Проект в подготовительной к школе группе В школу с радостью
Проект в подготовительной к школе группе
«В школу с радостью»
Сроки реализации: сентябрь 20__ – май 20__г. г.
База реализации проекта: воспитанники подготовительной к школе группы
№____«___________», родители, педагоги МБДОУ №_______
Проблема: К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Федеральные государственные образовательные cтандарты дошкольного образования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГОС готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГОС дошкольного образования.
Актуальность проекта. Наш многолетний опыт работы по подготовке детей к школе позволил выделить следующие трудности и противоречия.
Недостаточное просвещение родителей в вопросах готовности ребенка к поступлению в школу, процессах адаптации к обучению в школе, психологических особенностях протекания кризиса семи лет. Слабая информированность родителей о психологических особенностях детей в период подготовки и адаптации к школе приводит к различным трудностям в обучении и коммуникации с родителями.
Потребность в знаниях психологии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляется в частом обращении родителей за консультацией к педагогам МБДОУ, активным посещением родительских собраний. Возникает актуальная потребность в создании системы мероприятий, способствующих просвещению родителей.
Другая трудность, с которой мы сталкиваемся на протяжении последних лет, состоит в слабой мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
При итоговой диагностике мотивационной готовности ребенка к обучению в школе в 20__ - 20__ уч.году. мы получили следующие результаты: у_____% выпускников выявилась сформированная мотивационная готовность к обучению в школе, ___% выпускников имеют не стойкое преобладание мотивов обучения над игровыми мотивами и у___% детей не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе. Это означает, что____% выпускников психологически не достаточно готовы к обучению в школе: испытывают трудности в саморегуляции поведения, у них не сформированы учебные мотивы, дети слабо знакомы со школой.
Таким образом, становится актуальна потребность проводить систему мероприятий, способствующх формированию «внутренней позиции школьника». Это требует от педагогов определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам повысить свою профессиональную компетентность и перестроить свою работу в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
С внедрением ФГОС в начальную школу особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, так как вся деятельность детского сада орентирована на развитие у ребенка универсальных учебных действий, на основании которых строится весь образовательный процесс школы. С этой точки зрения необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
Степень разработанности проблемы: при анализе материалов и разработок по подготовке детей к обучению в школе мы столкнулись с большим количеством работ, посвященных данной проблеме. Но мы не нашли для себя методических рекомендаций, которые смогли бы помочь решить поставленные задачи. Это связано с тем, что система дошкольного образования только начинает переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, и поэтому данная область проблемы остается пока слабо разработанной.
Прогноз возможных негативных последствий.
Мы предполагаем следующие возможные трудности и пути их преодоления:
Слабая мотивация участников проекта – педагогов и родителей.
Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы.
Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу с углубленным изучением вопроса на протяжении всего проекта.
Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Объект проектной деятельности: система воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.
Предмет проектной деятельности: интеграция образовательных областей в практику работы педагогов с целью формирования «внутренней позиции школьника».
Цель проекта: Создание системы работы по формированию «внутренней позиции школьника» и повышение грамотности и компетентности родителей и педагогов по проблеме готовности детей к школе. Профилактика возможных трудностей у первоклассника в период его школьной адаптации.
Задачи проекта:
1.Сформировать у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении.
2. Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе.
3.Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.
4.Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
5.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
6.Разработать и внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГОС дошкольного образования.
7.Разработать систему мероприятий, способствующих организации преемственности со школой.
Ресурсы проекта.
Для реализации проекта нам понадобилось следующее оснащение:
1. Кадровые ресурсы: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
2. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
3.Информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
4.Материально-технические ресурсы: канцелярские товары, наглядные и дидактические пособия, сборники детских песен, рассказов, стихов о школе, музыкальный центр, компьютер, принтер, фотоаппарат.
5.Условия проведения: групповые помещения, кабинеты психолога и логопеда, музыкальный зал.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: изучение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, изучение литературы по подготовке детей к обучению в школе, первичная диагностика мотивов обучения детей.
