Проблемы преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено
Проблемы преемственности при переходе из начальной в основную школу.
Переход из начальной школы в среднее звено школы- сложная педагогическая проблема. А период адаптации для пятиклассников является трудным периодом. Состояние детей в этот период характеризуется недисциплинированностью, снижением интереса к учебе.
Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму, как сотрудничество учителей начального и среднего звена, а тем более необходимо сотрудничество будущего классного руководителя и классного руководителя 4 класса. В рамках этого сотрудничества проводить уроки и внеклассные мероприятия, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса.
К сожалению я не посещала уроки и внеклассные мероприятия в 4 классах, но я получила возможность познакомиться с ребятами в пришкольном лагере: 2 недели я работала с отрядом, который был сформирован из девочек и мальчиков будущего 5 Б класса. Поэтому 1 сентября мы встретились как старые знакомые и проблемы привыкания друг к другу не возникло.
Но существует другая проблема, это проблема формирования классного коллектива. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции детей связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. На эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А так, как классный коллектив сформирован из девочек и мальчиков, которые в начальной школе обучались раздельно, то существуют проблемы взаимоотношений в коллективе (проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек). Учителями начальных классов проводились различные мероприятия, направленные на развитие и воспитание культуры общения и поведения девочек с мальчиками. Мною также проводятся беседы о дружбе мальчиков и девочек, беседы о культуре поведения в классном коллективе. Проводились классные часы, на которых мы вместе разрабатывали заповеди классного коллектива, законы жизни учащихся.
Пятиклассники - народ эмоциональный. И школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания школьники будут способны в более старших классах. А сейчас для них важны забота и внимание со стороны учителя. Поэтому моей основной задачей было создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доброжелательность, доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить). Для меня всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все ребята, значим ли для них коллектив, в котором они находятся вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе.
Пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение праздников, викторин, конкурсов, консультаций слабоуспевающим учащимся, выпуск тематических классных газет, совместные поездки, экскурсии. Поэтому, понимая значимость этих традиций в школьной жизни детей, я стараюсь сохранить их и продолжить в пятом классе. В 5 классе продолжаем проведение классных часов в ходе которых обучающиеся расширяют свои исторические знания, у детей воспитывается чувство патриотизма, уважение к прошлому и настоящему своего народа, любовь к Отечеству. Это классные часы, посвященные 250- летию Эрмитажа, 100 летию первой мировой войны, памяти Беслана и т.д. Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одной из важнейших задач.
Учащиеся класса активны, общительны, у них присутствует чувство сопереживания и ответственности. Они умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами. В целом коллектив активный. Многие отзывчивы, всегда готовы помочь друг другу.
По результатам психологического исследования адаптировались к обучению в среднем звене 6 обучающихся, не адаптировались 11 человек. 2 обучающихся отсутствовали. Интерес к учебной деятельности выражен слабо у 1 учащегося. Высокий уровень тревожности в отношениях с учителями у 2 учащихся.
В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы. Необходимо учитывать проблемы и страхи детей в отношении учителей, т.к. эти учащиеся требуют к себе щадящего отношения со стороны педагогов. В этот период педагогам нужно учитывать возрастные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха. И, конечно, не нужно забывать, что соблюдение преемственности очень важно для успешного развития школьников.