Игра «Интеллектуальный турнир» на уроке истории 5 класса по теме «Древний Египет»


Игра «Интеллектуальный турнир» на уроке истории 5 класса по теме «Древний Египет»
План урока.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний у учащихся по теме: «Древний Египет».
В результате урока обучающиеся смогут:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, вести диалог и овладеть навыками познавательной деятельности;
обобщить и закрепить представления о достижениях и основных видах искусства, показать роль культуры Древнего Египта в развитие мировых цивилизаций;
осмыслить и объяснить собственную позицию по отношению к достижениям и истории Древнего Египта.
Средства: Интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип: повторительно-обобщающий урок на закрепление пройденного материала.
Форма: Игра.
Ход урока
После приветствия наступает мотивационная часть урока в ходе, которой учитель сообщает ученикам, что сегодня будет необычный урок.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое турнир? Может, кто-то сам лично участвовал в них или где-то видел как они проходят?
Ученики (возможный ответ): Это состязания, в которых участники демонстрировали свои боевые навыки и способности перед королём.
Учитель: Правильно. Сегодня мы тоже поучаствуем с вами в турнире, но для этого нам не понадобятся острые мечи, лошади и стальные латы. Для нашего турнира вам понадобятся ваши знания, которые вы приобрели при изучении темы «Древний Египет».
Игра-турнир предполагает разделение класса на команды, которые в условном варианте можно поделить по рядам: Первый ряд-команда №1, второй ряд- команда №2, третий ряд- команда №3. Игра делится на этапы или туры, в которых предлагаются разные задания. По завершению тура команде выставляются баллы, которые фиксируются в специальной таблице. Учитель в такой игре выступает в роли ведущего и его задачей является поддержание интереса к игре в течение всего урока, систематизация и контроль знаний по пройденной теме.
I Этап- «Как корабль назовешь - так он и поплывет»
На этом этапе ученики придумывают себе название команды, девизы, и отличительные знаки (герб или символ команды), после чего каждая команда презентует себя в классе. Этот этап способствует развитию креативного мышления у детей. За оригинальное название, связанное с темой команда награждается баллами (5 баллов). Так же на этом этапе ученики должны выбрать себе капитана команды. У капитана есть право выбирать отвечающего и раздел темы. На данный этап отводится не более пяти минут (5 минут).
II Этап- «Вопросы, требующие ответов»
Этот этап предполагает, что каждой команде по очереди из каждого раздела (указаны ниже) задается по одному вопросу. Всего разделов 10. На обсуждение каждого вопроса командам дается по одной минуте. Свои ответы ученики записывают на листочках, и после истечения времени каждая команда озвучивает свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. На данный этап отводится около десяти минут (10 минут).
Верования Древних Египтян
А) Этот Бог считался у древних Египтян Богом плодородия (Осирис)
Б) Этот Бог был богом Древней столицы Мемфиса (Птах)
В) Этого бога египтяне почитали как бога мудрости (Тот)
Календари и система мер в Древнем Египте
А) Сколько дней было в древнеегипетском году(365)
Б) Сколько дней было в египетской неделе (10 дней)
В) На сколько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)
География Древнего Египта
А) На каком материке находится Египет (Африка)
Б) Этот город был столицей древнеегипетского государства (Мемфис)
В)Как назывался город, недалеко от которого был найден знаменитый трехъязычный камень, с помощью которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов (Город Розетт)
4. Числа Древнего Египта
А) Какое число ворот вело в царство мертвых (12 ворот)
Б) Сколько порогов находится на Ниле (6 порогов)
В) Сколько человек помещалось в колеснице (2 человека)
Великая Египетская река - Нил
А) Что ежегодно приносил Нил в период паводка (Ил)
Б) Как назывались сооружения для задержания воды на полях (Каналы)
В) Как называлось место в долине Нила, где строились гробницы египетских Фараонов (Долина царей)
6. Войско Древнего Египта
А) Какие воины составляли основу египетской армии (Пешие воины)
Б) Как назывался боевой вид транспорта, управлением которого занимался возничий, а другой метал из него дротики и копья (Колесница)
В) Кто был главнокомандующим египетской армии (Фараон)
7. Письменность Древнего Египта
А) Каким цветом египтяне писали первые строчки абзаца (Красным)
Б) Как назывался основной материал для письма, который использовали древние египтяне (папирус)
В) Эти значки египтяне называли божественной речью (Иероглифы)
8. Предметы загробного мира
А) Как назывались сооружения, которые строили фараоны для того чтобы сохранить свои тела после смерти (Гробницы)
Б) Как назывался гроб, в который клали тело умершего фараона (Саркофаг)
В) На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (Перо)
9. Образы египетских богов в виде животных
А) В образе, какого животного египтяне изображали небо и богиню неба Нут (Корова)
Б) С головой, какого животного изображался бог воды Себек (крокодила)
В) Бог мертвых Анубис изображался в виде человека с головой этого животного (Шакала)
10. Фараоны Древнего Египта
А) Гробницу этого фараона английский археолог Говард Картер нашел абсолютно нетронутой (Тутанхамона)
Б) пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)
В) Первый фараон Египта, который объединил Верхний и Нижний Египет (Менес)
III Этап - «Кто или Что»
На этом этапе задача учеников отгадать, о чем или о ком идет речь. Учитель называет значение термина (указаны ниже), а ученики на своих листочках записываю ответы. За каждый правильный ответ ученики получаю по одному баллу (1 балл). Каждой команде нужно будет ответить всего на 3 вопроса. Этот этап способствует развитию внимания, логики и эрудиции.
