Программа развития и коррекции познавательных процессов у младших школьников
Программа развития и коррекции познавательных процессов у младших школьников
Программа направлена на развитие познавательной сферы (внимание, мышление, восприятие, память, воображение) младших школьников. Занятия по программе рекомендуются первоклассникам, с целью повышения эффективности их учебной деятельности (в зависимости от уровня развития ребенка для некоторых детей занятия будут являться развивающими, а для других коррекционными).
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов и педагогов) работающих с младшими школьниками.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Отличие представленной программы от уже существующих развивающих программ состоит в том, что развитие познавательной сферы осуществляется за счет развития внимания. Внимание присуще любому познавательному процессу и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Упражнения, используемые в программе, направлены на развитие произвольного внимания. Большое значение уделяется упражнениям, направленным на развитие свойств внимания: объема, переключения, концентрации, распределения и устойчивости. Значительную часть программы занимают упражнения, направленные на развитие репрезентативных систем ребенка: аудиальную, визуальную и кинестетическую. В подборе упражнений делается акцент на развитии творческих способностей ребенка.
Развивая внимание, мы развиваем не только полноценную познавательную активность и интерес к интеллектуальной деятельности, но и формируем мотивацию к учебной деятельности.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития познавательной сферы младших школьников.
Объем программы: 20 занятий, при частоте встреч - 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.
Задачи программы:
1) Развитие познавательных процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения.
2) Развитие интеллектуальных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3) Развитие когнитивных способностей: мотивации и волевого усилия.
4) Развитие творческих способностей.
5) Развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: групповая. Группа состоит из 4-8 человек. Группа открытая.
Принципы проведения программы:
- доступность;
- цикличность;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип приоритетности коррекции причинного типа;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип программированного обучения;
- принцип эмоциональной сложности материала.
Оснащение занятий:
- бумага писчая и цветная;
- детские столы и стулья;
- цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ручка;
- специально подготовленные бланки с заданиями;
- папка-скоросшиватель, файлы.
Отличительной особенностью программы является нетрадиционная форма обучения. Поощряется спонтанность, криативность, творчество и инициатива ребенка. Поэтому учащиеся эмоционально отзывчивы и с интересом посещают занятия. Групповой коллектив становится более сплоченным, дети делятся впечатлениями, пожеланиями, обмениваются похвалами.
Перед началом работы по коррекционно-развивающей программе и по окончании работы осуществляется психодиагностическая работа.
Планирование занятий:
Занятие №1.
1. Упражнение «Мой день Рождения».
Цель: развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти.
Описание: Первый участник называет свое имя и дату дня Рождения. Следующий участник повторяет имя предыдущего и дату его дня Рождения, и добавляет свое имя и дату своего дня Рождения и т. д. Таким образом, последний участник, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
2. Упражнение «Где ошибся Буратино».
Цель: развитие зрительного внимания и тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием и черный карандаш.
Описание: Ребенку необходимо найти отличия между двумя рисунками, и дорисовать к рисунку Буратино недостающие детали.
Инструкция: “Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: “Нарисуй точно такой же”. А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, ошибки Буратино, и помоги ему их исправить”.
Приложение 2
3. Упражнение «Летает – не летает».
Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Описание: Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет слова. Если предмет летает - дети поднимают правую руку вверх. Если не летает - руки у детей опущены.
Примечание: Слова: слон, шарик, дерево, дятел, тигр, макароны, шоколад, вертолет, конфета, пчела, самолет, птица, муха, снежинка, ромашка, кошка, орел, бегемот, книжка, крокодил, курица, аист, парашютист, Карлсон, воробей, телефон.
4. Упражнение “Дорожки”.
Цель: развитие произвольного внимания и моторики.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш, синяя ручка.
Описание: Ребенку необходимо провести линии по середине дорожек, не отрывая карандаш от листа бумаги, и не съезжая с дорожки, от средств передвижения – простым карандашом, от насекомых – синей ручкой.
Инструкция: «Проведи путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”, от транспортных средств – простым карандашом, а от насекомых – синей ручкой».
Приложение 3
5. Упражнение «Ладошки».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Описание: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. Участники, ладошки которых, подняты не во время, выбывают из игры.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №2.
1. Упражнение «Мой любимый фрукт».
Цель: развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти.
Описание: Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2. Упражнение «Шарики».
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование: бланк с заданием.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок и необходимо сосчитай сколько шариков на нем изображено».
Приложение 4
3. Упражнение «Съедобное – несъедобное».
Цель: развитие переключения внимания.
Оборудование: мяч.
Описание: Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Примечание: Слова: сок, клюв, кисель, мармелад, врач, чай, мороженное, кефир, яблоко, груша, сливки, ряженка, бумага, вода, салат, картофель, друг, букет цветов, мухомор, книга, город, тыква, люстра, шампунь, собака, тетрадь, ручка, слон, куртка, автобус.
