Из опыта работы учителя физики Якшиной Е.Ф. по теме: Развитие одарённости школьников на уроках физики и во внеурочное время. Программа курса «Физика и математика» для 5 – 6-х классов. (Для проведения дополнительных занятий по развитию одаренно
Развитие одарённости школьников на уроках физики и
во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому, на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, я занимаюсь развитием одаренности школьников на уроках физики.. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, Мои учащиеся являются победителями районных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах не только Ставрополья, но и за его пределами.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, экспериментальные задачи, задачи на смекалку,
Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.
Для многих тем курса физики мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. Так, для учащихся 7-го класса, задачи на расчёт средней скорости. Средняя скорость – не самое сложное понятие в кинематике. Однако, для многих учащихся, простота этого понятия оказывается обманчивой. При изучении темы «Тепловые явления»(8-й класс) предлагаю научиться применять известные теоретические сведения для решения задач, связанных с составлением уравнения теплового баланса для случаев, когда тела, участвующие в теплообмене, находятся в различных агрегатных состояниях. В 9-м классе большое внимание уделяю решению задач на применение одного из наиболее фундаментальных законов природы – закона сохранения энергии.
Сегодня у физики появилось много дочерних наук: астрофизика, биофизика, геофизика, физическая химия и другие. Всё теснее сливаются они в единое целое: вместе, как известно, удаётся сделать то, что не под силу одному. С полным правом можно назвать физику наукой наук.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно. Важно чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Искра жажды знаний зажигается учителем. Обучать – значит постоянно использовать приёмы, стимулирующие самостоятельный поиск с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает меня в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний.
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер, ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Мною многократно апробированы на уроках физики задания с «дозами помощи» - подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объём информации определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.
Особенностью моих уроков является самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов - фронтальный эксперимент. Кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока, позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения.
На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Часто в нашей школе проводятся недели физики и астрономии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Слабое звено», Счастливый случай».
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности Уже на протяжении нескольких лет, учащиеся нашей школы принимают участие в Краевой многопредметной олимпиаде школьников Интеллект».Три года назад, изучив контингент учащихся пятых классов, я предложила отдельным, принять участие в олимпиаде по физике. На дополнительных занятиях рассматривала с ними задания на смекалку, проводила простые эксперименты. Затем, взяв за основу программу к учебнику «Физика и химия» (5-6 класс, автор Гуревич А. Е.)внесла в неё коррективы. Разработала программу с дополнениями материала из раздела математики. В течении двух лет я провожу по ней дополнительные занятия с группой учащихся 5-6-х классов (Приложение 1).
Основные задачи занятий:
Углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и астрономии
На занятиях ребята учатся выдвигать гипотезы, строить модели для объяснения экспериментальных фактов, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу, выполняют определённые исследования с помощью физических приборов, решают качественные и расчётные задачи.
За последние пять лет мои ученики имеют следующие достижения:
в 2006году Бычков Александр участвовал в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде Всероссийской школы «Авангард».
· Он был награждён дипломом за работу по физике, вошедшую в число 10% лучших работ физического тура. В2006-2007 учебном году, Александр, занял 3 место в районной олимпиаде по физике; в2007-2008 учебном году- 2место. Министерство образования и науки Российской Федерации наградило похвальной грамотой « За особые успехи в изучении физики» Бычкова Александра в 2007 году.
Коломыцев Александр занимал первое место в районной олимпиаде по физике в 2007-2008 учебном году; в 2008-2009 учебном году; в 2009-2010 учебном году. Он призёр олимпиады Северо-Кавказского технического университета среди школьников по физике(диплом 2-й степени,2009год).;участник 18-й Заочной физико-математической олимпиады Московского физико-технического института; призёр Интернет-олимпиады школьников по физике Санкт-Петербургского государственного университета(диплом 2-й степени,2010год);с отличием окончил школу «Поиск»(город Ставрополь,2010 год).
Дубровин Андрей, ученик 9-го класса, занял третье место во втором туре Всероссийской олимпиады школьников по физике в 2009-2010 учебном году.
Поляков Сергей , учащийся 10-го класса, занял второе место в районной олимпиаде по астрономии в 2008-2009 учебном году.
Шепелев Олег , ученик 6-го класса, занял первое место в Краевой многопредметной дистанционной олимпиаде школьников «Интеллект» по физике в 2010году; в 2009году – третье место.
Старосельский Сергей, ученик 6-го класса занял второе место в олимпиаде школьников по физике «Интеллект» (2010год).
Золина Елена два года подряд становилась призёром районной олимпиады школьников по астрономии.
Команда «Яблоки Ньютона», под моим руководством, приняла участие в телекоммуникационном образовательном проекте по физике в 2008году и в 2009году(Интернет- олимпиада, город Ярославль.)
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Ежегодно составляю олимпиадные задания для школьного тура по астрономии, так как являюсь председателем жюри районного тура олимпиады по астрономии.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.
