Опыт работы Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ
Учитель иностранного (немецкого) языка
высшей категории – Фенглер Л.Г.
Педагогика должна стать наукой длявсех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были
наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Совместно с родителями, педагогический коллектив использует наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяет содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников, бывшие наши ученики, которые подвержены вредным привычкам, и все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями - предметниками, администрацией.
К не традиционным формам взаимодействия семьи и школы относятся классные родительские собрания.
В школе были проведены такие родительские собрания:
Здоровье наших детей. Я – родитель. Моя роль в воспитании.
Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки.
Проблемы в учёбе пятиклассников.
Слова и дела родителей – не для детей.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. В школе есть и родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они так же ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Зная, как ученик работает в классе на уроках, как воспринимает материал по каждому учебному предмету, как проявляет себя при опросе, как выполняет домашние задания, зная бытовые условия жизни и характер воспитания в данной семье, учитель находит индивидуальный подход к каждому. В нем нуждается каждый ребенок, даже не испытывающий в данный момент никаких трудностей и не вызывающий беспокойства. Знание особенностей каждого ученика подсказывает учителю способы наиболее эффективного воздействия на него. Но изучение опыта семейного воспитания необходимо учителю и в других целях. Каждый вдумчивый учитель постоянно учится, приобретает новые знания, используя для этого любую возможность. Учится он и методам воспитания. Встречаясь в семьях с интересным опытом воспитания, организации жизни детей, читая о нем в литературе, учитель старается использовать его и в своей работе с детьми.
Все рассмотренные нами пути достижения единства школы и семьи - непосредственная работа учителя с семьей, воздействие на семью в процессе воспитания и обучения детей, учет и использование опыта семейного воспитания - взаимосвязаны и в равной степени необходимы для учебно-воспитательной работы. Трудно говорить о наибольшей эффективности какого-либо из них и установить его долю в достижении единого результата. Можно лишь предположить, что по мере роста и развития детей значение воздействия через них на семью возрастает.
Мы не знаем случаев, когда семья сознательно противодействует требованиям школы. Встречающиеся в работе с отдельными семьями трудности можно объяснить тем, что родители не бывают на собраниях и недостаточно информированы, не уделяют должного внимания детям или не имеют возможности создать необходимые для ребенка условия. А бывает и чрезмерная неразумная любовь к ребенку, которая ведет к неправильным методам воспитания. При таком положении затрудняется перенос детьми воспитания и указаний учителя из школы в семью. В таких случаях противоречия семьи и школы преодолеваются путем непосредственной упорной индивидуальной работы учителя с родителями.
Сочетание непосредственного воздействия учителя на семью с воздействием на нее через детей обеспечивает во всех случаях нужную для развития ребенка ведущую роль школы. Однако эта роль не будет осуществлена полностью, если учитель не использует опыт семейного воспитания и не закрепит привязанностей ребенка к семье.
Ясные цели и четкие перспективы, с которыми учитель приступает к совместному с родителями воспитанию и обучению детей, последовательность в развитии содержания работы, соблюдение преемственности между семейным и школьным воспитанием, тесная связь с семьей и взаимосвязь всех путей достижения единства школы и семьи, повседневный учет результативности совместной работы - все это в совокупности представляет собой систему совместной работы учителя с родителями по воспитанию и обучению детей. Но эта система осуществляется постепенно и планомерно, изменяясь в различные периоды первоначального обучения и воспитания. Подобно тому, как развивается по отдельным периодам процесс воспитания и обучения детей, изменяется и характер совместной работы учителя и родителей. Взаимосвязь между школьным и семейным воспитанием способствует формированию целостной личности ребенка, единству его сознания и поведения и требует активной совместной работы учителя и родителей. Успешность этой работы одно из решающих условий воспитания и развития детей. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.