Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ(ЗПР)
ПРОГРАММА Программа коррекционно-развивающей работы
по преодолению трудностей в обучении
для обучающихся с ОВЗ(ЗПР)
Контингент участников - учащиеся с ОВЗСрок реализации программы – 1 года
Количество часов в год – 68 ч.
Педагог, реализующий программу:Игнатова Инна Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………
Пояснительная записка…………………………………………………
Цели и задачи……………………………………………………………
Направления работы……………………………………………………
Планируемые результаты освоения учащимися адаптированных образовательных программ начального общего образования……….
Тематическое планирование……………………………………………
Аннотация
Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Программа носит практическую направленность и представляет комплексную помощь в развитии познавательной деятельности учащихся, имеющих трудности в обучении:
- обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
- способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
left0Цель программы: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, формирование личности школьника, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными как с ограниченными возможностями здоровья, так и иными причинами;
- создание положительной атмосферы в процессе совместной деятельности учителя и ребенка;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и неуспевающим с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), ориентация на «зону ближайшего развития»;
- опора на жизненный опыт учащихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, неуспевающим, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы «Преодоление трудностей в обучении» определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы;
- принцип доступности, последовательности и систематичности предполагает плавное и доступное для ученика наращивании сложности упражнений, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому;
- принцип индивидуального подхода полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого учащего в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.
-принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в развивающих занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у учащихся навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.
-принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на преодоление трудностей в усвоении основной ООП.
-принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.
- принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Направления работы
Программа включает в себя направления , которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;
консультативная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Диагностика
На данном этапе разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Учитель устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Направление Цель Форма Содержание Предполагаемый результат
Педагогическая коррекция Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения уроки и внеурочные занятия Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Школа России»
Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ. Освоение обучающимися Образовательной программы
Коррекционно-развивающие занятия включают в себя следующие направления:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);
развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
формирование учебной мотивации;
развитие личностной сферы.
Консультативная работа
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
- ознакомление с психолого-педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся;
- педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании;
проведение лекций по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.
Контингент участников программы: коррекционно-развивающие занятия
программы рассчитаны на помощь учащимся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Формы работы. Основной формой являются групповые занятия с учащимися.
Срок реализации программы: 1 год. Количество часов в год – 68 ч.
Периодичность коррекционных занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 60 минут
Ожидаемые результаты:
Формирование соответствующих возрасту общеинтелллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.д.) .
Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.
Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др.)
Календарно-тематическое планирование
В содержание каждого занятия входят: 1. Кинезиологический комплекс ( мозговая гимнастика).
2. Основная часть ( упражнения на развитие ВПФ и устранения пробелов в знаниях).
3. Графический диктант.
4. Итоги занятия.
Кол-во занятий Тематика
2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, творческого воображения, коммуникативных способностей.
2 развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
2 развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
2 Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности
1 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
2 развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.
2 развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей
2 развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.
2 развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.
2 развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи.
2 развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи ,мелкой моторики
2 развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.
2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики
2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.
3 развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти к внимания, речи, мелкой моторики
2 развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.
2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики
3 формирование графических умений и комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
2 Развитие мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи, мелкой моторики
2 развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки
3 развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования
2 развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности.
2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации
1 Развитие памяти (овладение мнемическими приемами запоминания) , мелкой моторики
2 Развитие воображения (решение задач поискового характера), мелкой моторики
2 Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах)
1 Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти)
2 Развитие воображения (развитие творческого воображения и конструкторского мышления)
2 Развитие мышления (владение навыками применения логических операций)
2 Коррекция речевого развития; мелкой моторики.
1 Развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности, речевого развития
3 Расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности
3 Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционно-развивающей работы используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.
Список литературы
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе». М: ТЦ Сфера,2005.
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. «Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.- М.:Первое сентября,2004.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.: Издательство «Ось-89»,2005.
Голубь В.Т. «Графические диктанты». –М.:ВАКО,2006.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.:АСТ;СПб.:ПРАЙМ –ЕВРОЗНАК,2008.
Матвеева Е.И. «Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст». М.:Эксмо, 2006.
Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей». М: ТЦ Сфера,2003.
Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками»- М., Центр педагогического образования, 2007.
Холодова О. «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей» (3-4 класс)- М.:Росткнига,2007.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. // Пособие для учителей. Владос., М. 2001
Шилова Т.А. Диагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Айрес- пресс, М. 2005
Языканова Е.В. «Программа «Учись учиться». Развивающие задания. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.
Электронные ресурсы:
http://testedu.ru/
http://pochemu4ka.ru
http://ped-kopilka.ru