Конкурсная работа Всероссийского конкурса методических пособий Растим патриотов России номинации Ценности, которым цены
-289721697424Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
заместитель директора по ВР МБОУ «ЗСОШ №2»
Наталья Владимировна Иванова
«В авангарде патриотических дел»
номинация «Ценности, которым нет цены»
Заинск 2014
Иванова Наталья Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
Аннотация
Настоящее методическое пособие подготовлено по материалам анализа деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Заинского муниципального района Республики Татарстан по гражданскому и патриотическому воспитанию, который показал, что воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Именно это отражает наиболее успешный опыт патриотической работы. Изложены конкретные успешные технологии деятельности школы по патриотическому воспитанию и профилактике экстремизма в образовательной среде. Рассмотрены методы, формы, технологии, практики и уровни социального партнерства школы, приведены примеры.
Воспитательный процесс рассматривается педагогическим коллективом МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа№2» как процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей: воспитание семьянина; ученика; члена детского сообщества; жителя г.Заинска; воспитание гражданина в соответствии с воспитательной темой школы «Воспитание как целенаправленный процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей».
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию школьников решаются следующие задачи:
1.Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2.Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3.Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4.Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Результатом работы школы является развитие нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Содержание
Введение
Патриотическое и гражданское воспитание в школе: постановка проблемы
Опыт работы школы по гражданскому и патриотическому воспитанию
Заключение
Введение
Организация патриотического воспитания обучающихся является неотъемлемой и важной частью политики каждого государства. Приоритетной задачей нашего государства является создание таких условий для работы и самореализации современной молодежи, в которых она могли бы реализовать свой потенциал, возможности, новаторские и инновационные идеи на благо страны.
Актуальность развития системы патриотического воспитания в России сегодня связывают с ростом экстремизма в молодежной среде, поскольку чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни, но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм и другие проявления экстремистской направленности.
Воспитательный процесс рассматривается педагогическим коллективом МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа№2» как процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей: воспитание семьянина; ученика; члена детского сообщества; жителя г.Заинска; воспитание гражданина в соответствии с воспитательной темой школы «Воспитание как целенаправленный процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей».
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию школьников решаются следующие задачи:
1.Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2.Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3.Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4.Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
В школе разработаны программы «Я – гражданин», «Семья и школа», «Образование и здоровье школьников» с учетом методических рекомендаций по воспитательной работе. Программы определяют содержание и основные пути развития системы нравственно-патриотического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлены на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Организация воспитывающей деятельности по патриотическому воспитанию на уроке осуществляется через формирование познавательного интереса, адаптации учащихся к современным условиям жизни, индивидуального подхода в обучении гражданина – патриота. Средствами реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся является деятельность педагогов по ознакомлению обучающихся с историей и элементами государственных символов России, Татарстана, их популяризация, воспитание уважительного к ним отношения.
Творчески работающие классные руководители разрабатывают авторские или адаптивные программы воспитания и проекты воспитательных систем класса, рассчитанные на несколько лет. Темы воспитательных программ самые разнообразные:
«Путь к успеху»
«Твори добро!»
«Выпускник XXI века - поликультурная личность»
«Я – гражданин»
«Наше творчество»
«Национальная и духовная культура»
«Будущие лидеры Татарстана»
«Культура этикета»
«Зажги свою звезду!»
«Воспитание Человека, Гражданина, Патриота»
Во внеклассной работе, в системе дополнительного образования формируется благодаря развитию творческих способностей, организации досуга, воспитанию самосознания гражданина-патриота.
Формы патриотической работы по направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание
уроки Мужества;
уроки по профилактике терроризма и экстремизма;
участие в мероприятиях, конкурсах, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной;
Парламентские уроки;
уроки по изучению изучение гимнов, символики РФ и РТ;
участие в мероприятиях, посвященных Дню города;
месячник нравственно-патриотической и физкультурно-спортивной работы;
дни Воинской Славы;
вахта памяти у памятника Воина-освободителя (9 мая);
участие в ежегодном городском параде и театральных постановках в День Победы;
деятельность военно-патриотического клуба «Память».
Духовно-нравственное воспитание
занятия кружков художественно-эстетического направления (вокальный кружок, клуб «Творческий поиск»);
уроки нравственности, классные часы на нравственно-патриотическую тематику;
неделя: театр и дети;
фольклорные праздники, клубы выходного дня;
участие в Всероссийской акции «Весенняя неделя добра»;
экскурсии.
