Пограмма коррекции познавательных процессов первоклассников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор
МБОУ «Полтавская школа» МБОУ « Полтавская школа»
__________ Лукина Ю.Л. __________Ельтищева Ю.И.
ПРОГРАММА
Коррекция
познавательных процессов первоклассников
( модифицированная)
2016г.
ПРОГРАММА « Коррекция познавательных процессов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса :
коррекция познавательных процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения)
коррекция психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
( умение копировать образец; умение подчиняться словесным указаниям ; умение в своей работе учитывать заданную систему требований)
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста
( внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии)
Для достижения этих целей выдвигаются
Конкретные задачи :в процессе коррекции восприятия – научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов ( цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность ;
в процессе коррекции внимания – сформировать у учащихся как устойчивость внимания, так и распределение внимания, т.е. умение контролировать выполнение одновременно двух или больше действий, такое умение основывается на расчленённом, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности ; с помощью систематического выполнения упражнений увеличить объём, концентрацию внимания, улучшить навыки точного воспроизведения какого-либо образца;
в процессе коррекции памяти – сформировать у учащихся опосредованное запоминание, т.е. умение использовать для запоминания вспомогательные средства, для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определённые связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков ; улучшить показатели развития объёма слуховой, зрительной памяти;
в процессе коррекции мыслительной деятельности – скорректировать и всесторонне развить такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;
в процессе коррекции и развития мелкой моторики – сформировать у учащихся навыки зрительно-двигательной координации, мышечной выносливости, пространственной ориентации движений ( научить детей проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании геометрических фигур и узоров разной сложности), раскрашивать и выполнять штриховку, обводить рисунок по точкам и т.д.)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА
По окончании курса коррекционных занятий для учащихся должны быть характерны следующие показатели :умение самостоятельно выполнять упражнения ( чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий) ;
изменение поведения на занятиях : живость, активность, заинтересованность школьников;
умение успешно выполнять контрольные психологические задания, в качестве которых даются упражнения, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению ( выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно);
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам ( возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий;
изменение эмоционального состояния каждого ученика под влиянием коррекционных занятий.
Условия реализации.
Коррекционные занятия проводятся ( индивидуально – 3-5 человек), в специализированном кабинете психолога или в учебном кабинете начального класса. В процессе проведения коррекционных занятий используется различный дидактический материал : плакаты, таблицы, индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий.
При оценке результатов обучения по данной программе необходимо использовать повторную психодиагностику учащихся по определению уровня развития познавательных процессов.
Материал программы рассчитан на 12 занятий, распределён по времени
( 2 раза в неделю по 30 мин.) с учётом его достаточности для качественного проведения коррекции познавательных процессов и получения запланированных результатов.
Первый цикл занятий
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности : «Заселение домика», « Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Найди путь», «Продолжи ряд», «Учимся сравнивать», «Чего не хватает на рисунке?»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания : « Корректурные пробы», «Найди цифры по порядку», « Машина, стрекоза», « Соблюдай правило», «Перепутанные линии», «Зашифруй слова», «Слушай и выполняй», «Графический диктант», «Чей узор лучше?», «Срисуй фигуры точно».Упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти : «Барабанщики», «Нарисуй по памяти», «Платочек», «У кого ряд длиннее», «Запомни порядок», «Запомни картины и фигуры».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие мелкой моторики : «Найди путь», «Знакомимся с видами штриховки», « Выполни штриховку», «Срисуй фигуры точно», «Нарисуй так же», «Продолжи узор», «Раскрась, как на образце», « Дорисуй вторые половинки».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие воображения, восприятия : «Волшебный карандаш», «Назови фигуры», «Составь узор», «На что похоже?», «Чего не хватает на рисунке?»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственных представлений : «Куда указывают стрелки?», «Составь рассказ», «Где находится обезьянка?», «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Где этот домик?».
Учащиеся должны уметь :Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления ( вправо, влево, вверх, вниз и т.д.)
Анализировать образец и копировать его без ошибок.
Верно выполнять словесные поручения.
Правильно называть формы и цвета предметов
Безошибочно выполнять упражнения на коррекцию и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.
Второй цикл занятий
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности : «Нарисуй закономерность и дорисуй», « Назови подходящие слова», «Сравнение слов», «Назови подходящее слово», «Пословицы», «Составь рассказ», «Объедини в одной картинке», «Расположи фигурки», «Подбери правильное слово», « Найди одинаковые и отличающиеся рисунки»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания : « Арифметический диктант», «Крестики, точки», « Кто наблюдательнее?», « Перепиши без ошибок», «Кто точнее нарисует?», «Расставь фигуры», «Зашифруй цифры», «Найди слоги», «Раскрась, как на образце», «Образец и правило», «Слушай и считай».Упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти : «Запомни движение», «Нарисуй по памяти», «Узнавание», «У кого ряд длиннее», «Запомни точно», «Запомни и нарисуй», « Что было на картинке ?»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие мелкой моторики : «Обведи рисунок по точкам», «Выполни штриховку», « Выполни штриховку», «Срисуй фигуры точно», «Нарисуй так же», «Продолжи узор», «Раскрась, как на образце», « Дорисуй вторые половинки».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие воображения, восприятия : «Найди одинаковые фигуры», « Найди ошибку», «Путаница», , « Выложи сам».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственных представлений : «Понятия «вне», «внутри», « Выполни правильно», «Выложи сам».
Учащиеся должны уметь :Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления ( вправо, влево, вверх, вниз, вне, внутри и т.д.)
Правильно анализировать образец и копировать его без ошибок.
Верно выполнять словесные указания взрослого.
Правильно называть формы и цвета предметов
При выполнении заданий уметь оперировать смыслом, применять нелогичные и логические ассоциации, выделять закономерности, уметь сравнивать.
Концентрировать своё внимание, переключение, распределение, зрительно анализировать.
Проявлять высокий уровень в запоминании слуховом, зрительном, моорном.
Успешно выполнять психологические задания, в качестве которых даются упражнения, уже выполнявшиеся учениками в первом цикле занятий, но другие по своему внешнему оформлению (выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно).
Л И Т Е Р А Т У Р А
Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга, - М. : Ось-89, 2001.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе, - М. : Генезис, 1998.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками, - СПб : Питер, 2002.
Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления , - СПб. : Иматон, 1996
Дубровина И.В., Руководство практического психолога, - : Академия, 1997.