Проект Сотрудничество семьи и школы — залог успешности в воспитании и развитии обучающихся
МОУ «Куриловская гимназия»
"Основные формы социально - педагогической помощи семье"
Проект: "Сотрудничество семьи и школы - залог успешности в воспитании и развитии обучающихся"
Пиль Оксана Николаевна
МОУ"Куриловская гимназия"
социальный педагог
Серпухов, 2014 г
Введение
Актуальность темы проекта:
В настоящее время усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
На основании нормативно правовых документов педагогический коллектив стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с семьей.
Практическая значимость проекта:
В современных условиях актуальным становится анализ, обобщение, выстраивание на должном уровне отношений с семьей. Возникает необходимость совершенствования форм сотрудничества с родителями, раскрытие воспитательного потенциала семьи. Это совершенствование поможет в создании условий для эффективной совместной деятельности обучающихся педагогов и родителей.
Цель проекта: Совершенствование форм сотрудничества с родителями в интересах развития личности обучающихся.
Описание образовательной среды: краткая справка о количественном и качественном составе педагогического коллектива.
Всего педагогических работников – 50
Из них на момент написания проекта имеют высшую квалификационную категорию – 19
Имеют первую квалификационную категорию – 14
Прошли аттестацию по новому Положению на высшую квалификационную категорию - 3
На первую квалификационную категорию – 4
На соответствие занимаемой должности - 0
Ожидаемые результаты внедрения проекта: повышение эффективности сотрудничества гимназии и семьи, увеличение количества семей активно сотрудничающих с гимназией, преодоление противоречий между семьей и гимназией.
Совместная деятельность педагогов и родителей позволит лучше узнать ребенка, сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Основная часть
Предварительная подготовка собрания родителей гимназии на тему:
« Сотрудничество семьи и школы –
залог успешности в воспитании и развитии учащихся»
Объявление о проведении родительского собрания, диагностика и анализ работы семьи и гимназии (анкетирование родителей, детей на родительских собраниях в классах, на классных часах)
Анкета (1)
«Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Класс, в котором учится ваш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
2.В среде своих одноклассников ваш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку
4 3 2 1 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями вашего ребенка.
4 3 2 1 0
5. В классе, где учится ваш ребенок, хороший классный руководитель
4 3 2 1 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка
4 3 2 1 0
7.Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка
4 3 2 1 0
9.В гимназии проводятся мероприятия, которые полезны и интересны вашему ребенку
4 3 2 1 0
10. В гимназии работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься ваш ребенок
4 3 2 1 0
11.Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
12.В гимназии заботятся о физическом развитии и здоровье ребенка
4 3 2 1 0
13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка
4 3 2 1 0
14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей вашего ребенка
4 3 2 1 0
15.Гимназия по настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Анкета для родителей (2)
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наше образовательное учреждение.
Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной.
Какие ценности являются для Вас приоритетными?
(Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее цифрой 2 и т.д. в порядке убывания). Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли___________________________________________
Ценности Место
Здоровье Семья Дружба Творчество Карьера (профессиональный рост) 2.Известно, что результат полноценного образования – это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями.
И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент современная школа?
на обучении;
на воспитании.
3.Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что является обязанностью семьи и родителей?
Школа должна___________________
Семья должна____________________
4.Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается образовательное учреждение больше всего? (Нужное обведите)
В материальной
В физической
В информационной
Ни в какой
Ваш вариант_________________________
5.Какую помощь, и в какой мере вы могли бы реально оказать школе?
Анкета для обучающихся (3)
«Учитель глазами учеников»
1.Какие личностные качества ты ценишь в учителе?
2.Какие профессиональные качества ты ценишь в учителе?
3.Учитель сегодня. Это престижно? Почему?
4.Что помогает в общении с учителем?
5.Что мешает в общении с учителем?
6. Если бы я был учителем…..
Ход собрания
Сообщение социального педагога по теме собрания.
«Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего, - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» - А.С. Макаренко
Когда малыш приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс личностного формирования ребенка приобретает двух мощных субъектов воспитания: семья и школа.
Что же такое воспитание? – вопрос родителям, которые дают ответ на заданный вопрос.
После ответов пришли к выводу:
Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности
Воспитание – это навыки, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Первейшее условие взаимодействия семьи и школы – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Это необходимо для понимания друг друга, для установления реальных взаимных действий.
С гениальной простотой писал А.С.Макаренко в «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»
В семье через отношения «любовь к близким» - ребенок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далеким». Через любовь к папе, маме, бабушке, дедушке, братьям и сестрам он научается чувству любви, готовясь полюбить человечество.
Школа через отношение к «любовь к далеким» - решает проблемы конкретных отношений ребенка с близкими: друзьями, малышами, соседями, в том числе и с родителями.
В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из под контроля семьи.
Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей, социума. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Педагогический коллектив гимназии стремится к расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей.
Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и гимназии в интересах развития ребенка.
Анализ анкетирования
Анкета (3) «Учитель глазами учеников»
Доброта, понимание, справедливость, общительность, любовь к детям, терпение и строгость
Профессиональные качества: образованность, знание своего предмета, умение доступно и понятно объяснять материал.
Престижность - Да, интересная профессия, учитель может помочь ребенку любого возраста, дают знания для жизни, учитель может помочь формированию личности ученика.
Нет – маленькая зарплата, работа без выходных, огромная ответственность за детей.
Что помогает в общении с учителем?
Названы фамилии учителей , с которыми интересно общаться.
Если бы мы были учителями, то во всем помогали бы своим ученикам, сделали бы так, чтобы их уважали, были бы строги и требовательны на уроках.
Анкета (2).
1. Какие ценности являются для Вас приоритетными?
Семья, Здоровье
2. Известно, что результат полноценного образования – это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент современная школа?
85% - ответ на обучение
3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что является обязанностью семьи и родителей?
Школа должна - дать знания, образование, развивать
Семья должна - заботиться, понимать, воспитывать, дать любовь
4. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается образовательное учреждение больше всего?
В материальной
5. Какую помощь, и в какой мере вы могли бы оказать гимназии?
Среди ответов: Какую попросят (таких ответов немного), любую, кроме материальной помощи, физическую (таких ответов больше). Многие не дали ответ на вопрос.
Анкета (1). Удовлетворенность родителей работой гимназии в основном высокий. Но следует обратить внимание на расширение сети кружков и секций, где могут заниматься дети (особенно 1 ступень обучения), на формирование дружных классных коллективов, на подготовку детей к самостоятельной жизни.
Работа в группах (группы сформированы при входе на родительское собрание )
Задания:
1. Чему могли бы быть сопричастны родители по отношению к школе?
2. В чем может проявиться сопричастность школы по отношению к семье? (заполнить на листах бумаги)
После обсуждения по вопросу: Чему могли быть сопричастны родители по отношению к школе – записи на листах:
- помощь в обеспечении материально-технической базы образовательного процесса
- модернизация учебного оборудования
- успехам и достижениям школьного коллектива
- горестям и бедам всех жителей школьного дома
- праздникам, разрешению педагогических проблем, возникающих в процессе воспитания.
В чем может проявиться сопричастность школы по отношению к семье? Предложено:
- учет материального и социального положения родителей в обществе и облечению положения ребенка в школе при малых семейных средствах
- учет семейных событий, отражающихся на состоянии ребенка
-постоянное поддерживание авторитета родителей перед детьми
- психологическая консультация относительно поведения ребенка, когда никого нет дома
- рекомендации детям выполнять вполне определенные виды хозяйственной работы по дому, облегчая труд родителей
- обучение детей элементарным умениям этического поведения в семье и рекомендациям к их выполнению
- обучение детей элементарным трудовым и хозяйственным навыкам
- психологическое оснащение детей умением защищать честь семьи, помогать разрешать трудные вопросы, оказывать знаки внимания всем родственникам.
