Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Консультация для воспитателей
«Содержание речевых уголков в группе в соответствии с ФГОС»
Составитель:
Учитель-логопед
1квалификационной категории
Земскова М.Н.
"Уголок речевого развития в группе в соответствии с ФГОС"
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребёнка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой пребывает ребёнок.
Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста и отражать все направления работы по развитию речи:
развитие фонематического слуха;
воспитание звуковой культуры речи;
развитие словаря ребёнка;
работа над грамматическим строем речи;
развитие связной речи;
подготовка к обучению и обучение грамоте;
развитие мелкой моторики;
знакомство с художественной литературой;
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Содержание речевых уголков в группах ДОУ
1-я младшая группа
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры; г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с;2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)Картинки по лексическим темам, предметные картинки.
3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
4. Различные виды театров.
2-я младшая группа
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры; г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с);2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
б) с изображением характерных особенностей времен года; в) предметами домашнего обихода; г) деталями предметов; д) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); е) с изображением размера, цвета, качества предметов; ж) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).Картинки по лексическим темам (альбомы), предметные картинки.
Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Различные виды театров.
Средняя группа
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры; г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с, змея шипит – ш-ш-ш, жук жужжит – ж-ж-ж-ж, самолет летит л-л-л, заведи мотор машины др-др, тр-тр;2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ж) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); з) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп3.Картинки по лексическим темам, предметные картинки.
4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Различные виды театров.
7. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.); в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры; г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки и мелкие игрушки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с,комар звенит –з-з-з, сверчок стрекочет- ц-ц-ц, змея шипит – ш-ш-ш, жук жужжит – ж-ж-ж-ж, самолет летит л-л-л, заведи мотор машины др-др, тр-тр);
д) звуковички гласных и согласных звуков, схемы слова (слова- домики) игры для определения места звука в слове, игры для определения количества слогов в слове, цветовые обозначения звуков, игры для дифференциации твердых и мягких согласных, пособия для звукобуквенного анализа;
2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
а) с изображением явлений природы; б) с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, омонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
Картинки по лексическим темам, предметные картинки.
4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Различные виды театров.
7. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры; г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки и мелкие игрушки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с,комар звенит –з-з-з, сверчок стрекочет- ц-ц-ц, змея шипит – ш-ш-ш, жук жужжит – ж-ж-ж-ж, самолет летит л-л-л, заведи мотор машины др-др, тр-тр), игры и картинки на дифференциацию звуков;
д) звуковички гласных и согласных звуков, схемы слова (слова- домики) игры для определения места звука в слове, игры для определения количества слогов в слове, цветовые обозначения звуков, игры для дифференциации твердых и мягких согласных, пособия для звукобуквенного анализа;
2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
а) с изображением явлений природы; б) с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, омонимов; з) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао
и) игры на словообразование (сахарница, хлебница, солонка);
к) игры с предлогами
л) мнемотаблицы, схемы, пиктограммы
3. Игры по обучению грамоте – (азбука с буквами, магнитная доска; различный материал для конструирования букв, наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики с буквами и слогами, игры для звукового и слогового анализа и синтеза)
4. Картинки по лексическим темам, предметные картинки.
5. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
6. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
7. Различные виды театров. 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
1-я младшая группа, 2-я младшая группа.
1. Дидактические игры на формирование фонематического слуха, звуковой культуры речи:
а) пособия для развития лицевой моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в играх); б) пособия для развития речевого выдоха (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
в) пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, шнуровки; пальчиковые игры)
г) игры на развитие фонематического слуха (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации (волк воет у-у-у, водичка течет с-с-с); 2. Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи:
а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.) 3. Картинки по лексическим темам, предметные картинки.
4. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Различные виды театров.
Средняя группа +
1.г) змея шипит – ш-ш-ш, жук жужжит – ж-ж-ж-ж, самолет летит л-л-л, заведи мотор машины др-др, тр-тр;
игры и картинки на дифференциацию звуков;
1.ж) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
з) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
7. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа +
1. д) звуковички гласных и согласных звуков, схемы слова (слова- домики) игры для определения места звука в слове, игры для определения количества слогов в слове, цветовые обозначения звуков, игры для дифференциации твердых и мягких согласных, пособия для звукобуквенного анализа;
2. б) с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, омонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 7. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа +
2. д) звуковички гласных и согласных звуков, схемы слова (слова- домики) игры для определения места звука в слове, игры для определения количества слогов в слове, цветовые обозначения звуков, игры для дифференциации твердых и мягких согласных, пособия для звукобуквенного анализа;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, омонимов;з) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какаои) игры на словообразование (сахарница, хлебница, солонка);
к) игры с предлогами
л) мнемотаблицы, схемы, пиктограммы
3. Игры по обучению грамоте – (азбука с буквами, магнитная доска; различный материал для конструирования букв, наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики с буквами и слогами, игры для звукового и слогового анализа и синтеза)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами.