Конспект по обучению грамоте. Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Тема: Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Цель:
Ход урока:
Орг. момент
Новая тема
- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы спортсмен победил?
- Давайте представим себе, что мы болельщики и будем скандировать: «Вперед, вперед»
- Как мы это делаем? Целиком или частями?
- Эти части называются – слоги.
- Слоги – это сочетания звуков, из которых состоит слово.
- Назовите первую часть, вторую часть.
- А что произносят болельщики, если команда выигрывает? (Мо-лод-цы)
- Произнесите.
- Сколько частей-слогов в этом слове? Назовите первую часть, вторую, третью.
- Определите, какая схема подходит к слову «вперед», а какая к слову «молодцы».
- Почему?
- На сколько частей разделили первую линию? Вторую линию?
- Что кажется вам незавершенным на схеме этих слов?
- Каким цветом покажем гласные звуки?
- Сколько гласных в слове «вперед»? Назовите их. А сколько слогов? Что заметили?
- Сколько гласных в слове «молодцы»? Назовите их. А сколько слогов? Что заметили?
- Сделайте вывод.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. Физминутка - Игра: «Посчитай сколько слогов»
Стадион, игра, матч, мяч, игрок, судья, тренер, победа
Первичное закрепление
Работа с букварем.
- Мы попали в любимый магазин всех детей. Магазин игрушек.
- Какие игрушки изображены на рисунке?
Работа в тетради
- Составим схему к словам.
Лев, жираф, кот, кукла, машина, робот.
- Разделите слова на слоги.
- Назовите гласные звуки, отметьте их на схеме красной точкой.
- Разделите слова на группы по количеству слогов.
Физминутка
Наблюдение над слогообразующей ролью гласных
- Рассмотрите рисунки.
- Кто изображен слева? (кот)
- Сколько гласных звуков в слове кот? Назовите его.
- Кто изображен справа? (кит)
- Сколько гласных звуков в слове кит? Назовите его?
- Почему 2 рисунка, 2 разных слова и 1 схема? Что общего?
- Внести данные в таблицу.
- Рассмотрите следующую пару.
- Что изображено слева (домик)
- Сколько гласных? Назовите?
- Что изображено справа? (труба)
- Сколько гласных? Назовите.
- Почему рисунка 2, 2 разных слова, а схема одна? Что общего?
- Внести данные в таблицу.
- Что показывает вертикальная черточка?
- Почему в первой схеме ее нет?
- Рассмотрите следующую пару.
- Что изображено слева (барабан)
- Сколько гласных? Назовите?
- Что изображено справа? (гармошка)
- Сколько гласных? Назовите.
- Внести данные в таблицу.
- Почему рисунка 2, 2 разных слова, а схема одна? Что общего?
- Прочитайте таблицу и сделайте вывод.
- Если в слове 1 гласный, то в нем 1 слог.
- Если в слове 2 гласных, то в нем 2 слога.
- Если в слове 3 гласных, то в нем 3 слога.
Значит, сколько в слове гласных, столько и слогов.
- А может быть слог без гласного звука?
Физминутка
Развитие речи
- Рассмотрите иллюстрации.
- Что это?
- Для чего они нужны? (куклы для кукольного театра)
- Для каких сказок они приготовлены?
- В какой сказке есть старуха, старик и рыбка? Кто ее автор?
- Что говорил старик, когда обращался к рыбке?
- Что отвечала рыбка?
- За что была наказана бабка?
- Иллюстрацию, к какой сказке я вам подготовила? (Волк и Лиса)
- Вспомните, какие слова говорил волк, когда ловил рыбу в проруби?
- Вспомните, какие слова говорила лиса, когда ее вез волк?
- Какой волк? А лиса?
Закрепление умения делить слова на слоги
- Сколько слогов в этих словах? Сколько гласных?
- Как можно назвать другим словом:
волк – волчище
лиса - лисичка
дед – дедушка, старик
бабка – бабушка, старуха
рыбка – рыба
Закрепление умение составлять предложение по схеме
- Рассмотрите запись.
- Это схема чего?
- Почему?
- Сколько слов в данном предложении?
- Этим предложением начнется наша сказка
Д/з – прочитать сказку «Волк и Лиса»
Подведение итогов
- Что учились делать?
- Продолжите предложение: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Может ли быть слово без гласного звука?
- В данной схеме, сколько слогов и гласных?
- Назовите слово к данной схеме?
Оценивание
- Что у вас хорошо, получается – хлопнуть в ладоши
- Что еще нужно тренироваться делать – поднять руку
Находить гласные звуки
Делить слова на слоги
Рисовать схемы слов
Составлять предложения к схемам