Воспитание на культурных традициях народа
работа школьного краеведческого музея;
организация и проведение классных часов «Дружба народов»;
изучение обычаев, традиций, праздников своего народа
Формирование правовых знаний
уроки обществознания, экономики, права;
мероприятия антикоррупционной направленности;
изучение правил поведения в школе и общественных местах;
школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
встречи с представителями суда и прокуратуры;
общешкольные мероприятия;
работа Совета общественности;
деятельность отряда профилактики «РОССИ-Я»;
деятельность отряда «Форпост».
Военно-спортивное
уроки физической культуры, ОБЖ;
занятия спортивных секций;
спортивно-развлекательные соревнования, посвященные Дню защитников Отечества («А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир», «Где вы, храбрые мальчишки?!»;
игра «Зарница»;
реализация программ физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне».
Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности
внеклассная работа по ОБЖ;
участие в районных соревнованиях по спортивному ориентированию;
участие в районной спартакиаде школьников;
проведение общешкольного Дня защиты детей;
участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»;
деятельность отряда ЮИД
Результатом работы школы является развитие нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое и гражданское воспитание в школе: постановка проблемы
"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…»
В.В. Путин
В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр негативных позиций исторического прошлого нашей Родины. У многих молодых людей формируется не совсем объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи в стране, вообще, и в нашей школе, в частности, вновь стала первостепенной.
К числу негативных факторов, сформировавших целое поколение бездуховных людей, относятся:
резкое падение уровня благосостояния людей;
развитие «национального патриотизма», способствующего межнациональным конфликтам и войнам;
разрушение старой системы воспитания, дегероизация страны и образование идеологического вакуума;
продуманное и целенаправленное разложение детей и молодежи с помощью алкоголя, наркотиков, ранней проституции, грубого насилия;
информационный терроризм средств массовой информации.
Таким образом, суть проблемы состоит:
в несформированности у молодых горожан таких непреходящих общечеловеческих ценностей, как любовь к своей семье, к своему городу, к своей Родине, к соотечественникам, к самому себе, к истории и культуре своего народа;
в недостатке внутренней культуры, составляющей нравственную основу личности ребенка;
в отсутствии уважения к старшему поколению защитников Отечества и ответственности за свои поступки;
в слабом проявлении патриотизма как важнейшего духовного достояния личности
Справка: Заинская средняя общеобразовательная школа №2 расположена в социально-нестабильном микрорайоне (пять общежитий). Нельзя переложить проблемы воспитания только на семью, так как большая часть родителей не обладают достаточным уровнем образованности и в наше сложное время очень заняты добыванием средств к существованию. В этих условиях школа сегодня, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.
В 2013-2014 учебном году в нашей школе обучалось 514 детей из 473 семей, из них:
полных семей – 371, в них детей–536;
многодетных – 33 семьи, в них детей– 109;
малообеспеченных– 34 семьи, в них детей–56;
неполных(воспитываются одним родителем)-102 семьи, в них детей–147;
неблагополучные -16 семей;
семьи, в которых дети-инвалиды–3;
приёмные семьи – 9, в них детей–11;
учащиеся, состоящие на учёте в КДН и ПДН-4;
учащиеся, состоящие на ВШУ -7
Социальные категории семей:
По условиям проживания:
В частном доме – 65 семей = 13,7%
Отдельная квартира – 251 семей = 53%
Общежитие, коммунальное жилье – 92 семьи = 19,4 %
Съемное жилье – 65 семей = 13,7 %
(т.е. более 30% семей живут в общежитиях или снимают жилье, более 70 % наших учащихся - из семей социального риска)./
Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Личностно-ориентированная направленность работы в совокупности с доказательством того, что быть нравственным человеком, патриотом и гражданином выгодно, что ты нужен городу, Республике, является гарантией успешного решения проблемы патриотического воспитания учащихся.
Модель выпускника начальной школы:
Духовно – нравственная ступень развития
обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине;
доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, уважительное отношение к представителям других наций и народностей.
Познавательная ступень развития
стремление к расширению кругозора;
познавательный интерес к окружающему миру, истории и культуре своей Родины;
знания, умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике ученика и требованиям учебных стандартов.
Коммуникативная ступень развития
умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками;
умение управлять своим поведением и чувствами, владение основными навыками этикета;
соотнесение своих поступков с социально – ценностными нормами.
Эстетическая ступень развития
умение видеть и понимать красоту окружающего мира, стремление беречь, защищать природу;
приобщение к миру искусства края, знание творчества родных поэтов, писателе, художников.
Трудовая ступень развития
желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям;
наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи.
Физическая ступень развития
желание укреплять своё здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены;
знание народных игр и умение их организовывать.
Модель выпускника основной школы:
Духовно – нравственная ступень развития
осознанная любовь к людям, к родному дому, матери, семье, близким;
чуткость, тактичность, уважение к своей родине России;
осмысление понятий: честь, долг, целеустремлённость, гражданственность;
социальная активность, нравственная убеждённость.
Познавательная ступень развития
знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям школьника, в том числе знание о России и регионе;
знание широкого спектра профессиональной деятельности человека, культура мышления.
Коммуникативная ступень развития
умение критически осмысливать свои поступки, анализировать отношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс;
управление своим поведением;
способность поддерживать эмоционально – устойчивое поведение в жизненных ситуациях.
Эстетическая ступень развития
потребность в чтение классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность;
стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
Трудовая ступень развития
умение работать в коллективе;
бережное отношение к имуществу;
умение применять трудовые знания на практике;
сформированность чувства долга, ответственности, способности к адекватной оценке своих возможностей
Физическая ступень развития
осознанная потребность укрепление своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни;
знание основ народной медицины, желание заниматься в различных спортивных секциях.
Модель выпускника средней школы
Духовно – нравственная ступень развития
осознанная гражданская позиция;
чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину;
гуманистическое отношение к другим народам и человечеству;
преобладание духовно – нравственных приоритетов над материальными.
Познавательная ступень развития
развитый интеллект, культура ума, научное миропонимание, творческое мышление;
сформированность мотивов и познавательных интересов, потребность в продолжение образования и самообразования.
Коммуникативная ступень развития
умение выполнять роль в коллективе, устанавливать контакты, уважать иные вкусы, привычки , обычаи;
высокая социальная адаптированность.
Эстетическая ступень развития
потребность вносить прекрасное в учебную, трудовую, досуговую деятельность, в отношения с окружающими людьми;
овладение основами мировой культуры, знание достижений художественного творчества России и Татарстана.
Трудовая ступень развития
осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение;
готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе;
способность к конструктивной, научной организации труда;
критичность, оптимизм, мобильность.
Физическая ступень развития
готовность вести здоровый, физически активный образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью;
умение использовать в жизни национальные традиции здоровья;
стремление к достижению личных спортивных результатов.
Быть патриотом – важно для любого человека, обретшего в патриотизме некий жизненный стержень, ориентир, внутренний вектор, направляющий позитивную активность. Осознание своей причастности к делам и заботам отечества рождает энергию, желание действовать на общее благо.
Опыт работы школы по гражданскому и патриотическому воспитанию
Основой концепции нравственно-патриотического воспитания в школе являются следующие документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», концепция патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан, программа «Формирование личности гражданина в Заинском муниципальном районе на 2009-2015 годы», программа развития системы национального образования и воспитания в Заинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2010-2015 годы.
Школа имеет многолетний опыт патриотического воспитания учащихся. Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Татарстана, города Заинска, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, военнослужащими, работниками правоохранительных органов, используя в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Ежегодным стало приглашение их на праздничные концерты.
Большая работа была проведена с ветеранами микрорайона. Особенно хочется отметить деятельность классных руководителей 5-10 классов по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Классные руководители вместе с учащимися собрали данные на 115 ветеранов нашего микрорайона, из них: ветераны ВОВ и приравненные к ним 9 человек, тружеников тыла 56 человек, вдовы 18 человек, ветераны боевых действий 30 человек, реабилитированные лица 3 человека. С кем-то просто поговорили, кому-то оказали посильную помощь и наметили планы для оказания дальнейшей помощи. За каждым ветераном Великой Отечественной войны закреплен волонтерский отряд. Учитель информатики со старшеклассниками провела работу (помощь Заинскому краеведческому музею) по созданию электронной книги «Труженики тыла».
