей русского языка и литературы
МБОУ гимназии №79 г. Ульяновска.
Ещё раз о преемственности между
начальной и основной ступенями обучения.
Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остается актуальной.
Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература – это предметы, познавательная ценность которых очень велика. “Родной язык – величайший наставник”, – так звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности, необходимо. Изучение русского языка и владение русским языком – эффективный путь культурного воспитания человека, начало которому положено в начальной школе.
Уроки литературного чтения в начальной школе наряду с русским языком
формируют функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы, как и изучение литературы в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. На уроках литературного чтения в начальной школе младшие школьники учатся грамотно, выразительно и осознанно читать. Начиная же с 5-го класса, эти навыки закрепляются и совершенствуются. Пятиклассники учатся воспроизводить художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях, определять жанрово-родовую природу произведения, видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения, грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи.
На уроках русского языка и литературы продолжается работа по привитию чувства любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа – “цвет его духовной жизни”, величайшая сокровищница нации. По словам К. Ушинского, “дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка”. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя-филолога – продолжить воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитие связной устной и письменной речи.
Мы определили для себя пути обеспечения преемственности в занятиях по русскому языку между 4 и 5 классами, которые выражаются:
а) в отборе материала для изучения, при котором бы учитывается общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
б) в построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I–IV классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Для успешного обеспечения адаптационного периода учащимся 5 классов по предмету “русский язык и литература” учитель заранее готовится и знает:
а) специфику содержания и методическую концепцию учебных предметов начальной школы “русский язык” и “литературное чтение” той обучающей системы, в которой работали учащиеся;
б) способы, средства, методику и формы организации учебной деятельности в 4 (выпускном) классе данной образовательной модели;
в) систему оценивания и учебных заданий (как классных, так и домашних), в русле которой работал учитель начальной школы.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах, особенности которых учитывает учитель-предметник в своей образовательной области.
Основные концептуальные положения курса “Русский язык” в УМК “Планета знаний” (Учебник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) можно определить следующим образом:
а) осуществление коммуникативного подхода к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;
б) системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля;
в) органическое сочетание изучения языка с работой над культурой устной и письменной речи;
г) обучение созданию текста в конкретных жанрах.
Основные положения адаптационного периода в основной школе применительно к предмету русский язык нами определены следующим образом:
а) на каждом уроке осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к ученику, опираясь на положения личностно-ориентированного обучения, т.е. на уроке русского языка учитывать темп письма каждого ученика, его возможности построить устное высказывание;
б) в период адаптации в 5 классе (1 полугодие) процесс оценивания достижений учащихся должен быть максимально приближен к системе оценивания в начальной школе;
в) продолжить и усовершенствовать методику работы с картой знаний, тетрадями учёта ошибок; учёта достижений, выполнения творческих заданий и т.п., по усмотрению учителей.
Практика показывает, что благополучно преодоленный адаптационный период способствует дальнейшему развитию функциональной грамотности учащегося, речевой культуры, читательской компетенции.
Многолетний опыт работы позволяет нам сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.
Учебники русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской для 5 класса построены на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.
В школьных программах по русскому языку, как в начальных, так и в старших классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности обучающихся, которую мы организуем следующим образом: обучение орфографии на основе концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и тематическое изучение слов, помещенных в словари “Пиши правильно” и с использованием наглядных ориентиров, названных схемами ориентировочной основы действий (ООД). Согласно теории П. Я. Гальперина ООД дают учащимся возможность без заучивания, механического запоминания безошибочно действовать при выполнении упражнений. ООД представляют собой четыре группы карточек с выписанными на них орфограммами в зависимости от морфемы. В пятую группу “Справки” включены правила, связанные со слитным, раздельным и дефисным написанием слов. В каждой группе карточки располагаются в произвольном порядке, так как в течение занятия учащиеся несколько раз могут поменять их местами.
Учитель обеспечивает учащихся схемами ООД (карточками с правилами), упражнениями, словарями разных типов. Его роль на занятии организующая, направляющая, ученики самостоятельно выполняют задания, пользуясь схемами ООД. Вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач.
Работа со словами в упражнениях проходит в определенной последовательности:
прочитать слово;
записать слово так, как дано в упражнении (с пропущенной буквой или нет);
разделить его на морфемы;
проверить правильность написания каждой морфемы по карточкам – правилам (ООД);
написать слово целиком правильно.
Особенность этой деятельности заключается в следующем: изучение орфограмм проводится не постепенно, не отдельно по темам, а сразу по всем имеющимся в учебных программах правилам. Знания усваиваются обучающимися благодаря их собственной активной деятельности, организуемой и управляемой при помощи реальных ориентиров, позволяющих совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
В основе совершенствования орфографической грамотности лежат два принципа – морфемный и морфологический, поэтому работу по данной системе начинаем с того момента, когда у обучающихся сформировались навыки определения состава слова и частей речи, то есть уже в начальных классах. Занятия проводим на уроках повторения в конце учебного года в 4 классе, в начале года в 5-м классе, как промежуточное и итоговое повторение в 5–7-х классах.
Второе важное направление формирования орфографической грамотности – работа со словарными словами. Методика преподавания русского языка располагает различными приемами, достаточными для того, чтобы обучающиеся усвоили разработанный по классам минимум слов, не проверяемых правилами:
повторное многократное механическое выписывание таких слов;
словообразовательный и морфемно-этимологический анализ слов;
приём послогового проговаривания;
списывание слов со вставкой пропущенной буквы и другие.
Все приемы развивают орфографическую зоркость, учат быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов. Работа со словарными словами лишь тогда даёт результат, когда она проводится планомерно, от темы к теме и входит органично в работу учителя. При разделении слов на тематические группы необходимо учитывать следующие принципы отбора:
коммуникативную необходимость,
частотность употребления,
доступность понимания лексем.
Тематическая работа над словами позволяет использовать и межпредметные связи. Литература – обращение к образцам мировой художественной литературы, иностранный язык – знакомство с этимологией слова, история и обществознание – получают общее представление об особенностях образования слова. Работая с тематическими группами слов, обучающиеся получают прочные знания, так как у них возникает устойчивость и постоянство ассоциаций. Школьникам прививаются навыки самостоятельной и творческой работы: составление предложений, текстов, диалогов, написание сочинений, работа с определенными видами словарей.
Наличие тематических словариков или орфографических тетрадей создает предпосылку для формирования умения пользоваться справочной литературой, так как в процессе работы у обучающихся возникает потребность в использовании различных видов словарей.
В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации, когда в практику внедряются новые технологии, программы, методики, разные учебные пособия, вопрос преемственности становится наиболее важным.
Наличие комплекта учебников – важная составляющая преемственности, но не решающая. Любой учитель-профессионал может перестроить содержание в соответствии с подготовкой детей. Материал учебника 5 класса, как правило, обеспечивает взаимосвязь усвоенных и новых знаний в процессе изучения нового. Одна из задач преподавания русского языка состоит в реализации идей преемственности обучения по характеру ведущей деятельности, которая определяется психологическими особенностями данного возраста учащихся.
Сейчас надо овладевать содержанием учебника на уровне технологий. В этом смысле очень эффективна технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон, которую успешно используют многие учителя начальных классов и учителя-филологи гимназии.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам – залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.
По нашему мнению, решение проблемы успешно при определенных условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения.
15