Доклад на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ РУССКОГО СЕВЕРА И ПОВОЛЖЬЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ «АРТЕЛЬ».
Кашина Олеся Николаевна
Преподаватель отделения
« Художественная роспись. Батик»
МОУДОД «ХШНП «Артель»
г. Железногорск Курская область
ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ РУССКОГО СЕВЕРА И ПОВОЛЖЬЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ «АРТЕЛЬ».
Народные художественные росписи в современном мире - это, прежде всего, народные мастера, передающие свое мастерство молодому поколению, уникальные технологии и техники, художественно-стилистические мотивы и сюжеты народных кистевых росписей. Они существуют вне времени и развиваются в соответствии с учетом современного мира.
Сегодня, почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь, как художественные произведения, отвечающие эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Сохранив историческую связь с современной жизнью и многие традиционные черты, произведения художественной росписи актуальны и в настоящее время.
Приобщение детей к традициям художественной росписи, способствует сохранению этих традиций. Красивые художественные изделия, помогают привить детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения художественной росписи свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях русского народа.
Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи.
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традициям и опыт мастеров. Замечательные памятники народного искусства позволяют обучающимся соприкоснуться с особым миром наших предков, который во многом отличается от нашего.
Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, об общечеловеческом долге каждого человека – делать жизнь вокруг себя краше. Традиционные народные росписи обладают мощным потенциалом, способствующим формированию культуры современной личности и общества. Богатые высоким эстетическим качеством, духовно-нравственной силой, патриотизмом, противостоят безнравственности, отчуждению человека от культурной ценности, безликости и массовости современной культуры.
Художественная школа народных промыслов «Артель» является хранителем традиций художественной росписи. В ноябре 2014 года школе исполнилось 20лет. В краеведческом музее состоялась выставка « Живая связь времен», на которой были представлены творческие работы педагогов и учеников.
На примере росписей Русского Севера и Поволжья обучающиеся школы узнают традиции художественной росписи, которые дают возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.
Основной принцип обучения - это развитие творческой индивидуальности каждого ученика, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога обучающиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Перед педагогом стоит сложная задача - не загасив естественного порыва учеников, постепенно обучать их навыкам кистевой росписи, без которых невозможно обойтись. Обучение должно идти в процессе творчества. Из - под рук учеников сначала будут выходить работы, как правило, далекие от профессионального совершенства. Однако в них будет ощущаться живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. В этом их основная ценность. Знания и навыки придут с опытом, но непосредственность, индивидуальность произведений будут сохраняться. Сохранение этих качеств - главная методическая задача работы педагога.
В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на мизинец, слегка касаясь им изделия.
На первых этапах изучения художественной росписи важно научить детей составлять эскиз. Работая над эскизом композиции будущего изделия, надо помнить о том, что главное - это стилевое единство орнамента и изделия.
Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов.
Педагог вместе с детьми составляет композицию, подсказывая им, какого размера необходимо рисовать элементы росписи, чтобы выдержать пропорции.
Необходимо предостеречь учеников от выполнения композиции по частям. Иногда пытаются прорисовывать отдельные элементы орнамента и только потом пристроить их друг к другу, как бы заполняя пустые места. Сосредоточиваясь на деталях, обучающиеся не видят, как орнамент соотносится с другими элементами композиции.
Ученикам можно предложить сделать несколько вариантов композиционного построения на одном и том же изделии. Это поможет им выбрать лучший из них.
После того, как найдено место расположения орнамента, необходимо найти цветовое решение композиции.
Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента и оформлению изделия рамкой, которая украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще красным), так и несколькими.
При выполнении эскиза в натуральную величину, перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить обучающихся с ее основными свойствами, которые следует учитывать при росписи по дереву.
Непосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают клеем ПВА разведенным водой. Грунтовать клеем ПВА нужно обязательно и обратную сторону заготовки, иначе ее поведет после высыхания. После того, как поверхность высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой.
Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать необходимым цветом.
Затем можно приступать к росписи изделия.
После того как роспись закончена, ее покрывают лаком.
Русская художественная роспись как вид декоративно–прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства.
Огромной популярностью пользуются сегодня, как и в старину, произведения художественной росписи. Эти изделия - прекрасный подарок, памятный сувенир, нарядная праздничная вещь в доме, которая олицетворяет собой традиционное русское гостеприимство.
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды. Одних нужно было задабривать, от других защищаться. Расписанные предметы отгоняли злых духов, оберегали покой и благополучие в доме и семье. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.