4. Упражнение «Дорожки».
Цель: развитие произвольного внимания и моторики.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш, синяя ручка.
Инструкция: «Проведи путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”, от транспортных средств с колесами – простым карандашом, а от остальных – синей ручкой».
Приложение 5
5. Упражнение « В магазине зеркал».
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование уверенности в себе, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание: Ведущий, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять другие игроки.
Инструкция: «Обезьянка попала в комнату, где было много-много зеркал. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. А они в ответ строили точно такие же рожицы ей. Сейчас я буду обезьянкой, а вы моими зеркалами. Начинаем игру».
Примечание: Необходимо, чтобы каждый ребенок сумел побыть в роли обезьянки.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №3.
1. Упражнение «Мышонок».
Цель: развитие слухового внимания.
Описание: Ведущий читает сказку, а затем просит детей вспомнить, какие потребности возникали у мышонка.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам сказку, послушайте внимательно, а затем мы ее обсудим». После прочтения сказки ведущий говорит: «Давайте вспомним, какие желания возникали у мышонка»?
Приложение 6
2. Упражнение «Раскрась фигуры».
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и объем внимания.
Оборудование: бланк с геометрическими фигурами (круг, прямоугольник).
Инструкция: «Раскрась кружки – красным цветом, а прямоугольники синим».
3. Упражнение «Четыре стихии».
Цель: развитие слухового внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Описание: Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, тот считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Когда я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим».
4. Упражнение «Дорисуй картинки».
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш.
Описание: ребенок должен внимательно рассмотреть изображенные художником картинки и назвать то, что не дорисовано. После этого ему можно предложить самому дорисовать недостающие элементы картинок.
Инструкция: «Что забыл нарисовать художник»?
Приложение 7
5. Упражнение «Фигурные ряды».
Цель: развитие логического мышления, тонкой моторики.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш.
Описание: Инструкция: ребенку дают бланк с заданием и просят его, внимательно рассмотрев первую строчку таблицы, заметить существующую закономерность в изменении трех фигур, после чего дорисовать четвертую фигуру в пустой ячейке. Далее аналогичным образом заполняются все строчки таблицы.
Примечание: Каждая допущенная ошибка обязательно разбирается.
Приложение 8
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №4.
1. Упражнение «Что, какого цвета»?
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием, зеленый карандаш.
Описание: положите перед ребенком распечатанный бланк методики и набор цветных карандашей. Предложите ему закрасить зеленым карандашом все предлагаемые картинки, которые могут быть зеленого цвета.
Приложение 9
2. Упражнение «Смотри на руки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: Дети, двигаясь по кругу, выполняют различные движения рук, показанные ведущим – «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом каждый из вас. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться, повторяя движения рук. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание: На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый. Затем показ движений рук осуществляют дети.
3. Упражнение «Пройди через лабиринт».
Цель: развитие устойчивости внимания, тонкой моторики руки.
Оборудование: Бланк с заданием, ручка.
Описание: ребенку показывают рисунок на бланке и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху.
Инструкция: «Возьми в руку ручку, двигая ей по рисунку, пройди весь лабиринт как можно скорее. Старайся не касаться стенок лабиринта».
Приложение 10
4. Упражнение «Бабушка».
Цель: развитие объема и переключения внимания.
Оборудование: бланк с заданием, цветные карандаши.
Описание: Ребенку предлагают раскрасить домик по «заданию бабушки». Сначала ребенок слушает задание, затем приступает к выполнению.
Примечание. Задание: «Бабушка хочет, чтобы ты раскрасил ее дом – красным карандашом, а крышу – зеленым. Окна и двери – синим карандашом, а трубу - коричневым. Бабушку ты можешь раскрашивать любыми цветами, по своему выбору».
Приложение 11
5. Упражнение «Скопируй образец по клеточкам».
Цель: Развитие зрительного внимания и умения действовать, ориентируясь на образец, тренировка моторных навыков.
Оборудование: бланк с заданием и простой карандаш.
Инструкция: «Твоя задача, рядом с образцом повторить точно такую же фигуру».
Приложение 12
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №5.
1. Упражнение «Мой любимый цвет».
Цель: развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти.
Описание: Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый цвет; второй – имя предыдущего и его любимый цвет, свое имя и свой любимый цвет; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых цветов, а затем свое имя и свой любимый цвети т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых цветов всех членов группы.
2. Упражнение «Найди отличия».
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: 2 бланка с заданием.
Описание: Перед ребенком кладут два бланка методики. Затем предлагают ему сравнить картинки и найти 13 отличий между ними.
Приложение 11, 13
3. Упражнение «Кто летает?»
Цель: развитие умения выделять главные и существенные признаки предметов, переключение и распределение внимания.
Инструкция: «Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду называть слова. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, вы будите хлопать правой ладошкой по столу. А если я назову то, что не летает - левой».
