Игра по теме Древний Египет
Интеллектуальная игра
по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса.
Предложенный вариант игры по истории Древнего мира достаточно эффективен в целях повторения и закрепления пройденного материала. Она позволяет школьникам, не обладающих хорошими знаниями, проявить себя, так как в ходе игры незаметно для себя они увлекаются, активизируются, ведь никому не хочется занять положение отстающего. В ходе игры обучающиеся легче запоминают материал: имена, географические названия, факты и события. Игра способствует сплоченности ребят, развивает у них чувство коллективизма и вызывает положительные эмоции.
Тема игры: обобщение по главе «Древний Египет»
Тип : повторение и систематизация знаний
Форма проведения: игра
Проведение данной игры рекомендовано для обучающихся 5 классов, изучающих историю Древнего мира по учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая – 2 изд., М.: Просвещение, 2013.
В игре принимают участие обучающиеся 5-х классов. До начала игры обучающиеся делятся на 2 команды по 8 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой, получают памятки. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. На игре могут присутствовать и принимать участие зрители: обучающиеся 5-х классов. Ведущий (учитель) назначает жюри игры (3-5 человек) из числа зрителей или приглашенных учителей.
Цели интеллектуальной игры:
1.Обобщение знаний по теме « Древний Египет».
2.Закрепление навыков по формулировке исторических понятий и терминов, навыков по соотнесению исторических фактов с исторической личностью.
Задачи интеллектуальной игры:
1.Повторить в игровой форме, ранее изученный материал по истории
Древнего мира.
2.Закрепить знания обучающихся по истории Древнего Египта.
3.Развить у школьников интерес к истории, к античной культуре.
4.Создать условия для проявления творческих возможностей обучающихся и условия для умения работать в группе.
Оформление:
1.Выставка творческих работ обучающихся на тему « Древний Египет»;
2.Плакаты по истории Древнего Египта (на доске);
3.Карточки для выяснения настроения (на доске).
Оборудование:
1.Столы, стулья для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри;
2.Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер;
3. Карточки с заданиями;
4. Карточки для подтверждения настроения;
5. Памятки командам;
6.Жетоны для зрителей;
8.Фломастеры;
9. Магниты;
10.Грамоты для награждения команд по итогам игры.
Структура занятия:
1.Орг. момент
2.Приветствие команд
3.Интеллектуальный лабиринт
4.Историческое ассорти
5.Психологичекая пауза
6. О чем рассказывают документы
7. Ребусы
8.Подведение итогов игры и награждение команд
Ход урока:
I. Оргмомент
Обучающиеся прикрепляют магниты определенного цвета к смайлику на доске для выяснения их настроения перед началом игры:
II. Приветствие команд
Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.
Капитаны команд получают головной убор египетских фараонов - немее.
III. Интеллектуальный лабиринт
Перед началом игры команды разыгрывают право начать игру первыми, выполняя на время одинаковое задание. Команда, которая раньше других правильно выполнит такое предварительное задание, начинает игру первой. Если команды выполнили задание одновременно, то предлагаются стартовые вопросы. Начиная игру, верно ответив на вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Побеждает команда, первая пришедшая к финишу. Правильные ответы даны в скобках после каждого вопроса. Для удобства и наглядности можно использовать фишки разного цвета. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. За правильный ответ присуждается 1 балл.
На вопросы, оставшиеся без ответа, могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон.
Задания для начала игры первыми: (командам выдается по карточке)
1) Соотнести слово и имя ( приложение 1).
1.Фараон
а Сет
2.Суд
б Нут
3. Небо
в Осирис
4.Бог
г. Рамсес
Ответы: 1-г, 2- в , 3-б, 4-а
2) Стартовые вопросы:
1.Сказания древних египтян о богах (Мифы)
2.Столица времен фараона Тутмоса (Фивы)
3.Одно из имен бога солнца ( Ра, Амон-РА)
4.Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека (сфинкс)
III. Интеллектуальный лабиринт ( приложение 2)
Вопросы по указателям
1. Наука, изучающая развитие человеческого общества (история)
2.Столетие (век)
3.Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (мумия)
4.Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды ( шадуф)
5.Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
6.Первая столица Египетского царства (Мемфис)
7.Древнеегипетская гробница (пирамида)
8.Грамотный египтянин , находящийся на службе у фараона или его вельможи (писец)
9.Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива ( Ил)
10.Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник (дельта)
11.Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс)
12.Служитель бога при храме (жрец)
13.Богиня правды (Маат)
14. Один из каменных столбов, стоящих перед входом в храм (обелиск)
15.Жилища богов (храмы)
16. Знатный человек в Египте (вельможа)
17. Значки для письма в Египте (иероглифы)
18. Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
19. Правитель Египта (фараон)
20. Книга в виде трубочки в Египте (свиток)
21.Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника ( папирус)
22.Сын Осириса, победивший злого Сета (Гор)
23.Знаменитый фараон- завоеватель (Тутмос)
24.Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем (кот)
IV. Историческое ассорти.
1) Конкурс капитанов
А. Отгадать загадку (за правильный ответ присуждается 1 балл)
1. Он был царем. 1. Не один год, не один раб Потом завоевал Египет Ее строили за просто так. И стал хозяином корон Чтобы фараон спокойно Повелевать стал всеми Мог в загробном мире жить
(Фараон)
· (Пирамида)
Б. Капитаны должны назвать главное слово, предварительно ответив на 4 вопроса. Первая буква каждого отгаданного слова ставится в соответствующую клеточку.
