Классный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
Классный час
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.
Цель: сформировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи, дать представление о семейных ценностях.
Задачи:
Приобщение учащихся к духовным ценностям;
Осознание понятий: «семейный очаг», «душевная теплота», «чувство родства».
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
Сплочение классного коллектива;
Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;
Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;
Раскрытие творческого потенциала детей.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, рисунок камина, карточки с названиями: уважение, любовь, забота, ответственность, карточки с пословицами, семейные фотографии, свечи.Ход занятия:
I. Вступление. Подготовительная работа.- Ребята, сегодня у нас состоится необычный классный час. Давайте начнем наше мероприятие с того, что мы возьмемся за руки, чтобы согреть друг друга, поделиться частичкой тепла!
II. Знакомство с темой классного часа.
- Тема нашего классного часа: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если человек счастлив дома, т.е. там ему хорошо, комфортно, тепло, уютно, ощущается поддержка близких людей, все здоровы, любят друг друга, заботятся о каждом члене семьи, всегда выслушают, поймут, поддержат, то этому человеку большего в жизни и не надо, он находится в гармонии, он счастлив везде и всюду, ведь каждый раз он будет возвращаться в место, где его ждут, и, где ему хорошо.)
Эта замечательная фраза принадлежит Льву Николаевичу Толстому.
- Кто-нибудь из вас знаком с этим именем? Кто это? (Великий русский писатель.)
- Ребята, а кто знает, какие произведения о семье написал Лев Николаевич Толстой? («Лучше всех», «Садовник и сыновья», «Бабушка и внучка», «Старый дед и внучек», « Косточка», «Правду сказал» и др.)
У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких.
В слове ДОМ всего три буквы, а как о многом они говорят. Я вам предлагаю расшифровать это слово, каким может быть дом и атмосфера в нем, назовите слова-признаки, чтобы каждое слово начиналось на букву:
(на экране ДОМ, спецэффекты)
Д – душевный, доброжелательный, добрый, дружеский, добротный.
О – огромный, очаровательный, особенный, одинаковый.
М – модный, милый, могучий, многоэтажный, мирный.
- Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали слова-признаки, наш дом действительно душевный, добрый, особенный, милый и мирный. В таком доме человеку будет уютно жить.
III. Понятие семейный очаг. Моделирование.
Издавна люди обустраивали свой дом, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер. А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло?
(В доме должен быть семейный очаг)
- Ребята, а что вы понимаете под этим понятием «семейный очаг»?
- В виде чего он может выглядеть? (В виде камина)
- Ребята, что нужно сделать, чтобы развести огонь? (нужны дрова/поленья)
Сейчас мы положим в костер несколько поленьев, но каждое полено будет иметь своё значение.
- Для этого вам надо из букв составить правильно слова:
(уважение, любовь, забота, ответственность). Закладываю по очереди получившиеся поленья.
IV. Знакомство с понятием «семейные ценности».
- Ребята, что происходит после того, когда в камин положат поленья и подожгут их? (появляются искры) Правильно, а затем, наш огонь разгорается и начинает согревать дом и людей, которые находятся в нем.
На парте у каждого из вас есть искорка огня в виде языка пламени. Сейчас я предлагаю вам прикрепить свою искорку на наш огонь, чтобы он сильнее разгорелся, назвав слово, которое согревает семью, живущую в доме.
(Н-р: любовь, тепло, забота, поддержка, уступчивость, уважение, терпение, спокойствие, милосердие, понимание, взаимопомощь, нежность, ласка, доброта, внимание к друг другу, гармония, сплоченность, чувство родства, вера, надежда) ( на слайде предлагаются варианты слов для учащихся, которые затрудняется подобрать слово)
- Ребята, а можно ли семейный очаг оставлять без присмотра? (Нет)
Если не поддерживать огонь, что может произойти с семейным очагом? (Он может погаснуть, вместе с нашими качествами семейного счастья.) Так и семейный очаг нельзя оставлять без присмотра.