Особый интерес представляет художественная роспись Русского Севера. Она широко бытовала в предметах крестьянского быта.
На Русском Севере был особенно развит графический тип народных росписей - с четким контуром изображений. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине.
В Пермогорской росписи используются геометрические элементы (треугольники, ромбы), листья, ягоды, цветы (трехлистный цветок, тюльпан), райские цветы, птица Сирин - помещенная в круг, является образом солнца. Традиционно птица с раскрытыми крыльями символизировала солнце, а помещенная в круг (солярный знак), как бы усиливала власть светила, оно означало пожелание благополучия и счастья в доме.
Традиционная технология предполагает грунтование дерева с последующим покрытием поверхности белой краской. Затем по высохшему белому фону делается черный рисунок, а уже потом контур заполняется цветом. Цветовая гамма состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета применяются как дополнительные.
Очень интересны сюжетные композиции, которые превосходно вписываются в растительный узор и не нарушают его цветового ритма.
Растительный узор обрамляет бытовые сюжеты. Можно отметить особое внимание мастеров Пермогорья к таким сюжетам из жизни: «Выезд», «Посиделки», «Катание», «Чаепитие».
Мезенская роспись.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Наиболее яркие элементы Мезенской росписи:
Красные кони - символ богатства, а также восхода Солнца.
Лось - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Олени - дарят жизнь всему живому на Земле. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником.
Уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
Елочки - олицетворение мужской силы.
Волнообразные линии, зигзаг – знаки неба, воды и дождя.
Квадраты, треугольники, ромбы - знаки земли и растений, символизирующие распаханные и засеянные поля, заливные луга и т. п.
Бердо - в мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Это символ поля, пашни.
Изображаемые семена, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия.
Солнце, дающее все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя.
Мотивы и композиционное построение орнаментов показывают, что излюбленными числами были «три», «четыре», «пять», «семь». Образ мира с семью главными делениями - тремя по вертикали и четырьмя по горизонтали, воплощался в строении вещей, планировке домов. Повсюду используются фигуры в виде треугольника, ромба, квадрата. Так изображали пространство дома, земли, поля, водоём. По вертикали мир делился на три зоны: верх - небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир - земля со всем, что её населяет; а под землёй лежит подземный мир - место жизни умерших, которые, впрочем, могут попасть и на небо; при прорисовке ярусов получалось пять-семь ярусов. Это основа языческого мировоззрения многих народов севера.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в Нижегородской губернии, в деревнях, расположенных на берегах Узолы, в селениях Косково, Курцево, Репино, Савино, Боярское и др, недалеко от крупного села Городец, на ярмарке которого продавались изделия мастеров. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый этап - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап - теневка, т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап - оживка т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге и листьев.
Городецкие цветы: бутон, ромашка, купавка, розан, городецкая роза.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочные птицы. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.
Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног, хвоста – белилами.
Лица народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин выполняются черным цветом. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта.
Хохломская роспись.
Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Встречаются птицы, рыбы и звери.
Виды хохломской росписи.
Техника исполнения росписи определяет ее внешний вид. Хохломская роспись делится на верховое и фоновое письмо.
Верховое письмо.
При «верховом» письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.
Типы орнамента:
- «травка» узор из крупных и мелких травинок;
- роспись «под листок» или «под ягодку»
- роспись «пряник» или «рыжик» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;Фоновое письмо.
При «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти.
Типы орнамента:
- «под фон»;
- «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Художественные росписи - богатая кладовая нашего народа, нашей истории, наших традиций. Изучая изделия русской промысловой старины, можно прочитать летопись нашей страны, многое узнать о духе мастера, орнамент и рисунки оставшихся предметов способны рассказать больше, чем печатные книги и устные предания. Вот почему так нужно и важно поддерживать и развивать наши промыслы, беречь их секреты, передавать из поколения в поколение тайны ремесел.
Сегодня от современного педагога требуется не только высокое мастерство, но сознательное творческое отношение к своей деятельности художника, глубокое проникновение в художественную культуру промысла, в котором он работает.
Список литературы.
1.Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2.Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010.
3.Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.
4.Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и переработанное – М.: АГАР, 2000
5.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002
Интернет ресурсы.
perunica.ru/tradicii/ (Мезенская роспись)
ru.wikipedia.org/wiki/ (Хохлома)
artorbita.ru/tipy_rospisi/ (Пермогорская Роспись)
paint.ucoz.ru (Городецкая роспись)
liveinternet.ru/users/agness214/. (Энциклопедия. Наина Величко) cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-1 ( Энциклопедия росписей)