Секреты сценирования и проведения метапредметного занятия. Развитие умений работать с учебной информацией посредством уроков физики


Секреты сценирования и проведения метапредметного занятия.
Развитие умений работать с учебной информацией посредством уроков физики.
Жизнь - бесконечное познанье... Возьми свой посох и иди! –
...И я иду... и впереди Пустыня... ночь... и звёзд мерцанье.
М.Волошин.
Начать своё выступления я хочу со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной на этапе разработки ФГОС второго поколения. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? 
В связи с этим и появляется метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. 
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. 
В связи с этим был разработан мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала. 
Особенности данного типа интеграции состоят в следующем: Первое: Это обязательно  работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.
В качестве таких – деятельностных –  единиц содержания могут быть рассмотрены понятия, модели, схемы, различения, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования.  Все они имеют универсальный – метапредметный – характер.  Говоря это, я имею в виду следующее.  Если Вы, работая с определенным предметным понятием, передаете учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как   с  особого типа мыследеятельным образованием,   то  Вы поднимаетесь с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый способ является универсальным.
Приведу пример с такой мыследеятельностной организованностью, как задача. Допустим, учащийся освоил способ решения задачи на основе соотношения трех параметров на материале математики. Чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи на соотношение трех параметров уже на материале физики. Если учащийся распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ её решения, то можно сказать, что данное средство (таковым в данном случае выступает способ) учащимся  действительно освоено как средство  универсальное – матапредметное.И в этой связи нельзя обойти вниманием процесс формирования УУД который является фундаментом метапредметности.
Приведу некоторые примеры реализации данного подхода при изучении физики на примере развития умения работать с учебной информацией.
При работе с информацией я формирую умения: классифицировать, систематизировать, анализировать, синтезировать, обобщать.
Важно уметь разграничить уровни работы с учебной информацией:
Неудовлетворительный (умение работать с информацией не формируется), критический (составление элементарных моделей), удовлетворительный (составление моделей и выделение взаимосвязей), хороший (самостоятельное добавление элементов и модулей информации), высокий (составление полных моделей информации), оптимальный (составление и систематизация моделей информации).
Из всего перечисленного наиболее результативным для меня является
обучение логическому конспектированию или, так называемым интеллект-схемам.Логический конспект – это форма сжатого представления знаний об окружающей действительности, объектах, явлениях, процессах, основанная на использовании различных образов, объединенных между собой логическими связями.
Процесс преобразования: информация - свертывание материала (кодирование) – логический конспект – развертывание материала (декодирование) – информация.В качестве образов я использую: отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры, логические и математические символы, схематичные рисунки, простейшие чертежи, графики, фотографии, уравнения.Работу с логическим конспектом на уроке я выстраиваю разнопланово. Применяю заранее подготовленный логический конспект при объяснении нового материала, во время объяснения составляю вместе с учениками конспект. Ученики воспроизводят конспекты, сформированные на предыдущих уроках, работают в парах с опорой на конспект, строят рассказ на основе самостоятельно подготовленных конспектов. Часто задаю рисование логического конспекта в качестве домашнего задания.
Для обеспечения деятельностного подхода на уроках физики я активно использую ЭОР.
При проведении уроков применяю мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point, а также on–line презентации googlе, slidboom.
Наряду с традиционным лабораторным практикумом применяю виртуальный, что позволяет наблюдать за протеканием физических процессов, осуществление которых в условиях класса невозможно.
Контроль знаний учащихся провожу в виде тестирования и on–line тестирования. При создании тестов использую программы: My Test, Тest Pad, а также платформу ucoz (http://nvalbert.ucoz.ru/)
На уроках использую программно-методические комплексы: «Молекулярная физика. Интерактивные плакаты», «Интерактивные творческие задания 7-9 кл.», «Открытая физика», «Электронный учебник TeachPro», «Электронные приложения к учебнику Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев», и т.д., что позволяет мне:
акцентировать внимание учеников, неоднократно повторять, останавливать, прокручивать назад, давать подробные объяснения, не торопясь за экспериментом;
менять по собственному желанию параметры системы, производить физическое моделирование, выдвигать гипотезы и проверять их справедливость;
получать и анализировать графические зависимости, которые описывают синхронно развитие процесса;
использовать данные для формулировки своих задач;
При проведении уроков использую ЦОР, расположенные на сайтах: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/.
Использование ЭОР на уроках физики позволяет мне сделать урок более наглядным, содержательным, информационным, а также создать предпосылки для освоения способов деятельности, а моим ученикам овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества.
Это лишь некоторые примеры работы формирования УУД при обучении физике, необходимых школьнику в современных условиях и на этапе внедрения ФГОС.Возвращаясь к метапредметности, считаю необходимым отметить вторую особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет  деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Третья особенность – это ориентация на  развитие у школьников  базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различительная способность, речевая и т.д. В своей работе я ориентируюсь на развитие способностей, как основной показатель качества образовательной работы, что также определяет специфику метапредметной интеграции.
Наконец, четвёртая особенность – это  новаторство в плане использования новых педагогических интернет - технологий, в частности технологии web-квест.
Веб-квест способствует: поиску Интернет информации, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию умения находить несколько способов решений проблемной ситуации, обосновывать свой выбор; развитию навыка публичных выступлений.
В качестве примера можно рассмотреть разработанный, мной, веб квест для учеников 7 класса по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества» (http://nvalbert.jimdo.com/)
Учитывая перечисленные мною особенности метапредметной интеграции,  Вам, как мне кажется, уже должно быть понятно, как сценировать учебное «метапредметное» занятие.
Прежде всего, я определяю, какому способу деятельности  в рамках темы урока смогла бы научить школьников. Соответственно – учитываю, какого возраста будут дети, которых буду этому способу учить, и на каком материале.
Разрабатывая метапредметный урок, я всегда стараюсь быть готовой к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает опору не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического сценирования от планирования  состоит в том,  что в первом случае сохраняется свобода педагогического действия, во втором – нет.  В первом случае есть возможность варьировать методическими приемами, изменять тактику взаимодействия с учащимися –  в зависимости от ситуации, хотя и сохраняется при этом четкая, заранее выстроенная стратегия дидактического движения. Во втором случае слепо, от «А» до «Я» реализуется план, рассказывается то, что наметили, не обращая внимание на то,  что происходит с детьми и как развертывается деятельность в классе.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при это открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, считаю, что учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.