Принципы работы с текстовой информацией: Работа с графической информацией. Построение структурно – логического блока по тексту.

Принципы работы с текстовой информацией: Работа с графической информацией. Построение структурно – логического блока по тексту.

Работа с книгой дело достаточно сложное. И для этого учащимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки. В своей учебной работе детям приходится постоянно и много работать с разнообразной по назначению литературой. Это - словари, справочники, энциклопедии, программированные учебные книги, таблицы, схемы, географические атласы, различные пособия по учебным дисциплинам, литературные художественные произведения и т. д. ). Навыки и умения, естественно, должны отвечать специфике работы с конкретным источником.(Слайд)
Эффективность работы с учебной книгой в решающей мере зависит от правильной ее организации. Учитель обязан еще до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи.
Текст учебника физики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки законов, правил, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Для заучивания формулировок можно использовать несколько приемов работы с текстом учебника.(Слайд)
Во время ответов на уроках физики учащиеся сталкиваются с проблемой правильно высказать свою мысль, верно построить план своего ответа по какому - нибудь понятию, объяснению явлений, законов, доказательству теорем. Вызывает затруднение найти объяснение, выделить основное в учебнике, привести пример из книги. Поэтому для эффективной работы я предлагаю ребятам различные планы ответов, создаю памятки для работы с книгой. Работа не должна занимать весь урок. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения.
Работа с материалом учебника физики: (Слайд)
Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси на звание пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена ученых. При работе с текстом пользуйся планом: о физическом явлении, о физической величине, о физическом законе.
Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.
План ответа о физическом явлении. (Слайд)
признаки явления (его определение);
условие, при котором наблюдается данное явление;
сущность явления, его объяснение на основе современных научных представлений;
связь с другими явлениями;
использование явления на практике.
План ответа о физической величине.(Слайд)
какое свойство тел или явлений характеризует данная величина?
определение величины;
формула связи данной величины с другими;
единицы измерения;
способы её измерения
План ответа о физическом законе.(Слайд)
Словесная формулировка закона.
Математическое выражение закона.
Название и единицы измерения всех величин, входящих в закон.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Примеры применения закона на практике.
Условия (границы) применимости закона.
План ответа о физическом опыте.(Слайд)
Цель опыта.
Схема опыта.
Условия, при которых осуществляется опыт.
Ход опыта.
Результат опыта (его интерпретация).
План ответа о физическом приборе(Слайд)
Назначение устройства.
Схема устройства.
Принцип действия устройства.
Правила пользования устройством и его применение.
Карточки при работе с рисунками:(Слайд)
определи цель применения рисунка.
Рассмотри внимательно рисунок. Что на нем изображено?
Найди в тексте сведения, поясняющие или конкретизирующие содержание рисунка.
Составь рассказ по рисунку.
Учебно-информационные умения (Слайд)
Производить и представлять информацию в устной и письменной форме;
Соблюдать логику в рассуждениях при предъявлении информации;
Владеть способами аргументации, как дополнительной информации для обеспечения ясности или подтверждения истинности уже имеющейся информации;
Вести поиск информации с помощью каталогов, библиографических изданий, электронных средств систематизации информации и т.п.;
Четко формулировать целевую установку при работе с источником информации;
Формулировать главную мысль в тексте, высказывании, выделять ключевые слова в определении;
Сворачивать информацию в виде вторичных источников информации: план, алгоритм, таблица, логическая блок-схема, тезисы, резюме, конспект, реферат;
Разворачивать информацию: «читать» формулы, уравнения.
Перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот и представлять в графическом, символическом и других видах.
Применение структурно-логических схем на уроках физики
Одной из распространенных форм наглядного представления систематизированной учебной информации являются структурно-логические схемы. Проблема использования структурно-логических схем давно привлекает внимание педагогов и психологов. Это связано с тем, что структурно-логические схемы являются средством и одновременно материалом для отображения различных способов мышления. Это обстоятельство является очень важным в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла.
.
Структура деятельности  по составлению СЛС включает в себя следующие действия: (Слайд)
1. определить назначение СЛС и содержание информационного блока, для которого должна быть составлена СЛС;
2. выделить совокупность наиболее существенных и значимых элементов информационного блока, необходимых для его целостного охвата;
3. определить логическую последовательность предъявления элементов информационного блока;
4. выбрать вариант оформления СЛС;
5. сконструировать СЛС. 
структурно-логической блок-схемой для решения задач, состоящей из набора формул по теме, логически вытекающих и дополняющих друг друга, или кластерами (новое слово, пришедшее к нам с технологией критического мышления американских авторов, адаптированной к нашему образованию)(Слайд)


Таким образом,при работе с текстовой информацией выделяют следующие этапы:
– поиск и получение информации;
– понимание и преобразование информации для её дальнейшего использования;
– применение и представление информации.
Для каждого из этих этапов выделяются отдельные умения, обеспечивающие выполнение данного этапа.
1. Выделять оптимальный алгоритм поиска информации.
1.1. Отбирать оптимальное сочетание элементов тематического и предметного поиска информации.
1.2. Выделять тип информационного ресурса в зависимости от характера запрашиваемой информации (словарь, справочник, атлас и т.п.).
2. Выделять главную мысль текста или его частей.
2.1. Выбирать высказывания, наиболее полно передающие смысл текста (подчёркивать предложение, выражающее основную мысль текста).
2.2. Выбирать заголовок для текста.
2.3. Делать вывод по содержанию текста, подытоживать мысли, идеи и т.п., содержащиеся в тексте.
3. Понимать информацию, содержащуюся в тексте.
3.1. Выделять явно заданную в тексте информацию, что видно из умения:
– отвечать на прямые вопросы к содержанию;
– понимать смысл использованных в тексте терминов (понятий, явлений, законов и т.п.);
– подчёркивать (выделять) конкретные детали в тексте (например, имена, даты, факты, события и т.д.).
3.2. Выделять неявно заданную в тексте информацию, что видно из умения:
– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
– сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты и т.п.;
– выводить из содержания текста те идеи и соотношения, которые не раскрыты в нём в явном виде;
– называть мысли, действия, события, которые не названы, но предполагаются в содержании текста;
– подбирать наиболее вероятные последствия описанных действий или событий;
– объяснять, что связывает, объединяет между собой представленные явления, предметы и т.п.
4. Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
4.1. Конспективно излагать содержание текста:
– в виде плана (простого или сложного);
– в виде схемы;
– в виде таблицы;
– в виде тезисов или выписок.
4.2. Создавать аннотации к тексту.
4.3. Писать рецензии по содержанию текста (с учётом самостоятельных оценочных суждений).
4.4. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (таблица, график, диаграмма, карта, схема, иллюстрация).
4.5. Подбирать иллюстративный материал, адекватный содержанию текста.
5. Применять информацию из текста в изменённой ситуации.
5.1. Перефразировать (объяснять «своими словами») информацию из текста.
5.2. Отвечать на вопросы, требующие применения информации из текста и запаса имеющихся знаний.
5.3. Приводить дополнительные примеры, подбирать аргументы и т.п.
6. Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
6.1. Находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний.
6.2. Находить ошибки в тексте на основе запроса дополнительной информации.
6.3. Оценивать степень достоверности информации на основе дополнительных данных об авторе текста, типе издания, в котором он опубликован, и т.д.










Графический объект115