Примечание: Слова: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.
4. Упражнение «Морковка».
Цель: развитие устойчивости внимания, тонкой моторики руки.
Оборудование: Бланк с заданием, ручка.
Описание: ребенку показывают рисунок на бланке и объясняют, что на нем изображен лабиринт, по которому зайчонку необходимо пройти, чтобы прийти к морковке.
Инструкция: «Возьми в руку ручку, двигая ей по рисунку, пройди весь лабиринт как можно скорее. Старайся не касаться стенок лабиринта».
Приложение 14
5. Упражнение «Эталон».
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: бланки с заданием, цветные карандаши.
Описание: ребенок должен найти среди предложенных фигур точно такую, как эталон, который располагается рядом с основными фигурами, и раскрасить ее.
Приложение 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №6.
1. Упражнение «Раскрась фигуры».
Цель: Развитие концентрации внимания и тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием, желтый карандаш.
Инструкция: «Раскрась всех рыбок в этой таблице желтым карандашом».
Приложение 16
2. Упражнение «Квартет».
Цель: Развитие сенсорного внимания, закрепление умения собирать из частей целое.
Оборудование: 13 открыток (размер каждой открытки 10х14 см) с разными сюжетами, каждая из которых разрезана на 4 равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ребенка.
Описание: Все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки – «квартеты». Побеждает тот, кто больше всего соберет «квартетов».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток мы перемешаем и раздадим по кругу по пять частей каждому, так чтобы вы не видели рисунка. Оставшиеся части мы сложим в стопку рисунком вниз для дальнейшего их разыгрывания.
Рассмотрите внимательно полученные части.
Первый играющий показывает всем одну часть открытки. Остальные игроки отдают ему все карточки – части этой открытки, которые у них есть. Если же таких частей ни у кого не оказалось, то игрок берет карточку из стопки. Если у него оказались все 4 части одной открытки, то он собрал «квартет» и имеет право на дополнительный ход. В противном случае уже следующий игрок показывает свою часть открытки всем играющим».
Примечание: Игра проходит в порядке установленной очередности. Все части открытки отдаются игроку, не утаивая.
3. Упражнение «Кто знает, пусть дальше считает».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Мяч.
Описание: В соответствии с командами взрослого, ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до десяти.
Инструкция: «Все играющие становятся в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а тот, кому я брошу мяч будет считать дальше до десяти. Например, я скажу: «пять» - и брошу мяч кому-то из вас, тот, кому я его брошу, продолжит считать: «шесть, семь, восемь, девять, десять».
4. Упражнение «С».
Цель: распределение и переключение внимания.
Инструкция: «Найдите в классе 8 предметов на букву «С»».
5. Упражнение «Образец».
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: бланки с заданием, цветные карандаши.
Описание: ребенок должен найти среди предложенных фигур точно такую, как эталон, который располагается рядом с основными фигурами, и раскрасить ее.
Приложение 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №7.
1. Упражнение «Запрещенные цвета».
Цель: распределение внимания.
Оборудование: Книжка-раскраска, цветные карандаши.
Описание: Ребенку предлагают раскрасить картинку из книжки-раскраски.
Инструкция: «Раскрась картинку, но не используй зеленый и коричневый цвета».
2. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник».
Цель: Тренировка распределения внимания, развитие сенсорного внимания.
Оборудование: 2 простых карандаша и по Ѕ альбомного листа для каждого ребенка.
Описание: Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг – одной рукой, треугольник – другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).
3. Упражнение «Узнай по голосу».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Платок для завязывания глаз.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет слушать ваши голоса. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то поменяется с ним местами».
4. . Упражнение «Спрятанные предметы».
Цель: развитие объема внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Инструкция: «Найди на картинке спрятанные предметы».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
Приложение 18
5. Упражнение «Словесный ряд».
Цель: Переключение внимания.
Инструкция: «Сейчас я буду называть вам слова. Когда вы услышите слово, обозначающее название животного, вы будете хлопать в ладоши».
Примечание: Слова: стол, корова, кровать, чашка, кошка, обезьяна, тетрадь, книга, салат, зебра, ведро, суслик, медведь, стакан, булка, парта, собака, лошадь, удочка, коса, волк, смех, заяц.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №8.
1. Упражнение «Испорченный телефон».
Цель: Развитие слухового внимания.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Он (тихо на ухо) передает это слово следующему игроку. И так это слово передается до последнего игрока. Ведущий спрашивает последнего: «Какое слово ты услышал?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал первый игрок – телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок «испортил телефон».
2. Упражнение «Мышонок и его мама».
Цель: развитие устойчивости внимания, тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Инструкция: «Помоги мышонку найти свою маму».
Примечание: важно, чтобы ребенок, проводя путь от мышонка к его маме, рисовал линию по середине тоннеля, не касаясь его стенок.
Приложение 19
3. Упражнение «Кто знает, пусть дальше считает - 2».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Мяч.