Педагоги и учащиеся приняли участие в создании книги «Памяти». Они собрали информацию (биография, фотографии, воспоминания) 30 ветеранов и распечатали альбом с размерами 90 см х 100 см. 9 мая 2014 года на бульваре Победы учащиеся нашей школы презентовали книгу «Никто из нас забыть войны не может…» с воспоминаниями ветеранов войны, их фотографиями, сочинениями о героях войны, рисунками. Работа над книгой будет продолжаться, чтобы увековечить в памяти людей как можно больше воспоминаний ветеранов.
15 февраля - день вывода советских войск из Афганистана. Вот уже 25 лет мы чтим и храним память о героически погибших в Афганистане. В честь этого дня в школе проходят встречи двух поколений: ветеранов воин в Афганистане и учеников.
Много выпускников нашей школы, которые принимали участие в военных действиях в Чечне. В школе им всегда рады, и они встречаются с ребятами и рассказывают о своей службе в горячих точках, о жизненных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, отвечают на вопросы, делятся со своими воспоминаниями.
В феврале традиционно в школе проходит месячник нравственно-патриотической и физкультурно-спортивной работы. Месячник всегда насыщенный мероприятиями, встречами. Стало традицией в школе проводить конкурс-фестиваль военно-патриотической песни, к которому проходит очень серьезная подготовка: выступления сопровождаются видеоматериалом и презентациями. Цели и задачи конкурса-фестиваля:
· сохранение и развитие традиций Российской песенной культуры; патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи;
· популяризация и пропаганда лучших произведений Отечественных композиторов;
· выявление и поддержка молодых талантов, создание условий для их творческого роста.
Номинации фестиваля-конкурса:
1. «Как прекрасен этот мир!» (лирические песни патриотической направленности из классического наследия советских композиторов 20 века).
2. «А на войне, как на войне!» (песни советских и российских композиторов 20 века о войне и воинском долге, лирические, героические)
В преддверии празднования Дня Победы в школе проводят концерт для ветеранов микрорайона, на котором исполняют лучшие номера конкурса-фестиваля военно-патриотической песни. К сожалению, не все ветераны могут посмотреть концерт и тогда ребята выходят к ним на дом.
Распространённым направлением гражданско-патриотического воспитания выступает деятельность военно-патриотического клуба «Память», отряда «Форпост», отряда профилактики. В 2013 году на базе МБОУ «ЗСОШ №2» был создан отряд «Память» , руководитель которого является педагог-организатор ОБЖ. Цель создания отряда – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
Основными задачами программы по работе с отрядом являются:
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
В школе уделяется особое внимание организации и проведению ранней профилактики правонарушений среди учащихся. Помогает реализовать свои возможности, развивать лидерские и коллективные качества, быть полезным обществу, формирует правовое сознание созданный отряд профилактики правонарушений. Члены отряда профилактики совместно с участковым инспектором ПДН участвуют в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, проходящих в школе. Ежегодно состав отряда профилактики правонарушений «РОССИ-Я» обновляется. В деятельность отряда профилактики входит:
пропаганда правовых знаний учащимся (создана лекторская группа из членов отряда для проведения лекций среди подростков среднего звена и учащихся младших классов);
участие в мероприятиях нравственно-правовой тематики (дискуссии «Что значит быть лидером», «Личность – это…», «Долг и ответственность», «Я – гражданин!» и т.д.);
выступление на школьных линейках;
участие в городских акциях и декадах правового характера.
В школе создан и работает отряд «Форпост» под руководством педагога-организатора ОБЖ. Деятельность отряда включает в себя:
дежурство при проведении общешкольных массовых мероприятий;
рейды по профилактике нарушений устава школы и общей дисциплины и порядка (опоздания, внешний вид, вторая обувь, курение);
совместные рейды с родительским патрулем по микрорайону школы;
участие в общешкольных и городских социальных акциях в рамках недели профилактики, месячника правовых знаний, месячника ЗОЖ, месячника нравственно-патриотического воспитания и т.д.
Наибольшую популярность в деле патриотического воспитания имеет музейная работа. Так, школьный краеведческий музей является мощной площадкой патриотического воспитания школьников. Историко-краеведческий музей был открыт 24 марта 2005 года. Весь музейный материал представлен тремя крупными тематическими блоками в соответствии с тематикой.
