Дидактические игры на развитие фонематических процессов у детей 5-7 лет 
Дидактическая игра
для детей 5-7 
направленная на 
развитие звукового анализа
«Весёлые звуковые паровозики»
 Дидактическая игра «Весёлый паровозик» помогает детям совершенствовать  фонематическое восприятие, формирует навыки звукового анализа, помогает подготовиться к обучению грамоте.
Данную игру  можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной к школе  группе. Игру можно использовать в нескольких направлениях всё зависит от задач педагога на конкретном занятии. 
Оборудование: плоскостное изображение паровозов и вагончиков, карточки – картинки с изображением различных предметов, звуковые схемы (начало, середина, конец слова).
37909502820035
36601402832100Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематических процессов.
Задачи:
1.    Учить определять позицию звука в слове;
2.   Учить различать гласные и согласные звуки; 
3. Формировать фонематическое восприятие по признакам: твёрдость-мягкость и гласный согласный;
4.  Развивать фонематические процессы.
5.  Развивать внимание, мышление, связную речь, мелкую моторику;
 36487103044825Описание игры. Детям раздаются паровозики с тремя вагончиками и карточки  - картинки с изображением различных предметов. В прозрачный кармашек, расположенный на паровозе помещается звуковая схема (гласный и согласный,  согласный твёрдый и мягкий или любой другой вариант, в зависимости от задач конкретного занятия),  с указанной позицией звука в слове (начало, середина, конец),   В зависимости от поставленной педагогом задачи   дети «рассаживают пассажиров» в вагоны.  
Также можно играть, разделив предварительно детей на 2 команды. А после предложить детям проверить друг друга и исправить ошибки, если они были.  
Дидактическая игра
для детей 5-7 
направленная на 
дифференциацию  согласных звуков по признаку:  твёрдость - мягкость
«Цветы на полянке»
 Дидактическая игра «Цветы на полянке» поможет  детям научиться дифференцировать согласные звуки по признаку: твёрдость – мягкость. Совершенствовать  фонематическое восприятие. Сформирует навыки звукового анализа.  Поможет в обучении грамоте.
Данную игру  можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной к школе  группе.  Игру можно использовать в нескольких направлениях всё зависит от задач педагога на конкретном занятии.
Цель:  дифференциация согласных звуков по признаку: твёрдость - мягкость.
Задачи:
1. Учить дифференцировать согласные звуки;
2. Развивать звуковой анализ.
2. Развивать  фонематический слух и восприятие;
3. Совершенствовать грамматически правильную речь;
4. Развивать мелкую моторику;
 Оборудование: 2 полянки синего и зелёного цвета, 10 цветочков  на палочках с изображением различных предметов, которые начинаются на твёрдый или мягкий согласный звук.
Описание игры. Детям предлагается посадить цветы на  2 полянки. Но сделать это необходимо правильно. На полянку синего цвета сажаются только те цветы в названии предметов, которые изображены на них,  первый звук твёрдый согласный. А на полянку зелёного цвета, те в названии предметов, которые изображены на них,  первый звук мягкий согласный. По окончании игры дети вместе с педагогом проверяют,  все ли цветы были посажены, верно.
Дидактическая игра
для детей 5-7 
направленная на 
развитие звукового анализа
«Шапка - невидимка»
 148653520688302639060206883037153851925955Дидактическая игра «шапка - невидимка» поможет детям совершенствовать  фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа, а также  в обучении грамоте.
Данную игру  можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной к школе  группе. 
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематических процессов.
Задачи:
1.    Учить определять позицию звука в слове;
2.   Учить различать гласные и согласные звуки; 
3. Формировать фонематическое восприятие по признакам: твёрдость-мягкость и гласный, согласный;
4.  Развивать фонематические процессы.
5.  Развивать внимание, мышление, связную речь, мелкую моторику;
 Оборудование: 3 шапочки из бумаги (синего, зелёного и красного цветов), напольная звуковая схема, карточки-картинки с изображениями различных предметов, в названии которых заданный звук находится в разных позициях (начало, середина, конец).
Описание игры. Одному из детей  предлагается «превратиться» в звук. Педагог называет любой изученный ранее звук. Ребёнок  выбирает, ту шапочку, которая соответствует в цветовом обозначении этому звуку. Затем педагог показывает картинку,  в котором есть заданный звук. Задача ребёнка встать на звуковую схему в соответствии с позицией звука в заданном слове (начало, середина, конец).
21590-4445 
Дидактическая игра
для детей 5-7 
направленная на 
развитие фонематического восприятия и внимания
 «Угадай звук»
             P.S.    Это игра не моя. Я её просто  немного модернизировала. Дидактическая игра «Угадай звук» поможет детям совершенствовать  фонематическое внимание и восприятие.                    Данную игру  можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной к школе  группе. 
Оборудование: звуковые фишки на палочках  (синего, зелёного и красного цветов) по количеству детей, карточки-картинки с изображениями различных предметов, которые начинаются с гласного, твёрдого и мягкого согласного.  
4086860147320
41363902435225Цель: совершенствование навыков фонематического внимания и восприятия.
Задачи:
1.    Учить определять позицию звука в слове;
2.   Учить различать гласные и согласные звуки; 
3. Формировать фонематическое внимание и восприятие по признакам: твёрдость-мягкость и гласный, согласный;
4.  Развивать фонематические процессы.
5.  Развивать внимание, мышление, связную речь, мелкую моторику;
 40678102701925Описание игры. Вначале педагог изолированно называет  детям ранее изученные звуки. Дети поднимают фишку того цвета, которая характеризует названный педагогом звук. Например: педагог называет звук [О]. Значит дети должны поднять фишку красного цвета. Педагог называет звук [К] и дети поднимают фишку синего цвета. И так далее. 
Затем задание усложняется. Педагог показывает детям картинку с изображением того или иного предмета и просит поднять ту фишку, которая соответствует первому звуку в заданном слове. Затем просит поднять ту фишку, которая соответствует последнему звуку в заданном слове.
Интерактивная книга  «Волшебная книга страны «Учимся легко и удовольствием»
Предлагаемое пособие адресовано воспитателям ДОУ, родителям, для работы по формированию звуковой культуры речи у детей 5 - 7 лет. 
Игры, представленные в этой книге,  помогут развить фонематическое восприятие и внимание детей. А также станут незаменимым помощником  в обучении звуковому анализу и синтезу. А ещё дети смогут  расширить словарный запас путём введения в речь новых слов,  сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной. 
Весь игровой материал удобно и легко  размещается в книге и может  добавляться и расширяться в зависимости от темы занятия. Делая занятия с детьми каждый раз разными и  увлекательными.