Конкурс методических разработок в рамках номинации «По страницам Великой Отечественной войны 1941-1945 «Они ковали Победу» час Мужества для учащихся 5-9классов годов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Мякиши Верхошижемского района Кировской области.
«Они ковали Победу»
(час Мужества для учащихся 5-9классов)
Конкурс методических разработок в рамках номинации
«По страницам Великой Отечественной войны 1941-1945
годов»
Разработали:
Новокшонова Нина
Геннадьевна, учитель
истории и обществознания.
Королькова Любовь
Николаевна, учитель
русского языка и
литературы.
Мякиши
2015
«Они ковали Победу»
час Мужества для учащихся 5-9классов)
Цель:
-формирование у учащихся таких духовных понятий, как любовь к Родине, к народу, гордость за свои истоки через воспитание чувства сопричастности к судьбе народа;
- формирование гражданско-патриотической позиции подростка путем его активного приобщения к общечеловеческим ценностям и нравственным нормам;
-воспитание уважения к чести и достоинству человека, создание условий для определения нравственного идеала
Звучит аудиозапись вальса «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского) 1 куплет с припевом
1 учитель:
Память Она имеет свое начало, но не имеет конца. 9 мая 2015 года мы снова будем отмечать День Победы. 70 лет прошло с того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, а родные все хранят фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их сыновьям, дочерям, внукам, которые стали взрослее своих отцов и дедов.
Память – это первый день мира. В этот день бойцы стреляли в воздух не от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим, первый салют Победы. Это день улыбок, когда многие падали на майскую траву, смеясь и плача, бросая на землю каску, и падали в нее не пули, а слезы солдата, а он смотрел на землю и делал потрясающие открытия, что она зеленая, а не черная, как в воронке от мины.
Был сорок первый? Был.
Но только был.
А есть и вечно будет только сорок пятый!
Звучит аудиозапись песни «Священная война» (Муз. А.Александрова, ст. Лебедева – Кумача).1 куплет и припев
2 учитель:
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно нарушила пакт о ненападении и вторглась в пределы нашей страны.
Ученик читает стих. И. Эренбурга «Мяли танки теплые хлеба».
Мяли танки теплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга.
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли.
2 учитель:
В это грозное время народы нашей страны сплотились в единую силу и приложили героические усилия, чтобы организовать отпор врагу, укрепить армию, перестроить экономику на военный лад, превратить страну в военный лагерь.
Общее горе было у всех. И у тех, кто ушел на фронт, сражался геройски и погибал во имя спасения Родины от порабощения, и у тех, кто остался дома и трудился от зари до зари, беспокоясь за судьбу своих родных и близких.
От жителей Верхошижемского района война потребовала огромного напряжения сил и самопожертвования. Под ружье встало около 9 тысяч верхошижемцев, 4836 из них полегли на полях сражений или пропали без вести.
Отправляли на фронт своих мужей и женщины из Мякишинского сельского округа.
В 1941 году проводила на войну мужа Ускова Анна Павловна (это прабабушка Тани Усковой). Презентация 1, 1 слайд. Вскоре получила от него письмо, сложенное треугольником. Вот это письмо. Презентация 1, 2 слайд. В нем Григорий Евдокимович сообщал, что письмо жене отправил 12 июля утром. Муж интересовался, как они живут, кого еще из мужчин отправили на войну, что надеется на скорую встречу.
Это было единственное письмо, полученное от мужа. А в октябре 1941 года пришла похоронка. Из нее узнала вдова, что муж был ранен, лежал в госпитале. А когда после лечения возвращался в отпуск домой, на одной из станций их поезд разбомбили. Презентация 1, 3- 4 слайды. Вот и осталась Анна Павловна с маленьким сыном на руках, который родился, когда отец уже был на войне. Замуж вдова так и не вышла. Уже почти 70 лет она бережно хранит пожелтевший треугольник – письмо мужа, написанное карандашом. Не меркнут строки, не стирается карандаш, как будто письмо хранит вечную память о любимом муже.
Такие письма – треугольники с фронта с нетерпением ждали в каждой семье. Но часто приходили и похоронки.
Звучит песня «Соловьи» (тихо), одновременно с рассказом 1куплет и припев.
В боях за родину в 1941-1945 годах погибло 529 воинов из Мякишинского сельского округа. Немногим воинам – мякишинцам посчастливилось вернуться живыми с той страшной войны. Многих сейчас уже нет в живых: умерли от ран, болезней.
В настоящее время в Мякишах нет в живых участников Великой Отечественной войны. Но их воспоминания мы бережно храним в школьном музее, в альбомах юнкоровцев.
Вот что рассказала нам Екатерина Митрофановна Мальцева.
Презентация 1, 5 слайд.
Рассказ ученика «Отважная связистка».
На войне были и девушки, испытывая страх и риск, неся тяжелую ношу солдата. Екатерине Митрофановне в 1944 году вручили повестку на войну.
