Педагогические условия формирования метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий ( на примере проектного обучения)


Е.Б.Савина
Учитель начальных классов
МАОУ Лицей 130
Педагогические условия развития метапредметных компетенций
у младших школьников посредством интерактивных технологий
 Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В свою очередь новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем.
В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС)уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Однако при всей безусловной значимости проведенных исследований в этой области остаются вопросы, касающиеся реализации педагогического потенциала интерактивных технологий в процессе развития метапредметных компетенций у младших школьников. Малоизученными являются аспекты, затрагивающие специфику и структуру метапредметных компетенций, условия, методы и средства их развития в процессе применения интерактивных технологий в образовательном процессе. Указанные положения определили содержание работы по теме «Педагогические условия развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий»
В ходе работы над темой мною были выявлены следующие противоречия:
между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению;
между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;
между необходимостью формирования ключевых компетенций у младших школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование.
Данные противоречия обусловили актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске ответа на вопрос, как использовать педагогический потенциал интерактивных технологий для развития метапредметных компетенций у младших школьников.
Для решения проблемы была определена цель:разработать и экспериментально проверить систему развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий и педагогические условия ее эффективной реализации.
В качестве объекта исследования мною рассматривался образовательный процесс в начальной школе, в качестве предмета исследования - педагогическое обеспечение развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий(на примере технологии проектного обучения.
Для проверки эффективности работы по данной теме была выдвинута гипотеза:
применение интерактивных технологий в образовательном процессе начальной школы будет способствовать развитию метапредметных компетенций у младших школьников, если:
в основу данного процесса положена система развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, которая основывается на положениях компетентностного, субъектно-деятельностного и системного подходов, а также на принципах научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, интеграции, сотворчества;
определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективной реализации модели: а) создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе; б) вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-регулятивных, предметно-познавательных и предметно-коммуникативных задач; в) изменение учебного пространства классного кабинета;
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
определить содержание, структуру понятия «метапредметные компетенции младших школьников» и обосновать механизм развития метапредметных компетенций у младших школьников;
разработать систему развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий( на примере проектной технологии) и выявить педагогические условия реализации данной системы;
осуществить мониторинг результативности спроектированной системы и эффективность выделенных педагогических условий;
обобщив опыт работы, составить справочник для учителей нач. классов
В своей деятельности я опиралась на основные документы:
Закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Модель «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» .Ключевые понятия, которые я использовала в работе.
Определяя ключевое понятие метапредметные компетенции младших школьников, я исхожу из сложившихся в научной литературе теоретических и методологических подходов к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность».
Компетенции понимаются как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение определенной деятельности ,т. е. способность активизировать умения в конкретной ситуации, способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – это не знать и уметь, а мобилизовать то или иное в нужный момент.
В соответствии с этим метапредметные компетенции младших школьников определяются как система универсальных учебных действий, позволяющая младшим школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, что позволяет выделить регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции
Интерактивные технологии – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и средств обучения, благодаря которым происходит выработка стратегии и координации взаимодействия индивидов при организации и выполнении совместной деятельности.
Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий ( на примере технологии проектного обучения) представляет собой ориентировочную основу для проектирования изучаемого процесса, а выявленные педагогические условия обеспечивают эффективную реализацию данной модели в процессе обучения младших школьников.
Наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций среди современных педагогических технологий, с моей точки зрения,
является проектная деятельность обучающихся.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся:
Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Технология проектного обучения всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность
Данная технология является приоритетным направлением в моей деятельности.
Считаю что, если её применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
В своей работе я используюмодель интерактивного урокадля начальной школы.
Как и любой другой урок по интерактивной методике,онвключает в себя 3 стадии-вызов, осмысление, рефлексию, имеющие свою цель и методы обучения.
Первая стадия – вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме)
Каждое начало имеет свою идею. Цели стадии вызова таковы:
актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме;
активизация интеллектуальной деятельности;
создание смыслового поля.
Нельзя не согласиться с Л. С. Выготским: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности были не только поняты, но и внутренне приняты учащимися».
Поэтому на первой стадии интерактивного урока применяю следующие приёмы и методы: нестандартное начало урока; постановка проблемной ситуации; ролевое моделирование.