Описание: В соответствии с командами взрослого, ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до десяти.
Инструкция: «Все играющие становятся в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а тот, кому я брошу мяч будет считать дальше до десяти. Например, я скажу «пять» и брошу мяч кому-то из вас. Тот, кому я его брошу, продолжит считать «шесть, семь, восемь, девять, десять». Но, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до десяти, и брошу его следующему ребенку со словами «считай дальше».
4. Упражнение «Волшебный коврик».
Цель: развитие фонематического слуха (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие тонкой моторики руки; объем и распределение внимания.
Оборудование: бланк методики, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
Описание: Перед ребенком лежит лист с нарисованными на нем четырьмя пустыми табличками, каждая из которых состоит из 81 (9*9) квадратика и цветные карандаши.
У ведущего заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву «Б», которая обозначает белый цвет.
Ведущий зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если ведущий называет слово «капуста» – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, «жираф» – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву «Б», то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик".
Примечание. Список слов: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, куклу, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, батон, жадина, слива, корень, желать, крыжовник, скатерть, женщина, беседа, сладости, бегать, ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, болельщик, серьги, компас, сапоги, бабушка, жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, бочка, складывать, бодрость, жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень, жара, бледный, жевать, сабля, курорт, жилье, золото, жмурки, кофточка, стул, жир, сердце, корабль, журнал, злость, занавеска, зевать, жизнерадостный, кольцо, зебра, ключ, живот, заря, зарастать.
5. Упражнение «Морские волны».
Цель: Переключение внимания, снятие мышечного напряжения, развитие слухового внимания.
Описание: По сигналу ведущего «штиль» все дети «замирают». По сигналу «волны» дети по очереди встают, образуя волну.
Примечание: Закончить игру необходимо командой «штиль».
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №9.
1. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур».
Цель: Развитие произвольного и сенсорного внимания, памяти и мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, образец с фигурами.
Описание: Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры (нарисованные на образце), запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
2. Упражнение «Выкладывание из палочек».
Цель: Развитие произвольного и сенсорного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: Счетные палочки.
Описание: Ребенку предлагают по образцу выложить узор из палочек.
Инструкция: «Сейчас я выложу из палочек узор. Посмотри на него внимательно, возьми палочки и выложи точно такой узор».
3. Упражнение «Прямоугольники».
Цель: распределение и переключение внимания.
Инструкция: «Найдите в классе предметы прямоугольной формы».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
4. Упражнение «Место».
Цель: Развитие зрительного внимания, объема внимания.
Оборудование: Тетрадь, фломастер, стакан, яблоко, книга, линейка.
Описание: Ребенку показывают предметы, лежащие на столе. Затем он отворачивается, а ведущий убирает или переставляет какие-либо предметы. От ребенка требуется указать, что изменилось.
Примечание: В игре должен поучаствовать каждый ребенок.
5. Упражнение «Пуговицы».
Цель: объем, переключение и распределение внимания; развитие мышления.
Оборудование: бланк с заданием.
Инструкция: «Найди недостающий элемент таблицы из предложенных вариантов».
Приложение 20
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №10.
1. Упражнение «Яма».
Цель: развитие зрительного внимания, распределение и переключение внимания.
Оборудование: Текст.
Описание: Ребенку предлагают зачеркнуть в тексте все буквы, из которых состоит слово «яма».
2. Упражнение «Разрешенные цвета».
Цель: распределение внимания.
Оборудование: Книжка-раскраска, цветные карандаши.
Описание: Ребенку предлагают раскрасить картинку из книжки-раскраски.
Инструкция: «Раскрась картинку теми цветами, названия которых начинаются с согласной буквы».
3. Упражнение «Узнай по голосу».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Платок для завязывания глаз.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет слушать ваши голоса. Тот, кому я дам знак, произнесет имя водящего своим голосом. Водящий должен угадать игрока, назвавшего его имя. Если он угадает игрока, то поменяется с ним местами».
4. Упражнение «Окна».
Цель: развитие произвольного внимания и пространственного мышления.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: ребенку дают рассмотреть бланк с заданием №1, на котором изображен вид снаружи (с улицы) домика с окном. На подоконнике окошка расположены две вазочки с цветами и стопка книг. Также с одной стороны окна выглядывает занавеска. Ребенку предлагают мысленно войти в домик и посмотреть через окошко на улицу. После чего ему дают бланк №2 и предлагают из шести вариантов окон выбрать правильный, то есть определить, как будет выглядеть окно не с наружи, а изнутри дома.
Примечание: для того чтобы проверить правильность своего ответа, ребенок может перевернуть обратный стороной Бланк № 2 и сравнить его на просвет с Бланком №1.
Приложение. 21.1, 21.2
5. Упражнение «Секретное письмо».
Цель: развитие зрительного и сенсорного внимания.