Первый тематический блок – экспозиция об истории Татарстана и современном развитии республики (руководство, перспективный план развития, государственная символика), а также города Заинск. Материал представлен в виде фотографий, книг, журналов, альбомов. На одном из стендов представлена информация о всех крупных и значимых для развития города предприятиях и организациях, таких как Заинская ГРЭС, ЗАО «ТАТЭК», ОАО «Заинский сахарный завод», ООО «завод ТЕХНО», ОАО «Тимер» - завод модульных конструкций, ООО «Заинский крекер», ОАО «КамазАвтоТехника» и др. Богатый материал собран в печатных изданиях о городе и республике: различные экспедиции и альманахи, газеты и журналы, посвященные отдельным темам по истории развития Заинска. На отдельном стенде представлена информация о наших земляках, внесших особый вклад в развитие и процветания нашего города, а также ветеранов ВОВ.
Второй тематический блок – экспозиция об истории создания и становления школы№2. История школы представлена разноплановым материалом: о директорах, первых учителях, выпускниках, медалистах. С момента открытия школы№2 (1962 год) сменилось семь директоров: Ф.И. Семенычев, В.В. Чернов, С.И. Кузнецов, Н.Н. Гаврякова, Р.И. Гатауллин, В. В. Чернов. С 1995 года директором школы является Т.В. Биккинина. На стендах представлен материал в фотографиях о первых учителях и первых выпускниках школы. Ю.Ф.Гортышев – первый медалист, положивший начало 172- м медалям, которые были завоеваны на протяжении 50 лет (в 2012 году школа отмечала 50-летний юбилей с момента открытия).
Особой гордостью являются выпускники, прославившие школу: Гортышев Ю.Ф. - ректор КГТУ, доктор технических наук, профессор, председатель Ученого Совета, руководитель Программы развития университета, заведующий кафедрой теоретических основ теплотехники; Савельев И.Л. - начальник Управления протокола Президента РТ, кандидат социологических наук; Милюков В.А. – старший научный сотрудник в научно- исследовательском институте органической и физической химии им.Арбузова Казанского научного цента РАН; Московкина О.А. - выпускница Российской Академии Театрального Искусства по специальности “актриса театра и кино”, ведущая актриса Московского Драматического Театра под руководством Спесивцева; Липатов Н.Ф - пишет стихи, рассказы, сценарии, постоянный ведущий концертов, конкурсов, праздников и вечеров, проводимых в Казанском гарнизоне – на протяжении более 25 лет.
Отдельное место отведено сегодняшним дням школы: представлена информация о педагогическом коллективе, о достижениях наших учеников на олимпиадах, конкурсах разного уровня, обозначены дальнейшие перспективы развития школы.
Небольшой «уголок» в этом блоке отведен истории пионерской и комсомольской организаций. Здесь можно увидеть пионерский горн, значки, комсомольские билеты. Альбомы «Города - Герои» и «Пионеры - Герои» помогают ребятам как можно больше узнать о своих сверстниках в годы Великой Отечественной войны.
Третий крупный тематический блок – экспозиция из предметов домашнего обихода, вышедших из употребления. Это - прялки, лапти, самовары, утюги, прихваты, рушники, фартуки; а также коллекция монет, старая печатная машинка, макет ткацкого станка, останки зубов мамонта, найденного в Заинском районе и др.