Звучит песня «В землянке» 1 куплет и припев (тихо, во время рассказа)
Прибыло в Яланские лагеря 200 человек. Сводили в баню, дали солдатскую форму: ботинки и обмотки, вместо чулок. Отсюда направили в город Кандалагша на курсы связистов. Учились три месяца. И вот Карельский фронт. Жили в землянках. Каждый штаб находился на расстоянии одного километра друг от друга. Между ними и была Екатерина Митрофановна рассыльным телеграмм и донесений. Затем направили на третий Украинский фронт в 384 стрелковый полк, 4 роту. Полк стоял в Румынии. Затем пошли на Венгрию. Связь шла позади полка. Были частые бомбежки. Подошли к городу Вена и попали в окружение, где находились 2 ночи. Утром немцев отогнали и освободили бойцов. Вышли из окружения, и наступление продолжалось. Домой отправили уже из Болгарии. Добирались 3 месяца. 20 сентября 1945 года они приехали домой.
В 1948 году вышла замуж, вместе с мужем воспитали восьмерых детей, которые сейчас заботятся о ней.
Екатерина Митрофановна – отважная связистка, она честно выполнила свой воинский долг.
1 учитель:
Для фашистской Германии миллионы человеческих жизней ничего не стоили, они хотели обречь на медленную смерть как можно больше людей, взять Ленинград в кольцо блокады. 900 дней и ночей длилась эта блокада. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.
«125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам».
Это крошечный, почти невесомый ломтик в сутки. Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали молодые и старые, женщины и дети. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал от голода и больше не поднимался. В квартире ложился спать – и умирал. Рабочие умирали у станков. Чтобы спасти от голодной смерти детей, их эвакуировали из города.
Уже в начале июля 1941 года в Верхошижемский район стали прибывать эвакуированные из Ленинграда дети. Их было более 600. А разместили их в деревянных зданиях школ: в Верхошижемье, Илгани, Косине, Среднеивкине.
Наш район принимал не только детей, но и взрослых. На 1 января 1942 года в деревнях и селах района проживали 2438 эвакуированных. Все они были обеспечены теплой одеждой, работой, а детям были созданы условия для учебы.
Юнкоры школы узнали, что наша бывшая учительница математики Морозова Надежда Кузьминична тоже учила ленинградских детей. Презентация 1, 6 слайд. Сейчас, к сожалению, ее уже нет в живых, но ее воспоминания хранятся в музее школы.
Рассказ ученицы «Дети блокадного Ленинграда»
18летней девчонкой в военном 1942 году после окончания Советского педучилища приехала Надежда Кузьминична в Коссинскую среднюю школу учить детей. В это же время в Косино привезли детей из Ленинградского детского дома и разместили в старой деревянной школе. Директором детского дома тогда работал Петр Иванович Макаров. Голодным, полураздетым детям трудно давалась учеба. В школе было холодно, занимались в пальто. А у ребят из детского дома не было даже валенок. Сидели на уроках в сандалиях. Тетрадей не было, писали на газетах, книгах. Электричества и керосина тоже не было. Вместе с детдомовскими учились и местные ребятишки.
А в 1944 году детский дом из Косина был переведен в Верхолипово. И Надежда Кузьминична тоже переехала туда. Директором Верхолиповского детского дома тогда работала эвакуированная из Ленинграда Наталья Сергеевна Слатвинская. Она сумела сплотить детей, наладить дисциплину. Больше проводилось вечеров отдыха, ребята стали лучше учиться.
А местное население помогало продуктами питания, одеждой. В Верхолиповском детском доме было свое подсобное хозяйство, лошадь. Бык. Ребята пахали, сажали картофель. Воспитатели с группой детей на лошади ездили по деревням, собирали продукты для детского дома. Население давало для детей хлеб, картошку, молоко, хотя само жило очень бедно. К концу войны получше стало с питанием, одеждой: девочкам из детдома приобрели нарядные платья, а мальчикам – костюмы. Учителя и воспитатели делали все, чтобы дети из детского дома хотя бы на время забыли бомбежки и грохот, войну и смерть. А ведь многие их них уже были сиротами. И наша верхошижемская земля стала их второй родиной, спасла их от голода и смерти. Причастны к этому учителя, воспитатели и все население, отдавшие детям последнюю краюшку хлеба, согревая их теплом своих сердец, лаской и заботой.
Ученица:
В районном краеведческом музее хранятся письма воспитанников детского дома. Вот строчки из письма Лиды Евдокимовой:
«Я с любовью вспоминаю о годах, проведенных в Верхолиповском детском доме. Помню, крапиву собирали для супа. Вот однажды нам привезли теплый ржаной хлеб и дали всем по кусочку. Тогда был очень вкусный хлеб. Жили очень весело, на мой взгляд. Свой огород был, клумбы с цветами. Мы вышивали крестиком, гладью, вязали кружева. А еще помню, какие красивые платья нам привезли, а туфли мне достались самые красивые – красные. Меня не обижали, наверно, потому, что я и пела, и плясала. А еще меня дразнили «ягодка малинова». В 1955 году я уехала на целину по комсомольской путевке. А сын у меня самый настоящий целиненок».