3. Аргументировать важность, той или иной формы сотрудничества с родителями, обозначить сильные стороны.
В группы входят классные руководители.
В ходе работы были предложены следующие формы сотрудничества: родительские собрания (одна из основных форм работы с родителями), родительский лекторий, презентации о совместной работе детей, родителей, учителей, дискуссии, дни открытых дверей, индивидуальная работа, организация совместной деятельности родителей и детей (формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности, формы досуга).
В ходе собрания были отмечены конкретные дела, которые нужно продолжать: ландшафтный дизайн территории гимназии, первое собрание начинать с презентации «Такими мы были. Наша классная жизнь в … году», поддержать традицию проведение мастер классов, как реализацию воспитательного потенциала дополнительного образования.
Решение психолого-педагогических ситуаций, предложенных педагогом –психологом.
Комментарии. Педагога-психолога.
Педагог - психолог зачитала Памятку для педагогов и родителей
1. Следует твердо сказать «нет» крику, обидам, оскорблениям и четко понимать, что строгость, принципиальность и грубость, неуважение к ученику – вещи не только разные, но и несовместимые.
Самая мудрая заповедь педагога – помнить о том, что любое его общение с учеником или воспитывает, а значит, поднимает ученика как личность, или напротив, разрушает эту возможность.
2.Чаще показывайте детям, что вы их любите, не скрывайте это.
3. Как можно больше времени проводите с семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуясь друг с другом.
4.Не бойтесь попросить совета у ребенка – это только сблизит вас.
5. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали у вас дома, вы должны их хорошо знать.
6. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
7. Будьте примером для ребенка: ведь как сейчас вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
8. Чаще бывайте в гимназии.
В конце собрания была проведена рефлексия.
Заключение
Вывод по теме проекта
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Потенциальные возможности участия родителей в образовательном процессе большие, но полностью еще не реализованы.
Данный сценарий предполагает совместную работу родителей и гимназии, направленную на ценностные ориентации гражданина России как целостной личности, ориентированной на творчество и конструктивный диалог.
В данном сценарии представлен пример проведения родительского собрания с учетом выявленных педагогических затруднений в проведении родительских собраний.
При проведении родительского собрания (как и любой формы взаимодействия с родителями) нужно помнить:
Там, где проявляется забота о воспитании личности подрастающего ребенка:
- непременно обеспечивается договор в любом акте взаимодействия
- выслушиваются и обсуждаются новые предложения обеих сторон (семьи и школы)
- производится отклик на событие разного уровня и масштаба и выражается отношение к происшедшему в школе, семье
- рассматриваются возможности оказания взаимной помощи «школа - семье», «семья - школе»
- продумывается организация дела, если в нем могут принять участие оба субъекта воспитания, и проводится общее дело «школа – семья - дети».
Список литературы
1.Декларация прав ребенка (1959г.)
2.Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
3.Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства (12.12.1993)
4.Семейный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 08.12.1995г. в ред. Федеральных законов от 15.11.1997г. №140-Фз, от 27.06.1998г. №94-ФЗ, от 02.01.2000г. №32 –ФЗ, от 22.08.2004г. №122-Фз, от 28.12.2004г. №185 -ФЗ )
5.Федеральный закон «Об образовании» (в ред. от 16.03.2006г.№ 42-ФЗ)
6.Доклад Государственного Совета Российской Федерации «О развитии образования в Российской Федерации» от 24.03. 2006
7.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16)
8. Г.П. Буданова, Л.Н.Буйлова Работаем по новым стандартам Справочник классного руководителя. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2011г.
9.Н.Е.Щуркова Прикладная педагогика воспитания Учебное пособие Москва. Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж. Ростов-на-Дону. Екатеринбург. Самара. Киев. Харьков. Минск 2005г.
1.5-я Российская межрегиональная конференция Аксиологический подход в теории и практике воспитания современной школы ж. «Этическое воспитание» №6, 2006г.