Описание: Ведущий рисует пальцем в воздухе контуры геометрических фигур, цифры, буквы и предметы. Задача ребенка понять, что он написал.
Инструкция: «Сейчас я буду рисовать «прозрачными красками на прозрачной бумаге», а вы должны «увидеть», что я рисую.
Примечание: В игре должен поучаствовать каждый ребенок.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №11.
1. Упражнение «Корабль».
Цель: развитие устойчивости внимания, тонкой моторики руки.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Инструкция: «Помоги кораблику доплыть в порт, не сев на мель».
Приложение 22
2. Упражнение «Стрелки».
Цель: объем, переключение и распределение внимания; развитие мышления.
Оборудование: бланк с заданием.
Инструкция: «Найди недостающий элемент таблицы из предложенных вариантов».
Приложение 23
3. Упражнение «Селектор».
Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания.
Оборудование: Жезл.
Описание: Выбирается один из участников игры – «приемник». Остальная группа – «передатчики» - заняты тем, что каждый произносит вслух разные высказывания (кто-то считает по порядку, кто-то в обратном порядке, кто-то произносит буквы, кто-то названия животных и т. д.). «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый передатчик. Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик» он может повелительным жестом заставить его говорить громче.
Примечание: После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
4. Упражнение «Штриховка».
Цель: развитие произвольного внимания, тонкой моторики руки, умения пользоваться линейкой, наглядно-образного мышления.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш, линейка.
Инструкция: «Заштрихуй фигуры по заданному образцу».
Приложение 24
5. Упражнение «Говори».
Цель: Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Инструкция: «Я буду задавать вам вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «говори».
Примечание: Вопросы: Какой сегодня день недели? Сколько будет два плюс три? Какого цвета трава? и т.д.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №12.
1. Упражнение «Потеряшка».
Цель: Развитие слухового внимания, распределения внимания.
Инструкция: «Я буду читать вам слова. Ваша задача – в каждом из прочитанных мною слов отыскать еще одно «спрятавшееся» слово.
Примечание: Слова: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
2. Упражнение «Пословица».
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш.
Инструкция: «Следя за линиями, перенеси все буквы в кружки. Если буквы будут правильно расставлены, то ты прочтешь русскую пословицу».
Примечание: 1) Следить за линиями можно только глазами!
2)Правильный ответ: Делу – время, потехе – час.
Приложение 25
3. Упражнение «Запомни порядок».
Цель: Развитие объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Описание: Участники становятся полукругом и выбирают водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи.
Примечание: На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.
4. Упражнение «Футболисты».
Цель: объем и переключение внимания.
Оборудование: бланк с заданием, простой карандаш.
Описание: ребенку предлагается внимательно рассмотреть табличку, самостоятельно определить принцип, в соответствии с которым расположены на рисунке фигурки “футболистов”, после чего дорисовать недостающего человечка.
Примечание: правильный ответ - футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны.
Приложение 26
5. Упражнение «Числа».
Цель: Развитие распределения и переключения внимания.
Оборудование: Бланк с расположенными в случайном порядке числами от одного до десяти.
Инструкция: «Перед вами расположены числа. Ваша задача расставить эти числа в возрастающем порядке.
Примечание: Числа: 1,9, 8, 2, 7, 5,3.
Время проведения занятия: 30 минут.
Занятие №13.
1. Упражнение «Зеленый».
Цель: распределение и переключение внимания.
Инструкция: « Найдите в классе все предметы зеленого цвета».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
2. Упражнение «Сочини рассказ».
Цель: Развитие слухового внимания и воображения.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо предложение. Тот (тихо на ухо) передает это предложение следующему игроку, добавляя свое предложение так, чтобы получился рассказ. И так этот рассказ, увеличиваясь на одно предложение с каждым участником, передается до последнего игрока. Ведущий просит последнего рассказать то, что он услышал и завершить рассказ.
3. Упражнение «Ай да я».
Цель: Развитие концентрации внимания.
Описание: Участники выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы, с условием нельзя называть числа, содержащие цифру три. Вместо этого участник должен сказать: «Ай да я».
Примечание: Если участник ошибся, он выбывает, и игра продолжается пока не останется победитель.
4. Упражнение «Диктант».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Чистый лист бумаги, простой карандаш.
Описание: Ведущий диктует слова, а дети рисуют эти предметы.
Инструкция: «Сейчас я буду вам диктовать слова, а вы будете рисовать то, что я назову».
Примечание: Слова: яблоко, облако, цветок, дерево, банан, солнце, апельсин, шорты, луна, снежинка, тетрадь, лопата, снеговик, капля.
5. Упражнение «Правильно – не правильно».
Цель: Развитие слухового внимания, переключения внимания.
Инструкция: «Я буду читать вам предложения. Если в них содержатся верные утверждения, то вы будете хлопать в ладоши, если неверные – топать».