Основной этап реализации проекта:
Задачи
Формы и методы
Выявить уровень развития детей.
Диагностика на готовность к школе.
В направлении содействия становления учебной мотивации:
-развивать познавательные мотивы учения, активизировать познавательные интересы, расширять кругозор детей.
-формировать социальные мотивы учения при помощи создания у детей положительного образа школы и учения.
-формировать мотивы достижения по типу «стремление к успеху» (таких качеств как упорство и настойчивость в достижении результата)
-отреагирование типичных школьных страхов, проигрывание возможных стрессовых ситуаций.
Беседа «Для чего ходят в школу?» Рассматривание картины «Школа», Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов, Рисование на темы: «Здание школы», Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
В направлении содействия становления произвольной регуляции поведения и деятельности:
- формирование умения работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно и на слух)
-формирование умения работать по правилу.
-способствовать возникновению соподчинения мотивов поведения и деятельности.
Коррекционно-развивающие занятия, Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения.
В направлении содействия интеллектуальному и речевому развитию:
-развитие мыслительных операций классификации, анализа, синтеза, сравнения, аналогии.
-развитие эвристичности и критичности мышления.
-развитие произвольности всех видов внимания и памяти.
-способствовать развитию литературной речи, свободному, образному, экспрессивному владению языком.
Логические игры, загадки, задачи-шутки. Дидактические игры – «Узнай предмет», «Нарисуй по образцу», «Зашиваем ковер», «Найди такой же», «Сравни предмет», «Запомни картинки», Чтение художественной литературы, обсуждение, пересказ. Игры «Хорошо – плохо»
В направлении развития графомоторных навыков:
-развитие тонкой моторики пальцев руки и мышцы кисти.
-учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, в тетради в клетку.
Пальчиковая гимнастика дидактические игры и упражнения, шнуровки, мозаики, конструктор, ориентировка на листе бумаги, графические диктанты, письмо.
В направлении формирования поведенческих умений и навыков, необходимых для адаптации в школе:
-дать детям необходимую информацию об устройстве школьной жизни.
-подготовить детей к принятию школьных правил, регулирующих отношения учитель – ученик.
Чтение, беседа, обсуждение. Решение проблемных ситуаций. Этические беседы. Коммуникативные игры.
В направлении приобретения родителями знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации их детей к школе:
-предлагается всем родителям посещать родительские собрания, получать консультации педагога-психолога, учителя-логопеда.
Родительские собрания, консультации педагогов. Печатный материал в информационный уголок: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Что должен уметь будущий школьник», «Как готовить ребенка к школе», «Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?» и т.п.
Консультации педагога-психолога, учителя-логопеда.
В направлении приобщения педагогов к проводимой коррекционно-развивающей работе с детьми по формированию психологической готовности детей к школе:
-ознакомить педагогов со способами и средствами создания условий для стимуляции познавательной активности и формирования произвольности психических процессов.
Консультации, открытые показы, презентации, выставки литературы и т.п.
Воспитание культуры поведения в нашей группе направлено на побуждение ребенка к максимальной самостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность, чтобы чистоплотность стала свойством личности. Мы считаем необходимым подчеркивать социальное значение правил аккуратности: их выполнение – признак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.
На этом возрастном этапе основная задача нравственного воспитания состояла в закреплении, углублении и расширении всего, что дети приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Мы стремились, чтобы моральные чувства детей становились более глубокими и устойчивыми в проявлении. Особое внимание сосредоточено на воспитании культурно-гигиенических навыков и культуры поведения. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения.
Заключительный этап: диагностический.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего возраста.
Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ в вопросе интеграции образовательных областей.
Оформление цикла бесед о школе.
Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе.
Составление сборника консультаций для родителей подготовительных групп.
Методическая подборка картинок, стихов, песен, рассказов о школе.
Подборка дидактических и наглядных материалов.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей МБДОУ, повышения профессионального мастерства педагогов.
Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:
Диагностика
Анкетирование родителей по вопросам психологии детства.
Анкетирование педагогов.
Представление опыта работы на педагогическом совете.
15