СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ













СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ




ДИСЦИПЛИНА Безопасность жизнедеятельности




специальность 190103 Автомобиле и тракторостроение


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Тольятти, 2014г.



ОДОБРЕНО
Методической комиссией
ОПД и СД специальности
190103
Протокол №_____от «_________»20 г. Председатель ПЦК Середнева С.Ю.

Составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190103
Зав.отделением
__________________Краснов И.Г.
«_______»_________________20 г.



УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по НМР
__________________Луценко Т.Н.
«_______»__________________20 г.








Составитель.; Гизатулин Т.Г., Мазаев А.Н. преподаватели ГБОУ СПО ТМК





Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Название ОУ по Уставу по специальности СПО 190103 «автомобиле и тракторостроение» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение
4

Практическая работа 1. Подготовка данных, определение порядка использования инженерных сооружений для защиты населения от ЧС.
5

Практическая работа 2. Планирование и организационные вопросы эвакуационных мероприятий.
7

Практическая работа 3. Организация получения и использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) в чрезвычайных ситуациях.
9

Практическая работа 4. Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных работ и выполнения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
12

Практическая работа 5. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы.
15

Практическая работа 6. Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, в федеральных законах “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”.
17

Практическая работа 7. Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему.
19

Практическая работа 8.Сущность международного гуманитарного права и основные его источники.
21

Практическая работа 9. Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи.
23

Практическая работа 10. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в ЧС.
25





















Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам , правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы , Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы , ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине безопасность жизнедеятельности и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.


Желаем Вам успехов!!!



















Практическая работа 1
Тема практической работы: Подготовка данных определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций.

Цель работы:
- научиться определять порядок использование инженерных сооружений Гражданской обороны для защиты работающих и населения от чрезвычайной ситуации.

Пояснение к занятию:
Знание средств и способов защиты населения и работающего персонала, подготовка данных определения порядка использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшим условием спасения Вашей жизни и жизни многих людей.
В современных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального или военного происхождения будут использоваться различные способы защиты населения. Вероятно, основными из них являются укрытие населения в коллективных средствах защиты – инженерных защитных сооружениях.
Инженерные защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты людей от современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия, а также простейшие укрытия – щели (открытые и перекрытые).

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- предназначение инженерных сооружений Г.О.
-где расположены убежища и укрытия по месту вашей учебы, работы и жительства.
- классификацию инженерных сооружений их оборудование.
- порядок использования инженерных сооружений
уметь:
использовать инженерные сооружения, находящиеся на работе, учебе и по месту жительства.



Задание:
1. Дать предназначение инженерных сооружений Г.О.
2. Классификацию инженерных сооружений их оборудование.
3.Определить порядок использования инженерных сооружений для защиты населения, студентов и работающих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть ( ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите предназначение инженерных сооружений и классификацию.
2.Охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к убежищам и ПРУ.
3.Каковы порядок использования и требования к укрытым в убежище населению и работающим.

Литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
3.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.








Практическая работа 2
Тема практической работы: Планирование и организационные вопросы эвакуационных мероприятий

Цель работы:
- научиться планировать и организовывать эвакуацию работающих и населения при чрезвычайной ситуации.

Пояснение к занятию:
Под эвакомероприятиями необходимо понимать рассредоточение и эвакуацию населения из категорированных городов в загородную зону. Они организуются и проводятся в соответствии с планами ГО района (объекта) и указаниями органов ГОЧС района, города, области.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
-основные составляющие эвакомероприятий: рассредоточение и эвакуация.
- правила поведения населения и работающих при эвакуации
уметь:
-эвакуироваться в составе учебной группы, курса, техникума.

Задание:
1. Дать предназначение эвакомероприятий
2. Охарактеризовать СЭП, ПЭП, ППЭ.
3.Определить план и организацию эвакуации студентов и работающих при чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.


Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть ( ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите понятия рассредоточение и эвакуация.
2.Охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к эвакуируемым.
3.Особенности эвакуации населения в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время

Литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
3.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.





