С деятельностью музеев тесно связана такая успешная форма патриотического воспитания, как краеведческая деятельность: обучающиеся изучают фольклор и традиции своей местности, историю и культуру региона, быт. С целью возрождения, сохранения и развития национальных традиций, обрядов, обычаев, формирования содружества граждан Заинского муниципального района 2012 год объявлен Годом национальных культур в Заинском муниципальном районе. В школе был разработан план мероприятий, посвященный Году национальных культур. На расширенном заседании школьного самоуправления было принято решение об изучении традиционных традиций, обрядов, одежды, кухни и т.д. народов, проживающих в Заинском районе и каждый класс путем жеребьевки выбрал национальность для изучения. Согласно плану прошли торжественные линейки, классные часы «Дружба народов», конкурс плакатов, театральные постановки, открытие фестиваля национальных культур «Дом дружбы», творческий конкурс «В дружбе народов - сила», праздник «Науруз», «Масленица». Учащиеся школы приняли участие в подготовке и проведении IХ Республиканских педагогических чтений, посвященных творчеству Ризаэддина Фахреддина. Подводя итог всем этим мероприятиям, состоялось общешкольное «Закрытие Года национальных культур», на котором ребята поделились друг с другом самыми интересными, по их мнению, знаниями о национальностях, которые они изучали. Ребята надолго запомнили выступление классного коллектива 4А, у всех девочек было множество таджикских косичек, мама-таджичка разучивала с детьми танцы и колыбельные песни, учила мальчиков правильно подвязывать таджикский халат. Класс 8А приглашал из Альметьевского района деревни Верхний Акташ представителей мордовской национальности, членов этнического ансамбля, который поделился с ребятами своими песнями, танцами и костюмами. Ребята примерили костюмы, элементы отделки которых относятся к началу 20 века. Такие мероприятия объединяют учителей, родителей, детей, т.к. проходят через совместное творчество, близкое общение, воспитывают чувство патриотизма и любви к своей малой родине, а также уважение к людям других национальностей, проживающих на территории Татарстана.
Большой вклад в дело патриотического воспитания вносит школьная библиотека. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории Республики Татарстан, формируется депозитарный фонд разработок классных часов, мероприятий, а также мультимедийных презентаций и видеороликов.
Следует отметить эффективную деятельность школьного самоуправления. Праздники, фестивали, конкурсы, увлекательные викторины и диспуты – всё многообразие форм внеурочной деятельности в нашей школе трудно перечислить. Из года в год проводятся традиционные праздники, которые каждый раз наполняются новым содержанием и новыми идеями. Ребята под руководством педагогов дополнительного образования готовят и проводят традиционные общешкольные мероприятия и праздничные концерты («День знаний», «День милосердия», «День Учителя», «Новый год», «Встреча выпускников» и т.д.). Ребята принимают активное участие в волонтерском движении. Волонтерский отряд «Школа №2 – территория добра» не раз становился победителем конкурса среди волонтерских отрядов. Обучающиеся школы с 2010 года принимают участие в республиканском антинаркотическом проекте «Самостоятельные дети». Состав участников проекта каждый год пополняется (2011-2012 уч. году - 9 обучающихся 7-8 кл.; 2012-2013 уч.год – 11 обучающихся 7-9кл.; 2013-2014 уч.год -14 обучающихся 7-10 класс; на начало 2014-2015 уч.года -56 обучающихся 6-11 классов).
В целях распространения экологических знаний и воспитания у подрастающего поколения Республики Татарстан ответственного отношения к природным ресурсам и окружающей среде в школе прошли эколого-образовательные акции, в которой приняли участие учащиеся с 1 по 11 класс. В рамках акции прошли классные часы «Урок чистоты», «Земля – наш дом», викторины «Чистота – залог здоровья», круглый стол «Проблемы экологии» и конкурс рисунков на экологическую тематику. Учащиеся школы принимали активное участие в городских средниках и субботниках. Ребята старших классов убирают парк «Северный», а ребята помладше делали уборку на пришкольной территории. На базе школы создан экологический отряд «ЭКОТЕРРА», который разработал и реализовывает школьный проект «Школьный мир – моя страна», цель которого формирование трудовой и экологической культуры обучающихся на основе духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей, педагогического коллектива в благоустройстве школы, пришкольного участка и прилегающих территории. Работа над реализацией школьного проекта «Школьный мир – моя страна» идет согласно плану. Учащиеся начальных классов совместно с родителями второй год занимаются посадкой цветочных клумб во внутреннем дворе школы. Учащиеся старших классов ухаживают за цветами в здании школы и на пришкольном участке.
Широкое распространение в патриотическом воспитании последние годы получило социальное партнерство. Большое внимание в школе уделяется безопасности образовательного пространства, в рамках которой состоялись уроки («Экстремизму – Нет!», «Внимание – дети», «День защиты детей» и т.д. ) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», цель которых – формирование культуры безопасности жизнедеятельности и практическая отработка навыков безопасного поведения в различных условиях. В целях усиления мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, устранения причин и условий сем способствующих в МБОУ «ЗСОШ №2» поддерживается тесная связь с ПДН, КДН, Отделом опеки и другими социальными службами города. В рамках месячника «Экстремизму – Нет!» проходят встречи с начальником ПДН, начальником Отдела опеки и старшим инспектором КДН. Ребят знакомят с целями и задачами службы КДН, ПДН, Отдела опеки, а так же проводят профилактические беседы о правилах поведения в случаях обнаружения проявления экстремизма. Традиционно стало проведение линеек безопасности перед каникулами с приглашением сотрудников КДН, ПДН, ОГИБДД и ГИМС.
