Детско-взрослый проект«Минутка» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость» муниципальное образование г.Губкинский, ЯНАО

ПРОЕКТ «Минутка»
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)


ВОСПИТАТЕЛЬ
I квалификационной категории
Иликчиева Зинаида Васильевна
ЯНАО, г. Губкинский
Проект «МИНУТКА»
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
 4064017335500 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге  реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вот почему в дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и педагоги.
Изучив проблему ознакомления детей правилам дорожного движения и увидев актуальность данной проблемы на современном этапе, мною разработан проект «Минутка» в детском саду. Почему «Минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «Минутки» совпадает с тем, о чём говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «Минутках» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении.
  Таким образом, ребенок учится правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.
Цель проекта: 
Создать условия для работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность
3. Проводить активную пропаганду безопасности дорожного движения среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
4.Учить детей применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике.
Участники проекта:
воспитанники ДОУ
родители
воспитатели
Вид проекта:
Проект долгосрочный 2014-2015 учебный год
Работа по реализации проекта ведётся
с воспитанниками (осуществляется  по перспективному плану с учетом возрастных особенностей детей)
с родителями (осуществляется планомерно, с использованием различных форм работы)
Прогнозируемый результат:
- к окончанию проекта ребёнок должен:
знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- совершенствовать исследовательскую деятельность детей;
Этапы реализации проекта:
 1 этап – подготовительный  (подбор методической литературы, дидактических,               сюжетно-ролевых игр, игровых заданий.) 2 этап – основной  (проведение комплекса мероприятий)
 3 этап – заключительный (создание мультимедийной  презентации.)
  Перспективный план по проекту «Минутка»
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Время проведения
Тема
Сентябрь Разработка перспективного плана работы
Минутка 1. Улица.
Октябрь Минутка 2. Мы – пешеходы.
Ноябрь Минутка 3. Правила поведения при сезонных
изменениях погоды. Осень.
Декабрь Минутка 4. Правила поведения при сезонных
изменениях погоды. Зима.
Январь Минутка 5. Мы и транспорт.
Февраль Минутка 6. Перекресток.
Март Минутка 7. Светофор.
Апрель Минутка 8. Пешеходный переход.
Май Разработка памятки для родителей по ПДД.
Создание мультимедийной  презентации; обобщение опыта на итоговом педсовете.
В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.
«Минутка» в детском саду. Улица.
 
Дорогу, которая проходит по городу или населенному пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.
По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром.
На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.
Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.
Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком.
 
Спросите у детей: 
Что такое улица?
Где должен идти пешеход?
Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара,
чтобы перейти улицу?
В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним
движением? Как называется место пересечения улиц?

«Минутка» в детском саду. Мы – пешеходы.
  Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед), называют ПЕШЕХОДАМИ.
Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.
Когда же на улицах и дорогах движение увеличилось, появилась необходимость заботиться о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми
Основные правила для пешеходов.
Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.
Идти только по правой стороне тротуара.
Если вы встретили знакомого, то для того чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.
Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.
Когда ждешь перехода, никогда не стой на краю тротуара.
Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.
Переходить дорогу нужно на зеленый свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.
Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.
Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.
Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.
Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.
Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.
Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.
Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.
Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.
 Спросите у детей: 
Как называют людей, идущих вдоль улицы? 
Для кого предназначен тротуар? 
По какой стороне тротуара можно идти? Почему? 
Где пешеходы обязаны переходить улицу? Как? 
Почему нельзя переходить улицу наискосок? 
Где нужно ожидать маршрутный транспорт? 
Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? 
Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней?
  «Минутка» в детском саду.
Правила поведения при сезонных изменениях погоды.
 
В пасмурный дождливый день повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.
Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить. Когда идет дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стекла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.
 
Надо быть очень осторожным!
Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу! 
Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь? 
Почему в дождливую погоду водителю плохо видно дорогу и светофор? 
Почему в дождливую погоду водителю трудно затормозить? 
Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя?
 
«Минутка» в детском саду.
Правила поведения при сезонных изменениях погоды.
 
Внимание! Наступила зима…
Выпал снег и все вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах.
Мороз и солнце – день чудесный! Но…
 
Зимой существует опасность получить травму во время гололеда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях. 
Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе – можно упасть.
Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении ее может занести на тротуар.
Когда идет снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывают движение и мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.
Стекла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.
Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.
Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины. От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.
Спросите у детей:  
Какие меры предосторожности надо соблюдать при гололеде? 
Почему водителю трудно остановить машину?  
Где нужно играть, кататься на лыжах и санках?
Почему нельзя цепляться за бампер машины?

«Минутка» в детском саду. Мы и транспорт.
  Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр первый. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков), то назвал « транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Означало оно – «переносить», « перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.
Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами. Повторите с детьми
основные правила для пассажиров. 
Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
Когда ждешь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.
Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки.
При посадке не следует ломиться в дверь. Нужно придерживаться очереди.
Входить в транспорт удобнее в заднюю дверь, а выходить из передней.
Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.
Войдя, не забывай о тех, кто идет после тебя, веди себя корректно и спокойно.
Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.
Не забывай, что вокруг стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.
Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.
Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму.
Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.
Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.
 Спросите у детей: 
Какие виды транспорта ты знаешь? 
Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда ожидаешь транспорт? 
Где ожидают маршрутный транспорт? 
Можно ли разговаривать с водителем во время движения? 
Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет? 
Почему нельзя становиться ногами на сиденье? 
Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, махать руками, есть мороженое? 
Можно ли высовываться в окно или выставлять руку? 
Можно ли трогать двери автобуса во время движения?
«Минутка» в детском саду. Перекресток.
 
Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние (от которых отходит более 4-х улиц)
Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.
Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью.
Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него.
В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.
Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.
Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.
 
Спросите у детей: 
Как называется место, где пересекаются улицы?
Как называется место, где пересекаются и берут начало
несколько улиц?
Какие бывают перекрестки?
Как переходить регулируемый перекресток?
Как переходить нерегулируемый перекресток?
Кто руководит нерегулируемым перекрестком?
На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает
переход. Как ты поступишь?

«Минутка» в детском саду. Светофор.
 
Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. О том, что означают сигналы светофора, кратко и понятно написал поэт Сергей Михалков:
  Если свет зажегся красный,
 Значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье:
 Жди сигнала для движенья.
 Свет зеленый говорит:
 «Проходите, путь открыт!»
Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.
В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.
Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пака он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.
 Спросите у детей: 
Как называется прибор, регулирующий движение на улице?
О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?
Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?
Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?
Кто регулирует движение, если светофор не работает?
 
«Минутка» в детском саду. Пешеходный переход.
Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. Его обозначают на асфальте белыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски называют «зеброй».
Дороги, с интенсивным движением транспорта, нужно переходить по подземному переходу.
 
Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
Ни в коем случае не переходить улицу на красный свет, даже если кажется, что машин поблизости нет.
Когда зажегся зеленый свет, сначала посмотри – все ли машины успели затормозить и остановиться. А потом только переходи улицу.
Не выбегай на мостовую – улицу надо переходить спокойно. И лучше это делать вместе с группой других пешеходов.
Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.
Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.
Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.
Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.
 Спросите у детей: 
Где пешеходы должны переходить улицу?
Как называется место, где можно переходить улицу?
Как нужно двигаться по пешеходному переходу?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
Можно ли переходить улицу на красный свет, если рядом нет машин?
92773514986000