«Применение здоровье сберегающих технологий на уроках географии».
















«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».








Выполнила: Ромаданова Татьяна Ивановна,
учитель географии,
ГБОУ СОШ с.Мордово-Аделяково
Исаклинского р-на










2014 г.




Содержание.

1.Введение.

1.1.Тема.

1.2.Значимость и актуальность проблемы для педагога.

1.3.Харатеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.

2.Цели и задачи педагогического опыта.

3.Теоретическая часть.

3.1.Обоснование выбранной темы.

3.2.Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

3.3.Результаты анализа изученной литературы.

4.Практическая часть.

5.Заключение.

1.Выводы.

6.Литература

7.Приложение. Мастер класс.


Введение.
Тема «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».
Значимость и актуальность проблемы для педагога.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является образ жизни в школьные годы. Статистические данные говорят о том, что процент больных растет. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться , если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? И так же двигательная активность детей стала низкой, а это угрожает физическому и умственному здоровью детей.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.
1.3.Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.
Современная школа признана не только давать учащимся знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей:
-интенсификация учебного процесса (увеличение количества уроков, число кружков, которые посещает ребенок, тем самым остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьников);
-новые педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности школьников;
-неграмотность родителей (не прислушиваются к жалобам ребенка, хотят от него больше, чем он может);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
-компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает гиподинамия);
Наиболее тяжело переносят учащиеся, переход из начальной школы в основную, что может быть связано с:
-возрастанием объема и усложнения учебной нагрузки;
-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
-усложнение межличностных отношений внутри класса.
1.4. Из данных противоречий вытекает проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.  Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
2. Цели и задачи.
Целью здоровьсберегающих технологий является формирование у учащихся
понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого воздействия.
Задачи:
сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических необходимости ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.
Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Ожидаемые результаты:
- своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения),
что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.
- формирование навыков самоорганизации культурного досуга.
- расширение знаний учащихся в области « Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий является снижение заболеваемости учащихся.

3. Основная часть.
3.1. Обоснование выбранной темы.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны справиться с этими трудностями.

3.2. Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.
Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний ( «физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. 
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. 


4.Практическая часть. Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние н здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.

Интенсификация обучения.

Снижение двигательной активности.

Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

Нарушение зрения и осанки.

Ухудшение нервно-психического здоровья.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

1. Хочу поделиться своими наработками организации уроков использованием здоровьесберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.
    Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). 
     Курс «География материков и океанов» в 7 классе предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя». 
     В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия. 
     Технология мозгового штурма. 
     Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма»: все высказываются и все слушают, все имеют равные права, называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы, идеи не оцениваются и не критикуются.
 Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса. Например, мы знаем, что география 9 класса самый сложный для восприятия курс. Он включает много новых понятий, определений и насыщен практическими работами. На 70 часов–32 практические работы. Объявление на уроке о выполнении практической работы редко вызывает положительные эмоции у учащихся. Во многом это объясняется их однообразным выполнением. Оно предполагает чаще всего анализ карт и таблиц.
2.  Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.    Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии.
 На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к географии, и также принцип двигательной активности на уроке.
3. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).  Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:  1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
2.Использование проблемных творческих заданий 
3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных выполнения заданий 
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)  5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. 
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

4. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.  Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.  В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. . В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.
Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний. Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.
Результаты: 
активность учащихся; 
«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах; 
«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу; 
умение взять ответственность на себя, 
умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их, 
стремление аргументировать свои решения; 
более легкое и прочное усвоение программного материала; 
доброжелательное отношение друг к другу; 
тщательность и добросовестность в выполнении роботы; 
умение работать с разными источниками информации; 
умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах). 
А самый главный результат – это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы»
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных ресурсов.
1.Кадровые условия: учитель географии, классный руководитель.
2.Научно-методические условия:(учебники и методические разработки).
3.Материально-технические условия: ТСО, раздаточный материал (карточки, контуры материков и др.).
4.Нормативно-правовые условия:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:( 2012).
2.ФГОС ОО (2011).
3.Сан ПИН (2010).
5.Заключение.
1.Выводы. В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.  При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Для построения реальной здоровьесберегающей среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей с учетом всех сторон.

6.Литература.
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.
4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86
5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
7. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

7.Приложение.
Мастер-класс  Мастер-класс я проведу в 6 классе. Мы знаем, что география 6 класса самый сложный для восприятия курс. Он включает много новых понятий, определений и насыщен практическими работами. На 68 часов – 22 работы. Объявление на уроке о выполнении практической работы редко вызывает положительные эмоции учащихся. Во многом это объясняется их однообразным выполнением. Оно предполагает чаще всего анализ карт и таблиц. Поэтому я стараюсь сделать эти работы более разнообразными, красочными, чтобы они затронули и чувственную сторону развития ребят вызвали у них положительные эмоции.
Предложенные уроки проводится в темах: «Земная кора и литосфера», «Атмосфера». В последний включены элементы здоровьсберегающих технологий как для учащихся так и для их родителей. Этот материал часто включают в олимпиадные задания. 
Разнообразные формы проведения таких уроков позволяют мне повлиять на эмоциональное состояние учащихся. А эстетическое чувство является фундаментальным качеством человека разумного. 
Кроме того, на уроке используются географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения.
Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.
Примеры упражнений
1. «Указатель» .
Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки
в виде указателя. Учитель задает вопросы:
В каком направлении находится Москва?
Покажите, в какой стороне от нас Белое море?
Куда течет река Волга?
Где находится северный полюс? и т.п.
Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 56 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.
2. «Компас».
Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:
Стрелка компаса смотрит на север.
Азимут 180 градусов.
Азимут 270 градусов.
Магнитная аномалия ( Стрелка” беспокоится) и т. д.

3. «Флюгер»
Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:
Ветер дует с севера.
Ветер юговосточный.
Штиль.
Ветер переменных направлений и т.п.
4. «Географический театр»
Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.
Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.
















15