Вывод: таким образом, на стадии вызова обучающиеся получают внутреннюю мотивацию к дальнейшей деятельности на уроке.
Вторя стадияинтерактивного урока –осмысление подразумевает осмысленное усвоение и понимание учебного материала и реализует следующие цели:
переживание учениками конкретного опыта;
осмысление полученного опыта.
«Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.» В. Ключевский.
Именно поэтому я постоянно веду поиск таких методов обучения, при которых повышается инициативность учащихся, создаю комфортные условия для сотрудничества на уроке, даю возможность ученикам почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Если процесс обучения очистить от мучительного поиска истины, от озарений, тупиков, безнадежности, восторга «эврик», ученик не станет активным субъектом педагогического взаимодействия. Поэтому моя деятельность на уроке – это «эврика» для меня и для моих учеников.
На стадииосмысления применяю следующие методы:групповые дискуссии (дебаты, круглый стол, мозговой штурм),проблемное изложение, частично-поисковая деятельность,кооперативное обучение, ролевое моделирование, учебный проект,
Вывод: на стадии осмысления происходит организация сознания учащихся на основе рефлексии, освоение способов мышления
Третья стадия урока –рефлексия (размышление) призвана:
обеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации,
соотнести полученные знания, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее,
выявить возможные ошибки в процессе усвоения, а также причины этих ошибок самими учащимися.
Методы: проблемная задача, игры для контроля и систематизации знаний, защита проекта, составление синквейна, мультимедиа.
Варианты обучения в сотрудничестве( работа в парах, в группах, организации помощи «консультантов»)
Вариант обучения в сотрудничестве 1. – в малых группах. «Обучение в команде»
Преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Но какой бы из вариантов я не использовала, обязательно старалась четко соблюдать основные принципов обучения в сотрудничестве:
1.Группы учащихся формировались до урока. При этом в каждую группу включаются
( включались) сильный ученик , средний и слабый. Если группа на протяжении ряда уроков работала слаженно, дружно, у меня не было необходимости менять их состав;
2.Группе предлагалось задание, но при его выполнении предусматривало распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределялись самими учениками, но в некоторых случаях я давала рекомендации;
3.Оценивалась работа не одного ученика, а всей группы При этом в ряде случаев можно предоставляла учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
Практика показала, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).
Многие специалисты в области группового обучения считают разнородность групп определяющей характеристикой этой методики. Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:
•учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;
•обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
•“слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
•в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.
В то же время следует отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому на мой взгляд использовать однородные группы следует периодически.
Интересные результаты получались, когда группы формировались по желанию детей
Другой вариант сотрудничества :работа в парах.
В чем я вижу преимущества использования организацию деятельности учащихся в малых группах на уроке?
1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
3 Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
4 Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
5. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
6. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
7. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.
Для организации проектного обучения в рамках учебных предметов использую в полной мере УМК «Школа 2100», «Перспектива».
Удачными оказались учебные проекты по математике, окружающему миру, технологии , изобразительному искусству.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию потребовались особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.
Игра несет на себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях.
Окружающий мир.
Тема: Природная зона – пустыня. Обобщающий урок.
Весь класс превращался в научную станцию. Шла самостоятельная
исследовательская работа учащихся. Дети делились на группы: учёные-географы, ботаники, экологи, зоологи. ( т.е. в рамках одной темы- работают группы «ученых» , перед которыми ставятся задачи исследования в их областях)
Перед каждой группой ставилась определённая задача, которая ( была) изложена в карточках – инструкциях «помогайках».
Учащиеся защищали свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты.
В процессе таких заданий развивался познавательный интерес. Дети учились выбирать из общего главное и приводить в систему. Знания, полученные детьми в ходе коллективного обсуждения, споров и поиска истинного ответа на поставленный проблемный вопрос, для детей оказываются наиболее ценными и действительно способствовалиформированию учебно – познавательной компетенции.
Тема: «Органы чувств человека».
Итогом этой темы было выполнение творческого задания – составление памятки-буклета «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбивались на команды, каждая выбирала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представляла классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки.
Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение».