Письмо датировано 11-м апреля 1998 года.
Читая это письмо, слушая рассказ Надежды Кузьминичны Морозовой, мы думали о том, чтобы голод Ленинграда не коснулся больше никого своей блокадной рукой. Ведь миллионы людей погибли, чтобы на земле был мир. И мы помнили о них. Помним о защитниках Ленинграда.
2 учитель: 12 января 1943 года после тщательной подготовки 67 армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. 27 января 1944 года блокада Ленинграда полностью была снята. В боях за город на Неве сражались и мякишинцы. Это Лобанов Павел Тимофеевич и Корольков Филипп Матвеевич. Их, к сожалению, уже нет в живых. Но о них помнят их дети, внуки. О том, как воевал Корольков Филипп Матвеевич, мы попросили рассказать его дочь, Лидию Филипповну. Презентация 1, 7 слайд.
Рассказ Новиковой Лидии Филипповны (показ медалей отца).
1 учитель:
Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Всем чем могли труженики села приближали день Победы. Оставшиеся в тылу женщины, старики и подростки трудились по 14 – 16 часов в сутки. Из Верхошижемского района за 4 года войны было поставлено в фонд обороны 30520 тонн хлеба, 2056 тонн мяса, 45 тысяч тонн молока, 10997 тонн картофеля, 992 тысячи штук яиц, 222,6 центнеров шерсти, 64,2 центнера льносемян.
За этими цифрами – изнурительный труд женщин, детей. О том, как трудились жители Мякишинского сельского округа во время войны учащиеся краеведческого кружка «Поиск» собрали материал.
«Дети войны» - это: Трушкова Анна Григорьевна
Хлыбова Валентина Павловна
Лузянина Валентина Павловна.
Вот несколько слов о жизни в военное время Трушковой Анны Григорьевны.
Родилась 16 декабря 1926 года в деревне Беляки Верхошижемского района Кировской области.
В семье было 9 человек, из них 7 детей, родившихся до войны. В колхозе Анна Григорьевна начала работать с 10 лет. Выполняла различную работу: пасла телят, полола овес на колхозном поле, осенью рвала лен, расстилала его, собирала снова в снопы. Весной приходилось боронить на лошадях засеянное овсом поле. Овес сеяли рано в сырую землю или на сыром поле. Ноги вязли в землю, на обувь налипала сырая земля, за лошадью еле-еле успевала, часто плакала от усталости.
Когда исполнилось 15 лет, Анну Григорьевну отправили на лесозаготовки около д. Хазы. Валили лес ручной пилой с декабря по март. Работали в снегу по пояс одни женщины, даже лошадьми управляли тоже женщины. Бревно длиной 6,5 метров надо закатить на сани, и лошадь везла его к реке, где складывали в бурт, чтобы весной отправить по реке.
Жили на квартире в Хазах, одежду сушили на печи. Еду варили сами, в чугунках ставили в печь. Мяса не было, варили все из картошки, да и ее было мало. Все необходимое для работы в лесу и питания брали из дома. Обувались в лапти с обмотками. За сезон работы несколько пар лаптей изнашивали. Домой не отпускали, убегали тайно ночью, чтобы вымыться, а мылись в печи. Утром опять обратно шли.
Ели очень плохо. Мука была из кисленки, пестов.
Однажды продали телочку из хозяйства и сходили в Советск с мамой пешком, купили муки 4 пуда. Вот мама и примешивала эту муку помаленьку к кисленке, и из этого пекли хлеб. Самое лакомство было для ребят, когда мама давала муки по две ложечки каждому в чашку и из самовара заваривала кипятком, получалась заваруха, но ее ели не каждый день.
Очень трудная была жизнь.
2 учитель:
Великая Отечественная война 1941-1945 годов прошла через судьбы тех, кто воевал, тех, кто работал в тылу. И нет семьи в России, где бы не потеряли дедушку, отца, мужа, брата, сестру. Все вынесли люди ради победы. Сегодня мы говорим о том, какой большой вклад в Победу внесли жители Верхошижемского района а также Мякишинского сельского округа. Более 800 верхошижемцев награждены орденами и медалями, а 3 наших земляка – орденом Александра Невского.
Звучит музыка «День Победы» 1 куплет и припев
Учащиеся читают стихотворение А.Твардовского «Прошла война».
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть
А счастье – не в забвенье.
Время идет. Отодвинулась в прошлое война, но жива в сердцах память о тех, кто был ее участником.
Это наши герои – фронтовики, это труженики тыла, которые пахали, стояли у станков, это дети войны, работавшие наравне со взрослыми. Все трудности они преодолели ради победы, чтобы мы сегодня могли учиться, счастливо жить под мирным небом. Как хорошо на свете без войны!
Песня учащихся «Большой хоровод»
Заголовок 115Основной текст 3Основной текстОсновной текст 2Times New RomanAВнеклассное мероприятие в среднем звене «Все вынесли ради победы»