Практическая работа 3

Тема практической работы: Организация получения и использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) в чрезвычайных ситуациях.

Цель работы:
-научиться получать и использовать СИЗ в чрезвычайных ситуациях
-научиться определять порядок использование средств индивидуальной защиты Гражданской обороны для защиты студентов, работающих и населения в чрезвычайной ситуации.

Пояснение к занятию:
Знание средств и способов защиты населения и работающего персонала, получение и использование средств индивидуальной защиты для безопасности населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшим условием спасения Вашей жизни и жизни родных, близких и многих людей.
В современных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального или военного происхождения будут использоваться различные способы защиты населения. Вероятно, основными из них являются средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства защиты кожи, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8), ,аптечка индивидуальная (АИ-2).
Современные средства индивидуальной защиты предназначены для защиты людей от современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного происхождения. Они подразделяются:
-средства защиты органов дыхания
-средства защиты кожи
-специальные средства защиты.
-подручные средства защиты.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- предназначение и основные свойства противогаза, респиратора, противопыльной тканевой маски ПТМ-1, ватно-марлевой повязки.
-предназначение и основные защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК), легкого защитного костюма (Л-1), защитного комбинезона, защитной фильтрующей одежды.
- порядок получения и использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях
уметь:
использовать средства индивидуальной защиты находящиеся на работе, учебе и по месту жительства в возможной чрезвычайной ситуации.

Задание:
1. Дать предназначение средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
2. Классификацировать и охарактеризовать СИЗ органов дыхания и кожи.
3.Определить порядок получения и использования СИЗ для защиты населения, обучающихся и работающих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение.
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение


Контрольные вопросы:
1.Определите предназначение СИЗ и их классификацию.
2.Охарактеризуйте основные показатели и технические характеристики средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
3.Каковы порядок использования и требования к средствам индивидуальной защиты населения, студентов и работающих.





Литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
3.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
























Практическая работа 4

Тема практической работы: Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных работ и выполнения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель работы:
-приобрести навыки планирования и организации аварийно-спасательных работ.
- научиться определять порядок выполнения неотложных работ для защиты работающих и населения от чрезвычайной ситуации.

Пояснение к занятию:
Знание средств и способов защиты населения и работающего персонала, планирования и организации аварийно-спасательных работ подготовка данных определения порядка выполнения неотложных работ для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций является важнейшим условием спасения Вашей жизни и жизни близких и родных людей.
В современных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального или военного происхождения будут использоваться различные способы защиты населения. Вероятно, основными из них являются укрытие населения в коллективных средствах защиты – инженерных защитных сооружениях, эвакуация, а также использование СИЗ.

Основные мероприятия по защите населения в условиях ЧС необходимо выделить в несколько групп:
1-я группа – предупредительные мероприятия;
2-я группа- защитные мероприятия;
3-я группа – аварийно - восстановительные работы и выполнение неотложных мероприятий по:
-локализации опасности;
- устранению аварий и повреждений на сетях и линиях ЖКХ и производственных коммуникациях;
- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;
- организация работ по санитарной очистке и обеззараживанию территории.



В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- предназначение аварийно- спасательных работ.
-действий в зоне ЧС.
- порядок неотложных работ при ликвидации ЧС.
уметь:
- действовать в условиях пожара;
- действовать в зоне техногенных ЧС;
- действовать при стихийных бедствиях.

Задание:
1. Дать характеристику аварийно-спасательных работ в условиях ЧС.
2. Действия в при спасении людей в условиях ЧС
3.Определить порядок неотложных работ при ликвидации ЧС, для защиты населения, студентов и работающих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть ( ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите предназначение и организацию аварийно-спасательных работ и классификацию.
2.Охарактеризуйте основные требования к выполнению неотложных работ при ликвидации ЧС.
3. Порядок действий при пожаре.

Литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия./ Авт.-сост. С. В. Петров. – М.: - Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.-128с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5.Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения.- М.: Воениздат, 2007. – 55с.


























Практическая работа 5

Тема практической работы: Изучить виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы.

Цель работы:
- научиться определять виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
-научиться различать военнослужащих различных родов войск ВС РФ.

Пояснение к занятию:
Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооруженных сил, рода войск и специальные войска.
Вооруженные Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- виды и рода войск ВС РФ.
- знаки различия военнослужащих.
- порядок и особенности прохождения военной службы в РВСН, ВВС, ВМФ. СВ, Спец. войска, Войска тыла.
уметь:
-различать виды и рода войск.
- различать военнослужащих различных родов войск.
-обращаться к старшим по званию.


Задание:
1. Дать характеристику видам и родам войск ВС РФ,
2. Предназначение, вооружение, боевая техника родов войск.
3.Порядок и особенности прохождения военной службы в различных родах войск.



Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите виды и рода войск ВС РФ и их предназначение.
2.Охарактеризуйте знаки различия военнослужащих.
3.Назовите основные виды боевой техники, вооружение и предназначение.
4.Особенности прохождения военной службы в ВВС, ВМФ. СВ, РВСН, Войсках тыла.

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.









Практическая работа 6

Тема практической работы: Определить правовую основу военной службы в Конституции РФ, в федеральных законах « Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».

Цель работы:
- научиться определять правовую основу военной службы на основе законов РФ.

Пояснение к занятию:
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает:
Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
Прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
Военное обучение в период военного положения и в военное время.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- Конституцию Р Ф.
- Законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».
- порядок и особенности прохождения военной службы, воинский учет, запас Вооруженных Сил.
уметь:
-различать права и обязанности военнослужащих.
- различать воинские обязанности на основе законов РФ.

Задание:
1. Дать характеристику Конституции РФ о Вооруженных Силах Р Ф,
2. Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету.
3.Порядок и особенности прохождения военной службы. Запас Вооруженных Сил.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите виды и рода войск ВС РФ и их предназначение.
2.Охарактеризуйте знаки различия военнослужащих.
3.Назовите основные виды боевой техники, вооружение и предназначение.
4.Особенности прохождения военной службы в ВВС, ВМФ. СВ, РВСН, Войсках тыла.

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5. Конституция РФ.
6.Закон РФ «Об обороне».
7.Закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»




Практическая работа 7

Тема практической работы: Изучить права и свободы военнослужащего, статус военнослужащего и обязанности. Льготы, предоставляемые военнослужащему.

Цель работы:
- научиться определять права и свободы военнослужащего.
- научиться определять льготы, предоставляемые военнослужащему.

Пояснение к занятию:
Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах РФ предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, построенное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины. Основная задача военной службы – постоянная целенаправленная подготовка к военной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности РФ.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- Законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» , Конституцию Р Ф.
- права и свободы военнослужащего, льготы, порядок и особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ.
уметь:
-различать права, свободы и обязанности военнослужащих.
- различать воинские льготы на основе законов РФ.

Задание:
1. Дать характеристику Конституции РФ о Вооруженных Силах Р Ф,
2. Определите права военнослужащего и свободы.
3.Определите льготы предоставляемые военнослужащему.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите права и свободы военнослужащего.
2.Охарактеризуйте льготы военнослужащих.
3.Назовите отличие прав и свобод военнослужащих от прав и свобод граждан РФ.

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5. Конституция РФ.
6.Закон РФ «Об обороне».
7.Закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»








Практическая работа 8

Тема практической работы: Изучить сущность международного гуманитарного права и основные его положения и источники.

Цель работы:
- научиться определять сущность международного гуманитарного права и основные его источники.