Как сохранить зрение:
Книгу держать на расстоянии 30 см от глаз.
Телевизор можно смотреть не более 1 часа в день.
Заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем на уроках.
Нельзя читать лёжа.
Есть больше ягоды черники и морковь.
В процессе учебной деятельности формировались следующие компетенции:коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;
информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики;
учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер;
социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, более ответственно будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища;
Уроки по предмету «Окружающий мир» ( 2 класс) ,построенные по такому типу, как показал опыт,удобнее проводить как обобщающие, завершая тему. А в процессе изучения, как выход за пределы учебника, отдельные выступления учащихся с презентацией. В 3 классе, и тем более в 4 классе- при изучении новой темы, раздела.
Работу над проектами учебного предмета «Математика» тоже возможно организовать в имитационной игре, где в каждой группе идёт распределение ролей – историк, зоолог, конструктор и т.д. Тематика проектов (4 класс, УМК «Школа 2100») :1. Модель машины времени.
2. Страничка из энциклопедии.
3. Российская ярмарка 18 век.
4. Фестиваль математических игр.
5. Страница нового учебника. Россия второй половины 18 века. Времена Екатерины II.
Работа над проектами была организована по плану:
1.Перед началом работы –прочтение детьми страницы с материалами к проекту.
2. Совместное обсуждение прочитанного.
3. Определение цели, задач предстоящего проекта.
4. Сбор нужной информации , используя различные источники.
5. Чтение и обсуждение плана проектной деятельности , заданного в учебнике.
6. Обсуждение обязанностей участников в каждой творческой группе.
7. Определение времени работы и срока презентации проекта.
Интересной интерактивной формой работы по математике являлось решение исследовательских и компетентностных задач ( УМК «Школа 2100»). Можно сказать, что это разновидность проектная деятельности , в которой в которой в большей степени присутствует предметная направленность .
В исследовательской задаче учащимся предлагались задания, в которых необходимо было исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана (табличное представление данных);
Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат. Например : просчитать и проанализировать последствия утечки холодной воды из неисправного крана( в масштабах конкретной квартиры, многоквартирного дома , района, города)
Решение компетентностных(жизненных) задач. Как правило такие задачи представляют собой конструкцию из типовых задач , которые относятся к нескольким предметным областям. Такие задачи являются межпредметными. Например:
1.План местности. Полевые учения.
2.Десятичная система мер.
3.Математическая шкатулка( составление программы фестиваля математических игр)
Работа над компетентностной ( жизненной) задачей строилась по плану:
1. Перед началом работы - самостоятельное изучение некоторого теоретического материала, составление задачи. При этом формировались умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: работать со справочниками; использовать Интернет-ресурсы;
2. Совместное обсуждение прочитанного текста и дополнительной информации, «Мозговой штурм»-высказывание соображений и подходов к решению.
3. Разделение задачи на предметные области – собственно математику и другие предметы
4. Поскольку в таких задачах недостаёт данных , ориентируем детей на их поиск в других источниках информации
5. Обсуждение данных, деление задачи на предметные, обсуждение формулировки каждой предметной задачи.
6. Распределение предметных задач для индивидуального решения.
7.Соединение решения предметных задач вместе (в совместной работе) и нахождение решения компетентностной задачи
По времени работа рассчитана на 2 недели.
Помощь «Консультантов»
Например, на уроке математики («Математический марафон», решение типовых задач в 3-4 классе) работали консультанты. Они проверяли сделанную работу на своём ряду, исправляли ошибки, оказывали помощь – объясняли , если ребёнок совершенно не мог выбраться самостоятельно.
Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю в плане развития у детей навыков взаимопомощи, взаимопроверки, навыков работы в группах. Дети учатся общению друг с другом, с учителем, приобретают умение вести диспуты, отстаивать своё мнение, доказывать правильность своего ответа. У них формируется коммуникативная компетенция:
- умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником;
- поддерживать контакт в общении;
- выражать свои мысли в форме монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому
мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать
собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения.
Рефлексия.
:Большую роль для достижения метапредметных, личностных результатов играет качественная оценка деятельности учащихся На уроках  я практикую:
1. Выполнение самостоятельных и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет ученикам самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.