Нужно его постоянно поддерживать. Быть всегда внимательным к своим близким, любить и заботиться о них не смотря ни на что, доверять, помогать, защищать. Совершенно верно. Это нужно выполнять регулярно, непрерывно и с уважением к членам своей семьи.
V. Проблемный вопрос.
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, в каком доме живет счастливая семья? (на картинке 4 варианта разных домов) (Учащиеся высказывают своё мнение.- Не важно, в каком доме живет человек, в большом или маленьком, в красивом или невзрачном, с дорогим интерьером или скромном. Главное, чтобы в этом доме царили добро, любовь, уважение, взаимопомощь и взаимоподдержка . Только в таком доме человек сможет быть счастливым всегда и везде, где его понимают, где с уважением относятся к старшим, чтят традиции, помнят свои корни. Только в такой дом человеку хочется возвращаться, где его ничто не беспокоит и он может расслабиться и ощутить тепло очага и заботу близких людей.
VI. Викторина «Семейные ценности».
- Ребята, я приготовила для вас задание в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с двумя пословицами. Ваша задача найти и соединить части каждой пословицы, прочитать ее и объяснить смысл. На это задание отводится 1 минута. 1 группа: В хорошей семье хорошие дети растут. Семейное согласие всего дороже. 2 группа: Вся семья вместе, так и душа на месте. На что клад, коли в семье лад. 3 группа: Согласье в семье - богатство. Семья сильна, когда над ней крыша одна. 4 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй. Кто со своей семьей в мире не живет, в просторном мире места не найдет. (Слушаем ответы детей, проверяем правильность составления пословиц на экране.)
Молодцы, ребята! Вы правильно справились с заданием!
VII. Выставка семейных фотографий.
- Ребята, я давала вам задание приготовить семейные фотографии. Расскажите мне о фотографиях, которые размещены в фотовыставке. Какие счастливые моменты вы запечатлели на фотоаппарат? (Дети рассказывают о событиях на фотографиях)
Очень интересные фотографии у вас получились, здесь видно, что у вас дружные семьи, и вы любите совместно отдыхать и проводить время!
Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, вы ощутили тепло на нашем классном часе?
- У вас возникло желание поделиться своим теплом?
- Я предлагаю вам поделиться частичкой тепла своей души, которая у вас лежит на столах в виде огонька с кем-нибудь из присутствующих. Это может быть одноклассник, учитель, гости и при вручении сказать теплое слово. (Дети вручают огоньки)
В завершении нашего классного часа я хочу зажечь огонек свечи, который символизирует семейный очаг.
- А как вы думаете, почему именно в классе я хочу его зажечь? (Потому что наш класс, как одна семья, где мы все уважаем друг друга, заботимся, помогаем, доверяем, сопереживаем и очень счастливы, что находимся рядом друг с другом! Сейчас я хочу подарить каждому из вас по маленькой свечке, которую вы принесете домой, как частичку нашего очага, сядете со своими родными за стол, зажжете эту частичку большого очага и расскажите друг другу о том, как каждый из вас провел сегодняшний день. ( На слайде камин, играет музыка). Выразительное чтение стихотворения.
Семья и дом
Семья и дом – как свет и хлеб.Родной очаг – земля и небо.В спасение даны тебе,в каких бы ты заботах не был.Пусть тороплив у жизни бег,куда бы ни вела дорога,в твоей изменчивой судьбепрекрасней дара нет от Бога.Они хранят тебя всегда,сколько б ни странствовал по свету,как путеводная звезда,и нет святей святыни этой.Твоей семьи тепло и свет –вот лучшая душе отрада.Иного счастья в мире нет,иного счастья и не надо.
- Ребята, я хочу вам сказать спасибо за работу. Я ощутила тепло ваших сердец и поняла, что у вас очень дружная классная семья!