Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности младших школьников.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кухалова З. М.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Байбекская Средняя общеобразовательная школа имени Абая Кунанбаева», село Байбек

Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и закономерностей, касающихся конкретной профессиональной деятельности.
Знания делят на теоретические и практические. Теоретические знания раскрывают сущность вещей, явлений и событий. Они являются основой успешной практической деятельности ученика. Практические знания включают преимущественно знания об использовании тех или иных предметов и ситуаций с конкретной целью. Знания должны характеризоваться глубиной, гибкостью, действенностью и прочностью, самое главное - должны быть осознанными.
В зависимости от того, как ученик овладел знаниями, определяют следующие уровни: знание-знакомство, знание-репропукция, знание-умение и высокий уровень - знание-трансформация. Последние характеризуются тем, что ученик широко применяет их в практической деятельности и творчески развивает.
В психологии под навыком понимают действие, сформированное путем повторения, и оно характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Итак, навык - это автоматическое действие, сформированное целенаправленными упражнениями, и выполняется легко и свободно. Психологическая сущность навыков заключается в том, что они освобождают сознание ученика от необходимости контролировать технические компоненты деятельности и позволяют сосредоточиться на ее цели, задачах и условиях.
Выделяют следующие виды навыков:
- сенсорные (перцептивные, чувственные) - способность автоматически анализировать сигналы, поступающие из окружающей среды (например, видеть, слышать)
- умственные (интеллектуальные) - способность автоматически решать мыслительные операции, имевшие место ранее;
- подвижные, автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, которое осуществлялось ранее не один раз (например, видеть, слышать).
Умение - это способность делать что-либо, обусловлено приобретенными знаниями и опытом. В отличие от навыков оно функционирует под сознательным самоконтролем человека. По степени сложности выделяют простое и сложные умения. Простое умение - это возможность применять полученные знания на практике. Это первый шаг, только дальнейшие тренировки, практические действия приводят к более высокой степени - к формированию навыков. Итак, сложное умение вырабатывается на основе знаний, простых умений и навыков, как правило, путем тренировок, упражнений, практического выполнения различных задач. Оно не дает возможность выполнять сложные действия, требующие особого контроля сознания, но, в отличие от знаний, простых умений и навыков, имеет комплексную структуру, что позволяет творчески применять знания и навыки в практической деятельности в соответствии с обстоятельствами.
По содержанию умение можно классифицировать так:
- интеллектуальные (способность слушать, читать и понимать, выражать свои мысли, планировать работу, решать умственные задачи и т.п.);
- технические (способность оформлять различные документы, формулировать требования или ответ и т.п.);
- практические (умение действовать по плану, организовывать своих работников на выполнение задания и т.п.).
Процесс формирования умений и их качество (устойчивость, скорость, безошибочное выполнение различных действий) зависят от содержания учебного материала, индивидуально-психических особенностей работников, педагогического мастерства педагога, учебно-материальной базы и т.д..
Систематические и целенаправленные тренировки учащихся младших классов обеспечивают преобразование знаний в навыки. Практическое применение знаний и навыков в учебном процессе обеспечивает их преобразование в сложные умения, которые по объему является уже больше чем знания. До уровня умения достигает лишь та часть знаний, те которые имеют самое существенное значение для практической деятельности. Все эти особенности предусмотрены в образовательно-профессиональных программах, учебных планах, учебных программах, тематических планах.
Центральными фигурами процесса обучения являются субъекты преподавания (учителя) и субъекты учения (младшие школьники). Руководящая роль принадлежит субъекту обучения.
Педагогическая психология считает, что каждый возрастной период имеет свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном - игра, в младшем школьном возрасте – учение.
Предпосылки учебной деятельности ученика:
- Наличие цели.
- Наличие физиологической и психологической готовности к обучению.
- Наличие желания учиться.
- Сосредоточение внимания на учебной деятельности.
- Наличие надлежащего уровня развития.
Выделяют два основных варианта учебной деятельности учащихся: первый протекает во время урока или в других формах (направляет учитель), второй - во время самостоятельной работы на уроке или в домашних условиях. познавательный самостоятельность урок учащийся
Под руководством учителя имеют место следующие действия:
- принятие учебных задач и плана действий, предложенных учителем,
- осуществление учебных действий и операций по решению задачи,
- регулирование учебной деятельности (под влиянием учителя и самоконтроля),
- анализ результатов учебной деятельности (под руководством учителя).
При самостоятельной учебной деятельности выделяют следующие действия:
- планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности,
- планирование методов, средств и форм учебной деятельности,
- самоорганизация учебной деятельности,
- самоконтроль,
- саморегулирования учения,
- самоанализ результатов учебной деятельности.
Психологическая характеристика процессов усвоения.
Восприятие (первичное ознакомление с новым материалом) - отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений, которые в данный момент действуют на органы чувств. Этот процесс включает в себя не только данные непосредственного чутья (зрительного), но и данные его (ученика) непосредственного опыта. И поэтому, восприятие предполагает, будто опознание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, которые уже известны для субъекта. Кроме того, этот процесс предусматривает обеспечение мотивации, сосредоточение внимания и т.п.
Современный подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации.
Осмысление и понимание. Это звено процесса усвоения знаний предполагает установление связей между явлениями, определение их состава, строения, назначения, нахождение причин, мотивов.
Осмысление характеризуется более глубокими процессами сравнения, анализа связей и причинно-следственных зависимостей. При осмыслении обогащается понимание, для которого характерно наличие соответствующего отношения к тому, что изучается. На этом этапе зарождается убеждение, формируется умение доказывать справедливость выводов, делать учебные открытия.
Обобщение - это выделение и объединение существенных черт предметов и явлений. Чтобы обобщить, надо проанализировать их признаки и свойства, абстрагироваться от деталей, сделать выводы. Закрепление - повторное осмысление изученного с целью его запоминания. Для ученика важно заучить некоторые основные факты, определения, связи, но при этом "не зубрить". Закреплять целесообразно на новой основе, новых примерах. Применение-проверка действенности знаний. Это - упражнения, лабораторные работы, трудовая деятельность. Эффективность учебной деятельности зависит, прежде всего, от его мотивации, основу которой составляют потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы личности. Мотивация учения - комплекс мотивов, которые побуждают и направляют познавательную деятельность учащихся, в значительной мере определяют ее успешность.
15