Школа №2 ищет свои пути работы с родителями обучающихся: общие родительские собрания по параллелям, акция «Посмотри в глаза своему ребенку», лекции и беседы со специалистами, проведение мастер-классов, семинаров, тренингов, создание памяток для родителей, авторские проекты классных руководителей, совместные проекты детей и родителей, проведение индивидуальных консультаций, организация досуговой деятельности, работа родительского патруля, выходы в семьи совместно с родительским комитетом. Кроме того, постоянный мониторинг различных направлений работы школы, анализ которых применяется также в дальнейшей работе: мониторинг семей (составление социального паспорта школы), контроль посещаемости обучающимися занятий, мониторинг состояния здоровья школьников, мониторинг правонарушений несовершеннолетних, мониторинг занятости детей и подростков в учреждениях дополнительного образования, мониторинг организованной занятости детей во время каникул (особенно летних), отслеживание работы классного руководителя с классом, проведение тематических линеек и т.д. В 2013-2014 учебном году в школе прошли следующие мероприятия с привлечением и приглашением родителей:
Клубы выходного дня, которые были различной тематики («День НЕ зависимости», «Афганистан: память и боль», «Масленица», «Охрана окружающей среды» и т.д.) и проходили ежемесячно;
мероприятия с привлечением родителей в рамках Дня защиты детей;
родительские собрания в рамках проведения Международного дня детского телефона доверия;
встречи с родителями в рамках родительского собрания, по вопросам профилактики наркомании, выявления первых признаков наркопотребления, алгоритма поведения в ситуациях, когда ребенок попробовал наркотик в рамках реализации антинаркотической программы для родителей «Путь к успеху»;
Уроки мужества с приглашением пап и дедушек;
Мероприятия в рамках дня Матери, Международного женского дня с поздравлением мам и бабушек;
родительские собрания по безопасности (ПДД, пожарной, соблюдении законов и т.д.)
Проведенные выше практики деятельности школы позволяют заключить, что накопленный опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию, значителен и его распространение может существенно повысить уровень нравственно-патриотического воспитания молодого поколения.
Заключение
Логика патриотического воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса.
Формирование личности гражданина-патриота – сложный и долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения возможностей школы, семьи и общественности. На примере МБОУ «ЗСОШ №2» видно, что работая по этой программе, школа достигла определенных результатов:
снизилась преступность, на данный момент в школе нет детей, состоящих на учете в органах системы профилактики;
продолжает свою работу школьный краеведческий музей;
создан и действует военно-патриотический клуб «Память», ведется работа по увековечиванию воспоминаний ветеранов и тружеников тыла о Великой Отечественной войне (Книга Памяти «Никто из нас забыть войны не может…»);
на базе школы реализуется проект «Школьный мир – моя страна». Работа по этому проекту мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности, формирования экологической культуры учащихся, родителей и жителей микрорайона, становления их нового гражданского сознания. Цель проекта: формирование умений, трудовой и экологической культуры обучающихся на основе духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, родителей, педагогического коллектива в благоустройстве школы, пришкольного участка и прилегающих территорий.
учащиеся школы в 2012 г., в 2013г. были удостоены «Специальной ежегодной премии имени Рината Фардиева», которая присуждается лучшему учащемуся общеобразовательных учреждений Заинского муниципального района Республики Татарстан в качестве поощрения за высокие результаты в освоении общеобразовательных программ, программ профильного обучения, в научно-исследовательской деятельности и социальной активности;
неоднократными победителями в конкурсах Международного, Всероссийского, Республиканского уровней стали педагоги и учащиеся школы;
в 2013 году школа стала победителем Республиканского этапа Всероссийского конкурса «Растим патриотов России», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
В данном пособии сделана попытка обобщить и представить достижения в области патриотического воспитания. Это лишь малая толика имеющегося в школе технологий и практик, методов и форм работы по данной проблеме, но и они могут оказать помощь специалистам в части расширения и обновления собственных подходов к решению проблемы.