(За отгаданные 4 буквы – 4 балла, за 3 – 3 балла, за 2 – 2 балла, за 1 – 1 балл. В случае, если главное слово капитан назовет, минуя один из вопросов, он получает + 2 балла ).
Задание для капитана первой команды:
Х
Р
А
М
1.Фараон для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс)
2. Пленник, человек без прав и свобод? (Раб)
3. Священный бык. (Апис)
4. Рассказы о богах и героях? (мифы)
Задание для капитана второй команды:
Ж
Р
Е
Ц
1. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо? (жертва)
2. Выпуклое изображение на камне (рельеф)
3. Страна, которая располагалась на берегу Нила от первого порога до
Средиземного моря (Египет)
4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи - последняя буква (писец)
2) Расскажите, о чем повествует карта, используя рисунки и слова – подсказки ( приложение 3).
Члены 1-ой команды работают с листом, где изображены: река, дельта, порог, оазисы, пирамиды, море; члены 2-ой команды работают с листом, где изображены: море, река, корона царя Южного Египта, корона царя Северного Египта, двойная корона фараона).
Представитель I команды рассказывает о возникновении государства на берегах Нила, представитель II команды - об образовании единого Египетского государства.
3). Назовите имена богов и богинь. Выигрывает команда, которая набрала больше очков. (Амон- бог солнца, Апоп- бог тьмы, Геб- бог земли, Нут- богиня неба, Тот – бог мудрости, Бастет- покровительница женщин, Сет- бог пустыни, Гор- покровитель правящего в Египте фараона, Осирис-фараон и судья в царстве мертвых, Исидабогиня, жена Осириса, Акубис- бог – покровитель умерших, Маат - богиня правды).
4) Участники команд по- очереди отвечают на вопрос:
«Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому?».
1.« Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал» ( умерший – Осирису).
2.« Ты как свинья, пожирающая собственных поросят» ( бог Геб- богине Нут).
3. « Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на
врагов» ( фараон Тутмос - вельможам).
4. « Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница» ( Синухет- фараону).
V. Психологическая пауза.
1. Физкультминутка (участники игры определенными движениями подтверждают слова ведущего)
«Встали, дружно потянулись, Руки вверх к богине Нут,
Богу Солнца улыбнулись, Пусть немножко отдохнут,
Богу Гебу наш поклон Тело наше делай круг,
Многократен будет он Повтори Амона путь».
«Готовы из знаний плести сотни сот,
Нам в этом поможет Бог мудрости Тот».
2. Возвращая мяч, участники игры продолжают предложение: « Я умею, я могу» (ответы: что могли и умели делать жители Древнего Египта).
3.Участник игры получает карточку с названием животного Египта, изображает его, остальные отгадывают.
VI.Какие слова пропущены в отрывке из « Поучения писцов ученикам»? ( приложение 4).
карточка для 1-ой команды:
1.Будь писцом – он освобождается от работы (мотыгой).
2. Читай книгу свою (ежедневно)
3.Решай задачи (молча)
4.Ты будешь ходить в белой (одежде)
5.Не проводи ни одного дня в (безделье)
карточка для 2-ой команды:
1.Писца не будут сечь (прутьями)
2. Будь писцом, чтобы (тело) твое было гладким
3. Будь писцом - ты не будешь таскать ( корзины)
4.Уши ( мальчика) на спине его
5.Писцы у ног ( владыки Египта) и внимают словам его.
VII. Разгадайте ребус
Принимает участие вся команда. За каждый разгаданный ребус – 5 баллов.
Не разгаданные ребусы могут назвать зрители, получив по 5 жетонов. Каждой команде по 3 ребуса.
1. 2.
Краб раб Фара + батон
Фараон
3. Пар + парус 4. Д та
а = и
Папирус Дельта
5. Свитер + цветок 6. Гриб + зарница
и = о
Свиток Гробница
VIII. Подведение итогов урока и награждение команд.
Жюри подсчитывает баллы, набранные командами и жетоны, набранные зрителями.
Обучающиеся прикрепляют магниты к смайлику на доске для выяснения их настроения после игры.
Жюри объявляет победителей.
Награждение.
Приложение 4
Какие слова пропущены в отрывке из
« Поучения писцов ученикам»? Допишите их.
1.Будь писцом – он освобождается от работы _________________.
2. Читай книгу свою __________________________.
3.Решай задачи _______________________________.
4.Ты будешь ходить в белой ____________________.
5.Не проводи ни одного дня в _________________
Какие слова пропущены в отрывке из
« Поучения писцов ученикам»? Допишите их.
1.Писца не будут сечь _____________________.
2. Будь писцом, чтобы _______________ твое было гладким.
3. Будь писцом - ты не будешь таскать ____________________.
4.Уши ______________ на спине его.
5.Писцы у ног __________________ и внимают словам его.
Приложение 1
Соотнести слово и имя.
1.Фараон
а Сет
2.Суд
б Нут
3. Небо
в Осирис
4.Бог
г. Рамсес
1
2
3
4
Соотнести слово и имя.
1.Фараон
а Сет
2.Суд
б Нут
3. Небо
в Осирис
4.Бог
г. Рамсес
1
2
3
4
Приложение 3
Слова - подсказки:
дельта,
порог,
Нил,
животные,
оазисы
Слова - подсказки:
войны,
40 царств,
корона,
объединение Египта,
фараон
Приложение 2
15