Приложение 1
Программа курса «Физика и математика» для 5 – 6-х классов.
(Для проведения дополнительных занятий по развитию одаренности школьников по физике).
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства.
Программа дополняет и развивает школьный курс физики и ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 70 часов для учащихся 5-6-х классов.
Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у учащихся:
интеллектуальных и практических умений в области физики;
интереса к изучению предмета физики;
умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и описывать физические явления и свойства;
выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы;
выполнять измерения;
решать физические задачи;
интерпретировать результаты эксперимента;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента.
5 класс (35 часов) – 1 час в неделю
Введение (4 ч)
Природа. Человек – часть природы. Что изучает физика. Наблюденияю Опыт. Теория. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы
Лабораторные опыты.
Измерение размеров физического тела.
Измерение объёма жидкости и вместимости сосуда.
Измерение объёма твёрдого тела.
2 . Элементы математики.(3 ч.).
Округление чисел. Порядок действий в вычислениях. Степень числа. Площадь и объём фигур. Единицы площади и объёма.
Расчётная работа.
Вычисление площади прямоугольника и квадрата.
Вычисление объёма параллелепипеда.
Единицы измерения, их перевод и сравнение.
3.Тело и вещество (6 ч).
Характеристики тел и веществ. Три состояния вещества. Масса тела. Единицы массы. Температура. Единицы температуры .Делимость вещества . Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия. Плотность вещества.
Лабораторные опыты.
Наблюдение различных состояний вещества.
Измерение температуры воды и воздуха.
Наблюдение делимости вещества.
Измерение плотности вещества.
Взаимодействие тел.(9 ч.).
Действие и противодействие. Сила. Единицы силы. Динамометр. Всемирное тяготение. Деформация – изменение формы. Сила упругости. Трение. Электрические силы. Магнитное взаимодействие. Давление. Сообщающие сосуды. Архимедова сила.
Лабораторные опыты.
Наблюдение силы упругости при деформации.
Измерение силы.
Изучение трения.
Наблюдение электризации тел.
Наблюдение магнитного взаимодействия.
Вычисление давления тела на опору.
Измерение выталкивающей силы.
Выяснение условия плавания тел.
Физические явления.(8 ч.).
Механические явления. Путь и время. Скорость. Относительность движения. Звук. Отражение звука. Тепловые явления. Нагревание и охлаждение. Плавление и кристаллизация. Испарение. Конденсация. Теплопередача.
Лабораторные опыты.
Вычисление скорости движения тела.
Наблюдение источников звука.
Наблюдение изменения объёма тел при нагревании и охлаждении.
Отливка игрушечного солдатика.
Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.
Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Решение задач.(5 ч.).
Задачи на движение. Задачи на расчёт массы, плотности и объёма. Задачи на расчёт давления. Качественные задачи. Олимпиадные задания.
6 класс (35 часов) – 1 час в неделю
Физические явления (12 часов)
Электрический ток. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения тока.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: гальванический элемент, аккумулятор, генератор.
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение.
Действие тока. Тепловое действие тока.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение.
Химическое действие тока.
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение тока. Образование теней.
Отражение и преломление тока.
Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз и очки. Радуга.
Лабораторные опыты:
Последовательное соединение.
Параллельное соединение.
Наблюдение различных действий тока.
Сборка простейшего электромагнита.
Действие на проводник с током.
Наблюдение теней и полутеней.
Изучение отражения света.
Наблюдение и отражение света в зеркале.
Наблюдение преломление света.
Получение отражения с помощью линзы.
Наблюдение спектра солнечного света.
Человек и природа (7 часов)
Звёздное небо: планеты и созвездие. Солнце. Солнечная система.
Земля: её движение вокруг оси, солнца; смена времен года.
Луна – спутник земли. Фазы луны.
Исследования космического пространства.
Литосфера, мантия, ядро.
Гидросфера.
Исследования морских глубин. Из истории судостроения.
Атмосфера. Атмосферное давление. Барометр. Влажность воздуха. Психрометр. Атмосферные явления, гром и молния.
Лабораторные опыты.
Наблюдение луны в телескоп.
Измерение атмосферного давления барометром.
Изготовление простейшего психрометра.
Определение относительной влажности воздуха.
Окружающий нас мир (4 часа).
Простые механизмы. Работа. Мощность. Энергия.
Источники энергии. Тепловые двигатели.
Загрязнение окружающей среды.
Наука и безопасность людей.
Нанотехнологии.
Элементы математики ( 4 часа).
Что такое процент?
Десятичные дроби и метрическая система мер.
Действия с десятичными дробями.
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000
Округление десятичных дробей.
Построение диаграмм, таблиц, графиков.
Решение задач (8 часов).
Решение расчетных и качественных задач. Задачи на смекалку. Задачи базового уровня. Графические задачи. Вычисление погрешностей. Олимпиадные задачи.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15