2. Самооценку своей работы ( проекта, выступления, исследования), когда обучающийся пытается проанализировать- все ли поставленные задачи решены, какие получены результаты, удовлетворён ли он сам результатами, что еще можно было бы сделать или изменить, чтобы улучшить показатели.
3. Оцениваниеработы группы ( команды) с точки зрения достижения поставленных задач, представления информации, дать советы по улучшению, исправлению некоторых моментов, .Но обязательным является не столько критика, сколько советы по исправлению допущенных ошибок. И главным условием –начинать с того , что показалось особенно удачным в работе группы, с положительных моментов. Соблюдение правила
«Критикуешь- предлагай».
Внеурочная деятельность. Виды деятельности, формы работы.
1. Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся :-Проведение факультативных занятий по своей программе «Мы – исследователи»,на которых идёт спланированная работа по годам обучения, выращивание исследовательских умений;
- Использование рабочих тетрадей следующих авторов: Савенков «Я- исследователь», Р.А.Сизова, Р.Ф.Селимова«Учусь создавать проект»1-4 классы.
2. Участие в интеллектуальных конкурсах, командных играх.( Знайки, Совёнок, Волшебный клубок, Эрудиты)
3. Дополнительные занятия, экскурсии, поездки:
- Школа, юного туриста- цикл занятий по краеведению, орнитологии, палеонтологии, этнографии, когда обучающиеся общаются с учёными, музейными работниками. Занятия подкрепляются последующими поездками, мастер-классами, сотрудничеством с Институтом экологии растений и животных РАН.
- Циклы занятий в Информационном центре атомной энергии и Ньютон парке( Центр Б.Ельцина)
- Работе с разными источниками информации и развитию читательского интереса способствовали занятия в Областной библиотеке для детей и юношества.
- Мастер-классы в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала и музеях Литературного квартала.
4. Участие в защите исследовательских проектов на НПК(в лицее), и представление лучших работ на конкурсе исследовательских проектов «Хочу стать академиком»(районный и городской уровень)
5. Сотрудничество с детским журналом «Любимый жук», участие в защите экологических проектов на ежегодном экологическом форуме на базе УрФУ( городской уровень)
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе- обязательное условие для развития информационной компетенции обучающихся
Информационная компетенция - это умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы .Для себя я сделала выводы, что современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
служат источником информации;
повышают степень наглядности;
наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации,
положительную мотивацию;
Информационные технологии, открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме.
Демонстрация мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся, позволяет включить в процесс открытия новых знаний практически каждого ребенка.   С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доскиприходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу
В своей работе активно использую интерактивные тренажёры УМК «Перспектива», интерактивные тренажёры , презентации. сайтаhttps://videouroki.net/-видеоуроки по математике, литературному чтению Комплексный подход - единство урочной и внеурочной деятельности- обеспечивает достижение высоких результатов в обучении.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных .конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах , т.е. системная работа способствует формированию метапредметных компетенций у моих обучающихся.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями. Главное: правильно организовать учебный процесс
Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей
1. Погружение в проект Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
•  проблему проекта;
•  сюжетную ситуацию;
•  цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
•  распределить роли в группах;
•  спланировать деятельность по решению задач проекта;
•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;
•  продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:  
•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
•  распределение ролей в группе;
•  планирование работы; 
•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта. Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
•  обобщает и резюмирует полученные результаты;
•  подводит итоги обучения;
•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
•  понимание проблемы, цели и задач;
•  умение планировать и осуществлять работу;
•  найденный способ решения проблемы;
•  рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
Заключение.
Работа над данной темой  доказала состоятельность выдвинутой гипотезы : «применение интерактивных технологий в образовательном процессе начальной школы будет способствовать развитию метапредметных компетенций у младших школьников». Это было подтверждено диагностикой , проводимой психологом лицея: у учащиеся сформированы умения , составляющие содержание метапредметных компетенций.
 Эффективность и высокую результативность деятельности  обеспечивали следующие педагогические условия:
1.     создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе;
2.     вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-познавательных, предметно-регулятивных и предметно-коммуникативных задач;
3.                  изменение учебного пространства классного кабинета.
Список литературы по проектной методике
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.