Пояснение к занятию:
Международное право – это совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государственных различных областях (экономической, культурной, военной и др.) соблюдение которых обеспечивается добровольно в случаи необходимости индивидуальным или коллективным принуждением. Эти нормы и принципы закреплены в международных договорах, соглашениях и конвенциях, являющихся источниками международного права. При этом регулирования международного права являются отношения между государствами, среди которых большое место имеют отношения в военной области. Основными источниками международного права являются Гаагская конвенция, Женевская конвенция.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- основные международные пакты и конвенции по гуманитарному праву
уметь:
-различать права, свободы и обязанности военнослужащих во время боевых действий.
- различать права военнопленных.


Задание:
1. Дать характеристику документов ООН по международному гуманитарному праву.
2. Определите права военнослужащего.
3.Определите права предоставляемые военнослужащему оказавшемуся в плену.



Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите права военнослужащего в основных документах ООН.
2.Охарактеризуйте права военнослужащих попавших в плен.

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5. Конституция РФ.
6.Закон РФ «Об обороне».
7.Закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»









Практическая работа 9

Тема практической работы: Изучить правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи.

Цель работы:
- научиться определять правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи.
- научиться определять учебные заведения МО РФ.

Пояснение к занятию:
Прием граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования проводится по правилам, введенным в действие приказом министра обороны 1989 г. №90, с учетом последующих изменений.
Ввузы принимаются граждане РФ, имеющее среднее(полное) общее или среднее профессиональное образование:
Не проходившие военную службу – в возрасте от 16 до 22 лет;
Проходящие или прошедшие военную службу – до достижения ими возраста до 24 лет включительно.
Абитуриенты, поступающие в Военные университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы).

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- основные учебные заведения МО РФ.
-правила приема и условия обучения в ВУЗах Министерства Обороны
уметь:
- собрать пакет документов для поступления в ВУЗы МО.
-различать права, свободы и обязанности военнослужащих во время учебы

Задание:
1. Дать характеристику военных учебных заведений МО.
2. Определите условия приема в ВУЗы МО РФ
3.Определите права и льготы предоставляемые курсанту во время обучения.

Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1.Определите правила приема в военные учебные заведения.
2.Охарактеризуйте условия обучения.
3. Определите основные требования к здоровью кандидатов для обучения

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5. Конституция РФ.
6.Закон РФ «Об обороне».
7.Закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»







Практическая работа 10

Тема практической работы: Изучить приемы оказания первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшему в ЧС.

Цель работы:
- научиться основным приемам оказания ПМП (доврачебную) пострадавшим в ЧС.
-научиться останавливать кровотечение, делать перевязку ран.

Пояснение к занятию:
Первая помощь – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.
Первая помощь предупреждает такие ослажнения, как шок, кровотечения, развития инфекции, дополнительные смещения отломков костей и травмировании крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

В результате выполнения практической работы студент должен:
знать:
- основные приемы оказания ПМП при ранениях в ЧС
-правила наложения жгута и повязки.
уметь:
- остановить кровотечение.
-наложить жгут, перевязать кисть, локтевой сустав, голову в виде чепца

Задание:
1. Дать характеристику кровотечений и ран.
2. Определите условия наложения жгута.
3. Перевяжите кисть, локоть, голову в виде чепца.





Содержание отчета:
Отчет о проделанной работе выполняется в письменной форме и должен содержать следующие разделы:
-введение
-основная часть (ответы на контрольные вопросы)
-заключение

Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику кровотечений и ран.
2. Каковы условия и время наложения жгута.
3. Основные правила наложения повязки на кисть, локоть, голову в виде чепца.
4.Назовите основные требования к транспортировке пострадавшего в ЧС в медицинское учреждение.

Литература:
1.Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев М.:2002.-240с.
2. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие /А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа. – 2004. – 240с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ.сред. учеб. заведений/ Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.-176с.
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/ С.В.Белов, В.А.Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высш. шк.,2002. – 357с.
4.Гражданская оборона. под ред.Е.П. Шубина. – 1991. – 223с.
5. Конституция РФ.
6.Закон РФ «Об обороне».
7.Закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»














13PAGE 15


13PAGE 141715




2 Эмблема(прозр фон)15