Примечание: Предложения: Летом всегда идет снег. Картошку едят сырую. У собаки четыре ноги. И т.д.
6. Упражнение «Узор».
Цель: развитие зрительного внимания и концентрации внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: необходимо по точкам скопировать рисунок (или узор), помещенный в качестве образца в верхнем левом углу листа.
Приложение 27
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №14.
1. Упражнение «Найди слова».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: Письменный текст.
Описание: Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Примечание:
Текст: Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро.
2. Упражнение «Лампы».
Цель: развитие концентрации внимания, развитие зрительного внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Инструкция: «Твоя задача – прослеживая только глазками лини, отыскать соответствующую каждому выключателю лампу».
Приложение 28
3. Упражнение «Кто лучше слышит».
Цель: Развитие слухового внимания.
Описание: Ведущий стоит в одном углу комнаты, а дети в другом. Он шепотом произносит слова, а каждый из детей повторяет, что он услышал.
Примечание: Слова: кошка, чашка, каша, царапка, мешок, дятел, потеряшка, лед, шипучка.
4. Упражнение «Запрещенное слово».
Цель: Развитие устойчивости и переключения внимания.
Инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. Но в ответе нельзя говорить слово «желтый». Вместо него говорите «слоненок».
Примечание: Море синее, а солнце? Кошки любят молоко? Какого цвета роза? А лимон? Зимой тепло? И т.д.
5. Упражнение «Карта старого пирата».
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Детям рассказывают историю о том, что когда-то давно на острове Куба жил старый пират по имени Морган. За свою жизнь он ограбил много кораблей, а все награбленные сокровища пират хранил в потайном сундуке. Морган умер от старости. После его смерти многие пытались найти спрятанный им клад, но никому еще не удалось разгадать секретную карту пирата, которую нашли под матрасом его кровати.
Ведущий предлагает детям рассмотреть бланк методики (т.е. секретную карту) и делает предположение, что, может быть, они смогут ее разгадать и прочитать, где спрятан клад.
Вверху бланка находится текст, где описывается местоположение клада, а внизу (в виде таблице) дан шифр к нему. Каждая буква или цифра записана с помощью условных обозначений согласно месту, которое она занимает в таблице (строчка и столбец). Пустые клеточки обозначают пробелы между словами.
Приложение 29
6. Упражнение «Ежики».
Цель: развитие произвольного внимания; переключения, распределения и объема внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приложение 30
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №15.
1. Упражнение «Кольца Ландольта».
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: ребенку дают бланк методики, содержащий случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны и объясняют задание.
Инструкция: « Твоя задача - внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный строго вверху и зачеркивать их».
2. Упражнение «Волшебное слово».
Цель: Развитие слухового внимания, развитие устойчивости внимания, развитие фонематического слуха.
Инструкция: «Сейчас я буду читать вам сказку, а выбудете хлопать ладошкой по столу каждый раз, когда услышите слово, начинающееся на букву «М».
Примечание: Можно использовать любой текст.
3. Упражнение «Производство роботов».
Цель: Развитие распределения внимания и логического мышления.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: Детям предлагается внимательно рассмотреть бланк методики. На нем изображены две фабрики по производству роботов. На одной из них делают головы для роботов, на другой - ноги. На фабрики поступают “заготовки для производства роботов” – туловища различной формы (круглой, треугольной либо квадратной) с руками, направленными вверх, вниз или в стороны. Ребенок должен, ориентируясь на образцы, дорисовать к каждой заготовке голову и ноги.
Приложение 31
4. Упражнение «Хамелеон».
Цель: Развитие концентрации внимания.
Описание: Ведущий рассказывает, что хамелеон – ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она прячется, чтобы ее не нашли враги. Затем взрослый задает вопросы, а дети отвечают.
Примечание:
1) Игра проводится в быстром темпе.
2) Сначала взрослый задает вопросы, указывая в них цвет (Какого цвета станет хамелеон, если будет сидеть на желтой соломе?), а затем не указывая цвет (Какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на траве?).
5. Упражнение «Трубопровод».
Цель: развитие концентрации внимания, развитие зрительного внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: На бланке в верхней части листа изображены 4 одинаковые емкости, с мерными отметками и разным количеством жидкости. От каждой из них отходит труба, по которой жидкость (после открытия краников) поступает в один из нижних сосудов. Нижние сосуды равны верхним, мерные деления у них совпадают. Задание: ребенок только взглядом должен проследить, из каких верхних в какие нижние сосуды перетекает жидкость, и отметить карандашом в нижних сосудах уровень жидкости.
Приложение 32
6. Упражнение «Сравни рисунки».
Цель: развитие произвольного внимания; переключения, распределения и объема внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приложение 33
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №16.
1. Упражнение «Деревянные предметы».
Цель: распределение и переключение внимания.
Инструкция: « Найдите в классе все предметы из дерева».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
2. Упражнение «Дом».