1. Река, протекающая в Египте (Нил)
2. Египетское название гроба (Саркофаг)
3. Столица Древнего Египта (Мемфис)
4. Фигура Льва с головой человека (Сфинкс)
5. Правитель Египта (Фараон)
6. Тростник, из которого делали материал из письма (Папирус)
7. Разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов (Жрецы)
8. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет)
9. Предметы, которые, по мнению египтян, защищали от злых духов (Амулеты)
IV Этап- «Игра да-нетки»
На этом этапе каждой команде дается по одному выражению, которое связанно с Древним Египтом. Это задание раздается на карточках и обсуждается внутри группы. Команде нужно решить, правильное утверждение написано на карточке или нет и обосновать свой ответ. На обсуждение отводится по 2 минуты. Отвечает один человек от группы. За правильный ответ команде дается пять баллов (5 баллов). На данный этап отводится пять минут (5 минут).
Вопросы:
Согласны ли вы с утверждением, что пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в Нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта, ровесница Древнего Шумера (Да)
Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было занятие земледелием и скотоводством. Они всю жизнь занимались земледелием и знали о нём все (Нет)
Вступая на престол Фараоны, сразу же начинали заботиться о своей «жизни после смерти», они приказывали строить «дома вечности» - гробницы (Да).
V Этап- «Заполни пропуски»
На этом этапе каждой команде раздаются карточки, на которых записаны фразы связанные с темой «Древний Египет». Фразы на карточках записаны не до конца или с пропусками. Задачей каждой команды является заполнение этих пропусков максимально близко к тексту оригинала. Свои ответы ученики пишут на листочках. Каждой команде нужно будет выбрать по одному человеку, который будет читать фразы с заполненными пропусками. За правильный ответ команда получает пять баллов (5 баллов). На данный этап отводится 5 минут (5 минут).
Карточки с заданиями:
На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это гробницы Египетских Фараонов, которые охраняет…(Большой Сфинкс)
Климат в той части Африки, где протекает…(Нил) сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть местности представляет собой каменистую пустыню. Каждый год…(Нил) в июле разливается.
Семь самых знаменитых сооружений мира называют чудесами света, и первое из них… (Египетские пирамиды).
VI Этап – «Логическая цепочка»
На этом этапе каждой команде дается карточка, на которой написаны слова, объединенные одним признаком. Задача каждой команды состоит в том, чтобы назвать этот признак. Данное задание выполняется всей командой. Отвечает один представитель от каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает пять баллов (5 баллов). Всего каждой команде будет даваться по 2 карточки. По времени данный этап занимает около пяти минут (5 минут).
Карточки с заданиями:
Менес – Тутанхамон – Хеопс… (Фараоны)
Нут – Осирис – Тот… (Боги)
Нил – Тигр – Евфрат… (Реки)
Копья – Дротики – Стрелы… (Оружие)
Копейщики – Лучники – Пращники… (Пехотинцы, Воины)
Кошка – Корова – Крокодил – Баран… (Священные животные)
После окончания всех этап конкурса, подводятся итоги турнира. Баллы каждой команды фиксировались в специальной турнирной таблице, начерченной на доске. Оценки за урок ставятся в соответствии с результатом каждой команды. Максимальное число баллов, которое можно набрать за турнир 83 балла. Данный этап занимает около трех минут (3 минуты).
Подсчет баллов:
От 64 до 83 – «Отлично»
От 44 до 63 – «Хорошо»
От 0 до 43 – «Удовлетворительно»
После подведения итогов и выставления оценок можно провести рефлексию. Этот этап используется для выявления уровня содержания пройденного материала. Обычно в конце урока происходит обсуждение того, что узнали, и того как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, работу команды, полезность и увлекательность формы урока. В нашем случае ученики будут по очереди высказываться одним из предложений, предложенных на доске.
Фразы рефлексивного экрана:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я смог…
Я понял, что
Я научился…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
У меня получилось…
Я выполнял задания…