Технологическая карта по русскому языку 2 класс ударение. ударные и безударные гласные


Тема «Ударение. Ударные и безударные слоги».
Цель: 
1. Обобщить и систематизировать знания о роли ударения в слове, об особенностях ударного слога.
Задачи:
Познавательный аспект:
1. Структурировать знания с учетом вновь приобретенных.
2.Определять последовательность учебных действий для решения поставленной учебной задачи.
3. Учить делать выводы об особенностях ударения в русском языке.
Развивающий аспект
Развивать:
Способность детей видеть, слышать, чувствовать.
Мышление (самостоятельность, критичность, аналитичность, системность);
Любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному и глубокому погружению в изучаемую тему;
Формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, выдвигать гипотезы, доказывать, распределять объем работ.
Воспитательный аспект
Воспитывать:
Уважение к товарищам, их мнению.
Чувство взаимопомощи, поддержки.
Форма организации урока: фронтальная и групповая.
Методы обучения: частично - поисковый, деятельностный, систематизирующий, демонстрационный.
Технологии: технологии развивающего обучения, проблемного обучения, гуманно - личностного подхода, технология групповой деятельности, технология оценивания, здоровьесберегающие.
Учебно - методический комплекс
Оборудование: подборка фотоиллюстраций слов-отгадок; учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 2 класс; вопросы для плана; схема-алгоритм; сигнальные карточки.
Планируемые результаты:
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка;
способность к оценке и самооценке своей работы.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи; оценивать результат своей деятельности; принимать позицию участника и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; осознавать качество и уровень усвоения.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в информационном пространстве.
Коммуникативные:
умение слушать и воспринимать высказывание учителя и товарища по классу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
воспринимать на слух ответы товарищей по классу; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отвечать на вопросы учителя.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся ИКТ
Организационный момент -Поприветствуйте гостей! Улыбнитесь гостям, и вы мгновенно почувствуете облегчение, увидев на их лицах теплые улыбки. Улыбнитесь мне, а я вам. Не волнуйтесь. Я даже не сомневаюсь в том, что у нас все получится. Присаживаетесь Приветствие . Чистописание
На доске:
1.По семенам и всходы.
2.Люби дело - мастером будешь.
3.Ученику удача - учителю радость.
- Прочитайте пословицы
-Выбрать пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.
-Приготовьтесь к письму. Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату.
- Какую пословицу выбрал и почему?
-вот мы и выбрали девиз к нашему уроку,что же мы будем делать с вами дальше. Чтение
Записать в тетрадях Слайд 1
Постановка темы урока – Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
-Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске.

1.Пестрая крякушкаЛовит лягушек.Ходит вразвалочку,Спотыкалочку (утка)
2.Все время стучитДеревья долбит.Но их не колечит,А только лечит (дятел)
3.Это старый наш знакомый Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками в болото (аист)
4.У родителей и детокВся одежда из монеток (рыбы)
5.Что же это за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год (ель)
7 Возле речек и болотЭтот тучный зверь живет.На носу имеет рогАфриканский …(носорог)
8.Распускает хвост павлином,Ходит важным господином,По земле ногами стук,Как зовут его…(индюк)
9 Кто пушистый у водыМоет сладкие плоды?Прежде чем отправить в рот,Полоскает их …(енот)
.
– Ребята, прочтите слово из выделенных букв сверху вниз.(ударение)
У. Как же его зовут? 
– Скажите, мы уже встречались с таким понятием?
(Да, мы встречались с понятием ударение, учились ставить ударение в словах, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали).
– Какую же задачу мы поставим перед собою на уроке?
(Узнать что такое ударение и какова его роль в русском языке?)
- Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
-Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? ..  
-Рассказать? Тогда слушайте.
IV. Работа по теме урока
- В некотором царстве в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение слова » Слова конечно не поверили.
На доске:
замокбелкистрелкикружки
- Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!” А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.– Как вы думаете, какое слово получилось?д. Замок. -А дальше вот что случилось. Вышли вперёд… Д. Белки.
-. Да. “Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает”. Как вы думаете, Что произошло?(Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.)-. Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.-. Потом вышли стрелки и сказали: ”Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя”. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог. -. Молодцы!-. Затем Ударение превратило кружки в кружки. -. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?(  Слова поняли, что они не могут жить без ударения.)В каждом слове есть ударение.-А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?-. Объясните почему?(Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.)- Ударение может изменить смысл слова.. -утка
-дятел
-аист
-рыбы
-Ель
-носорог
-индюк
-енот
-ударение
-да
-узнать что такое ударение ,и какова его роль в русском языке
-нет
- Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок
- Слова поняли, что они не могут жить без ударения
-нет
- Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое
-да
физкультминутка Продолжение работы над темой урока -. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задания.
-Посмотрите , что написаны на доске.
Гвоздики.
– Нарисуйте этот предмет на листочках. Что у вас получилось?
– Итак, у вас получились разные предметы. Почему? (потому что поставили ударение по-разному).
-Составьте предложения с этими словами.
В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает - цветы!
– Какова роль ударения в русском языке?
(Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова)
– Важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?
(Чтобы точно передавать значение слов)
Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.
«Скорей, сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни
Не бойся это окуни»
У. Молодцы! Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает ещё задание. Справитесь?– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё),
а   и   е   ю   я   о   у   ы   ё  
– Что мы знаем о букве ё?( Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой ё.)
-слово
-ответы детей
- потому что поставили ударение по-разному
- Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова
- Чтобы точно передавать значение слов
-да
- Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой ё Словарный диктант Сейчас мы с вами запишем слова. Я показываю картинки, а вы их записываете в тетрадь.
(медведь, заяц, воробей, корова, поросёнок,сорока, лисица.)
Что это за слова?
-Словарные слова.
Поставьте ударение в словах.
-Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый слог.
Как вы определили ударение?
-Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная. - Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная Игра А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, , если на 2 слог то молчите, если на 3 слог, топаете
Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко. Работа с учебником Упр 149 Итог урока – Вспомните, какую мы ставили задачу перед собой в начале урока?
– Удалось её решить?
– Так что же такое ударение?
– Для чего оно служит? (для того, чтобы понять значение слова)
– Что нового узнали на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– У кого сохранилось хорошее настроение?
Домашнее задание Стр.102, правило знать, упр.179.
– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.
хлопок – хлопокпары – парымука – мукаполя – Поляполки – полкистоит – стоитплачу – плачу
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!