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: Ребенку дают бланк методики, на котором изображен рисунок здания, разделенный на две симметричные половины. Правая половина является зеркальным отражением левой. Правда, некоторых элементов в правой части здания не хватает. Задание: дорисовать их.
Приложение 34
3. Упражнение «Стаканчики».
Цель: развитие концентрации внимания, развитие зрительного внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: Ребенок в каждом стаканчике должен нарисовать попавшие в него шарики разных цветов (черный, серый, белый) и подсчитать количество шариков каждого цвета.
Приложение 35
4. Упражнение «Раскраска».
Цель: распределение внимания.
Оборудование: Книжка-раскраска, цветные карандаши.
Описание: Ребенку предлагают раскрасить картинку из книжки-раскраски.
Инструкция: «Раскрась картинку теми цветами, в названиях которых есть буквы «И» и «Е».
5. Упражнение «Три движения».
Цель: Развитие концентрации внимания.
Описание: Ведущий показывает детям три движения:
1) руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч;
2) руки вытянуты перед собой на уровне груди;
3) руки подняты вверх.
Необходимо, чтобы дети запомнили не только сами движения, но и их номера. Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать те движения, которые соответствуют заданному номеру.
6. Упражнение «Фрукты».
Цель: развитие произвольного внимания; переключения, распределения и объема внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить и раскрасить их.
Приложение 36
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №17.
1. Упражнение «Ищем буквы».
Цель: Развитие концентрации внимания.
Оборудование: Любой печатный текст.
Инструкция: «В течение 5 минут вам нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А», и маленькие и заглавные, и в названии текста и в фамилии автора.
2. Упражнение «Ваза».
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: Ребенку предлагается рассмотреть изображенный на бланке рисунок вазы с цветами. Рисунок разделен пополам вертикальной линией. Правая половина рисунка должна являться зеркальным отражением левой половины. Но художник при изображении правой части вазы забыл дорисовать некоторые элементы. Задание: найти и дорисовать недостающие детали правой половины рисунка.
Приложение 37
3. Упражнение «До и после».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Мяч.
Описание: В соответствии с командами взрослого, ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку.
Инструкция: «Все играющие становятся в круг. Я с мячом встану в центр круга, буду кидать мяч и давать команды: «до пяти» (тот, у кого мяч, считает до пяти) и «после пяти» (тот, у кого мяч, считает до десяти).
Примечание: Игра проходит в быстром темпе.
4. Упражнение «Пишущая машинка».
Цель: Развитие переключения внимания.
Оборудование: Карточки с буквами алфавита.
Описание: Каждому играющему присваивается название буквы алфавита (карточка). Затем ведущий называет слово, а дети начинают «печатать»: выходит первая буква, к ней подходит вторая
5. Упражнение «Желтый».
Цель: Развитие объема, переключения и устойчивости внимания.
Инструкция: «Назовите все предметы желтого цвета, которые вы знаете».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
6. Упражнение «Желуди».
Цель: развитие произвольного внимания; переключения, распределения и объема внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить и раскрасить их.
Приложение 38
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №18.
1. Упражнение «Бумажные предметы».
Цель: распределение и переключение внимания.
Инструкция: « Найдите в классе все предметы из бумаги».
Примечание: Необходимо дать возможность ответить каждому ребенку.
2. Упражнение «Кольца Ландольта 2».
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Оборудование: бланк с заданием, карандаш.
Описание: ребенку дают бланк методики, содержащий случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны и объясняют задание.
Инструкция: «Твоя задача - внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный строго вверху и зачеркивать их. А также те, разрыв которых находится строго слева, и обводить его в кружочек».
3. Упражнение «Слушай хлопки».
Цель: Развитие произвольного и слухового внимания, тренировка переключения внимания.
Описание: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – потянуться, два хлопка – присесть, три хлопка – возобновить ходьбу.
4. Упражнение «Елочные шары».
Цель: объем, концентрация и устойчивость внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: На бланке изображено 6 рядов шаров нескольких видов, различающихся нанесенным на них узором. Вверху в рамочке дана последовательность из трех определенных шаров. Задание: найти и выделить заданную последовательность из трех шаров везде, где она встречается.
Приложение 39
5. Упражнение «Муха».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Игровое поле 5х5 клеток. Центральная клетка занята изображением мухи.
Описание: Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (3 – 4 раза). Потом спрашивает у детей, на какой клетке оказалась муха.
6. Упражнение «Пары слов».
Цель: Развитие переключения внимания.
Описание: Ведущий просит ребенка поочередно назвать один неодушевленный предмет и одно животное (пример: воздух – цыпленок). Игра продолжается до тех пор, пока не ответит каждый игрок.
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №19.
1. Упражнение «Волшебный коврик».
Цель: развитие фонематического слуха (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие тонкой моторики руки; объем и распределение внимания.
