Урок русского языка и литературы Синтаксис и пунктуация
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель Григорьева Анастасия Николаевна
Тема урока Синтаксис и пунктуация (по УМК под ред. Т.А. Ладыженской)
Цель урока: Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
Программные требования
Ученик по окончании изучения темы урока:
употребляет синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
соблюдает пунктуационные нормы в процессе письма.
Планируемые ОР Личностные результаты Метапредметные Предметные
уважительное отношение к родному языку;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, работать в группах, парах формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни. - знает: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания пр;
-умеет: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме;
-владеет: знанием о синтаксисе и пунктуации для применения в практике правописания
Основные понятия Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинанияТип урока Урок открытия нового знания
Форма урока Традиционная
Технология Проблемного обучения
Оборудование урока Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные листы с заданиями.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Деятельность учителя Деятельность учащихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, раздаёт индивидуальные рабочие листы с заданиями
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Подписывают число
Классная работа
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
(ВКЛЮЧАЕМ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, СОЗДАЮЩИЙ СИТУАЦИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРУЮЩУЮ У НЕГО ПОТРЕБНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПОНЯТИЯ)
Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать:
С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.Рассматривают на слайде слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.
Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?
Попробуйте придумать задание, вязанное с этими словами. Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:
1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;
2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение
3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты,она4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для.
5 группа – СОЮЗЫ: если, и
6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело
7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:интересный, полезный
8 группа – ЧАСТИЦЫ:жеДругой обучающийся разделил эти слова на две группы:
1 группа – служебные части речи:
Если, же, и , с
2 группа – самостоятельные части речи:
Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.
И вот что получилось:
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. Что-то затрудняет чтение текста?
Чего же в нем недостает?
Не хватает знаков препинания.
Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.
Что же помогло связать слова в предложении?
Итак, как же составляется предложение
Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»
Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация». Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.
Постановка темы и цели урока
Какова же тема нашего урока?
Синтаксис и пунктуация
СЛАЙД 5 – знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация».
1 вариант: Откройте учебники на стр 56 и найдите определение «Синтаксис»
2 вариант: учебники стр 57 и определение пунктуации.
Запишите определения в тетрадь. Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:
Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения.
Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (5 мин.)
Какие задачи стоят перед нами? учить видеть границы предложения,
находить грамматические основы,
правильно строить словосочетания и предложения.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Ребята, а можете ли вы мне назвать основные единицы синтаксиса. Если затрудняетесь, то я предлагаю вам задание, которое поможет ответить на этот вопрос.
Посмотрите на рабочие листы. Перед вами задание “Третий лишний”. Ваша задача, найти в каждом столбике лишний вариант.
1.
а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Гулять по парку
в) Быстро бежать
3.
а) Мы уходили в глубь леса.
б) Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели.
в) Мы уходили в глубь леса. Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели. Я посмотрел на отца, он был спокоен, и страх сразу отступил.
Что же изучает синтаксис? - В 1 задании лишним является вариант б, так как это словосочетание
- Во 2 задании – вариант а, так как это предложение
Предложения, словосочетания и текст.
Постройте схему в тетради, в которой отразите, что в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения и текст. Один человек работает у доски.
Давайте вспомним, что же такое словосочетание.
Что такое предложение?
Давайте попробуем вспомнить, что такое текст.
Сочетание слов.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание – это первая и самая маленькая синтаксическая единица.
Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.
Текст – это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли.
Текст – это третья и самая большая синтаксическая единица.
В школе изучают 10 знаков препинания.
Рассказ учителя о происхождении некоторых знаков препинания.
Из истории знаков препинания.
Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.
К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.
Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным”. Назовите их.
. – точка? – вопросительный знак! – восклицательный знак…- многоточие, - запятая; - точка с запятой: - двоеточие- -тире( ) – скобки двойные (круглые)« » - кавычки двойныеРабота. Здесь представлены слова:
*быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;
*скоро, польёт, сильная, дождь;
*небо, нахмуриться.
Скажите, эти слова объединены между собой?
Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой из этой группы слов?
Что же у нас получилось? …………………………………………………
Скажите, что у нас получилось? (Общий смысл есть, но нет формы выражения)
(Изменить форму слова внутри каждой группы)………
(Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось). (Связный текст).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Запишите предложения, вставляя недостающие слова
В синтаксисе изучаются словосочетания, … и … .Правильно употреблять знаки препинания учит … .Мы начали изучать … и … .Комментирует домашнее задание
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. (Слайд № 8)
Оценивает работу на уроке. В синтаксисе изучаются словосочетания, предложения и текст
Правильно употреблять знаки препинания учит пунктуация.
Мы начали изучать синтаксис и пунктуацию .Записывают домашнее задание в дневники.
Приложение 1
1.
С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.2.
Найти в каждом столбике лишний вариант.
1.
а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Гулять по парку
в) Быстро бежать.
3.
а) Мы уходили в глубь леса.
б) Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели.
в) Мы уходили в глубь леса. Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели. Я посмотрел на отца, он был спокоен, и страх сразу отступил.
3.
*быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;
*скоро, польёт, сильная, дождь;
*небо, нахмуриться.
Приложение 1
1.
С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.2.
Найти в каждом столбике лишний вариант.
1.
а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Гулять по парку
в) Быстро бежать.
3.
а) Мы уходили в глубь леса.
б) Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели.
в) Мы уходили в глубь леса. Было страшно, гудел ветер, и деревья скрипели. Я посмотрел на отца, он был спокоен, и страх сразу отступил.
3.
*быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;
*скоро, польёт, сильная, дождь;
*небо, нахмуриться.