Оборудование: бланк методики, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
Описание: Перед ребенком лежит лист с нарисованными на нем четырьмя пустыми табличками, каждая из которых состоит из 81 (9*9) квадратика и цветные карандаши.
У ведущего заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву «Б», которая обозначает белый цвет.
Ведущий предъявляет ребенку этот список, а ребенок должен самостоятельно смотреть слово и закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если написано слово «капуста» – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, «жираф» – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву «Б», то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимателен при выполнении задания, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик".
Примечание. Список слов: черешня, бутон, черепаха, белочка, зонт, баня, чернослив, береза, чемодан, брат, кукушка, желе, защитник, звонок, земля, животное, клей, ботинок, человек, жжение, живопись, жеребенок, задача, жених, желудок, жвачка, чистый, батарейка, кипяток, жасмин, салат, копейка, слон, жестокий, конверт, башня, чистить, банка, снег, кашлять, кипятить, кисель, слух, балкон, чертеж, бумажный, кран, жалить, солдат, корзина, стол, жаловаться, карман, бык, чешуя, жаркое, жемчуг, желудь, зубы, жарить, жалеть, жажда, черника, бусы, кровь, жабры, звезда, зерно, земляника, жуткий, колбаса, баран, чудо, бежать, чародей, блестеть, зефир, баклажаны, чемпион, балерина, четверка.
2. Упражнение «Скопируй».
Цель: Развитие устойчивости, концентрации и переключения внимания.
Оборудование: Лист – образец и чистый лист бумаги (для каждого ребенка).
Инструкция: «Посмотрите внимательно на образец. Ваша задача «скопировать» его на свои листочки».
3. Упражнение «Я луна, а ты звезда».
Цель: Развитие произвольного внимания, развитие переключения внимания.
Описание: Ведущий называет слово (Я – гроза). Ребенок должен быстро ответить что-либо подходящее (Я – дождь). Ведущий продолжает тему (Я – лужа). Следующий по очереди ребенок отвечает ему (Я – осень). И т.д.
4. Упражнение «Соревнование по стрельбе из лука».
Цель: развитие переключения и устойчивости внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: На бланке изображено трое стрелков из лука и мишень со стрелами. Цвет шапочки каждого игрока соответствует цвету его стрел. Задание: определить, кто из игроков выиграл, а кто проиграл, подсчитав количество набранных каждым стрелком очков.
Приложение 40
5. Упражнение «Подарок».
Цель: Развитие слухового внимания.
Описание: Одного из участников игры выбирают водящим.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти.
- Будете в Костроме, - говорит один, - загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой.
- У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий - человек на редкость отзывчивый. Выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.
«Путешествие» водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.
«Путешествие» закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
- Был у вашего дедушки, - обращается водящий к кому-либо из играющих. - Он прислал вам ошейник.
Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно.
6. Упражнение « Одежда».
Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания и переключаемости внимания
Инструкция: «Сейчас вы по очереди будете мне называть предметы одежды».
Время проведения занятия: 40 минут.
Занятие №20.
1. Упражнение «Слон».
Цель: развитие зрительного внимания, распределение и переключение внимания.
Оборудование: Текст.
Описание: Ребенку предлагают зачеркнуть в тексте все буквы, из которых состоит слово «слон».
2. Упражнение «Заплатка для коврика».
Цель: развитие устойчивости и распределения внимания, развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: бланк с заданием, ножницы, клей.
Описание: на бланке изображен “коврик” круглой формы с нарисованными на нем медвежатами. В одном месте “коврик порван” – не хватает фрагмента картинки. Задание: выбрать из предложенных 5 фрагментов подходящую “заплатку” для “коврика”.
Примечание: Чтобы проверить правильность своего решения, ребенок может вырезать выбранную им “заплатку” и наклеить ее на “коврик”.
Приложение 41
3. Упражнение «Животные».
Цель: Развитие переключения внимания.
Инструкция: «Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова – команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны раскинуть руки в стороны как крылья. Когда я скажу «цапля», все должны стоять на одной ноге».
4. Упражнение «Филателист».
Цель: развитие объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: Ребенок должен найти на изображенных марках показанные ниже увеличенные фрагменты в лупах.
Примечание: Ребенок должен найти на изображенных марках показанные ниже увеличенные фрагменты в лупах.
Приложение 42
5. Упражнение «Снежинки».
Цель: объем, концентрация и устойчивость внимания.
Оборудование: бланк с заданием.
Описание: На бланке изображено 6 рядов снежинок нескольких видов, различающихся нанесенным на них узором. Вверху в рамочке дана последовательность из трех определенных снежинок. Задание: найти и выделить заданную последовательность из трех снежинок везде, где она встречается.
Приложение 43
6. Упражнение «Наблюдательность».
Цель: Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
Описание: Детям предлагается по памяти подробно описать путь из дома в школу.
Время проведения занятия: 40 минут.
13PAGE 15
13PAGE 15
15