Коррекционная программа «Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
тема «Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР»

Пояснительная записка

Общая характеристика
Причиной школьной является задержка психического развития (ЗПР). Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога, основываясь на принципах специальной психологии, строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребёнка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы. Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащегося приёмов умственной деятельности и, в частности, приёмов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий. Специальное формирование приёмов мыслительной деятельности у ребёнка с ЗПР может существенно повысить возможности его обучения в условиях общеобразовательной школы. Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приёмов во время работы на уроке.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося с задержкой психического развития
Учебная деятельность отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Учащийся с задержкой психического развития склонен к механическому бездумному заучиванию материала, механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Учащийся с трудом запоминает тексты, таблицу умножения, плохо удерживает в уме цель и условие задачи.
Восприятие неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Учащийся не может сосредоточиться на существенных признаках, у него отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении. Он перестает воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием ребёнка и возникают порой без видимых причин. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
Мыслительная деятельность ребёнка с задержкой психического развития характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания учащийся опускает детали, затрудняется в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Учащийся с задержкой психического развития испытывает затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении. Ребёнку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у ребёнка способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов учащегося определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приёмов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всём протяжении обучения школьника с учётом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с учащимся с учётом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с задержкой психического развития. Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Программа коррекционной работы содержит: содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося с задержкой психического развития, развитие и освоение адаптированной основной образовательной программы общего образования; мониторинг динамики развития учащегося и его успешности; корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, планируемые результаты коррекционной работы.
Согласно заключению медико-психолого-педагогической комиссии Октябрьского района и индивидуальному календарному графику образовательного процесса, коррекционная программа составлена на 34 недели, 68 учебных часа из расчёта 2 часа в неделю (среда, пятница). Продолжительность одного занятия – 40 минут. Срок реализации программы: сентябрь – май.
Основные цели и задачи
Цель программы:  создание системы психолого-педагогического сопровождения процесса освоения адаптированной основной общеобразовательной программы учащимся с задержкой психического развития, позволяющего учитывать его особые образовательные потребности на основе осуществления максимальной дифференциации и индивидуализации психолого-педагогической работы, а также учёта конкретных достижений и ближайших потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи программы:
выявление особых образовательных потребностей учащегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся нарушений, недостатками в психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащегося;
увеличить объём, концентрацию внимания учащегося, улучшить навыки точного воспроизведения какого-либо образца;
способствовать развитию памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
скорректировать и развивать операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;
способствовать формированию у школьника создающего и творческого воображения;
сформировать навыки зрительно-моторной координации, мышечной выносливости, пространственной ориентации движений.

Особенности методики преподавания
Игры и упражнения, подобраны таким образом, что задачи программы реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии. Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. Физкультминутка проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. Она может включать: гимнастику для глаз; гимнастику для пальцев рук; психогимнастику; динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
Количество часов учебной программы по четвертям и на год:

Четверть

Всего часов
Практическая часть



Тестирование

1 четверть
18
2

2 четверть
14


3 четверть
21


4 четверть
15
3

Всего:
68
5


Содержание учебного курса
5 класс
Раздел 1. Введение в программу (3 часа)
Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия (62 часа)
Развитие вербально – логического мышления.
Развитие аналитических познавательных способностей.
Развитие вербально – логического мышления.
Классификация различным способом.
Развитие способности к объединению частей в систему.
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
Развитие аналитических познавательных способностей.
Развитие вербально – логического мышления.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
Развитие способности к анализу, синтезу, классификации.
Развитие аналитических познавательных способностей.
Развитие аналитических познавательных способностей.
Развитие вербально–логического мышления.
Развитие концентрации и избирательности внимания.
Развитие распределения и избирательности внимания.
Развитие вербально–логического мышления.
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
Развитие вербально–логического мышления.
Развитие ассоциативного мышления.
Развитие межпонятийных связей.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
Развитие внимания и ассоциативной памяти.
Развитие произвольного внимания, установление закономерностей.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.
Развитие вербально – логического мышления
Развитие памяти, внимания, мышления
Раздел 3. Подведение итогов (3 часа) Итоговая диагностика

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
5 класс
№ п/п
Дата


Тема


Содержание


Количество часов


План.
Фактич.




Раздел 1. Введение в программу (3ч)

1


Вводное занятие
Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
1

2


Начальная диагностика и тестирование
Смысловая память.
Слуховая память.
Зрительная память.
Корректурная проба.
1

3


Начальная диагностика и тестирование

1

Раздел 2. Развивающие занятия (62ч)

4


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения «Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду»
1

5


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения «Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду»
1

6


Развитие аналитических познавательных способностей

1

7


Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду»
1

8


Классификация различным способом

Упражнения «Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину»
1

9


Классификация различным способом


1

10


Развитие способности к объединению частей в систему
Упражнения «Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду»
1

11


Развитие способности к объединению частей в систему

1

12


Развитие способности к классификации и абстрагированию
Упражнения «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом»
1

13


Развитие способности к объединению частей в систему


1

14


Развитие способности к объединению частей в систему

Упражнения «Вставь недостающее слово»,
«Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру»
1

15


Развитие способности к объединению частей в систему



1

16


Развитие аналитических познавательных способностей

Упражнения «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы»
1

17


Развитие аналитических познавательных способностей


1

18


Развитие вербально – логического мышления


Упражнения «Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа»
1

19


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения «Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Нарисуй такой же рисунок»

1

20


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1

21


Развитие способности к анализу, синтезу, классификации




Упражнения «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Нарисуй в зеркальном отражении»
1

22


Развитие способности к анализу, синтезу, классификации
Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации
1

23


Развитие аналитических познавательных способностей




Упражнения «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй в зеркальном отражении»
1

24


Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду»
1

25


Развитие аналитических познавательных способностей


1

26


Развитие вербально–логического мышления
Упражнения «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы»
1

27


Развитие вербально–логического мышления
Упражнения на развитие вербально–логического мышления
1

28


Развитие концентрации и избирательности внимания

Упражнения «Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй так же»
1

29


Развитие концентрации и избирательности внимания

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания
1

30


Развитие распределения и избирательности внимания

Упражнения «Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок»
1

31


Развитие распределения и избирательности внимания

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания
1

32


Развитие вербально–логического мышления
Упражнения «Восстанови слова», «Выбери два главных слова», «Анаграммы»
1

33


Развитие вербально–логического мышления
Упражнения на развитие вербально–логического мышления
1

34


Развитие способности к классификации и абстрагированию


Упражнения «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Какой фигуры не хватает?»
1

35


Развитие способности к классификации и абстрагированию

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию
1

36


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения «Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?»
1

37


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
1

38


Развитие вербально–логического мышления

Упражнения «Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину изображения»
1

39


Развитие вербально–логического мышления

Упражнения на развитие вербально–логического мышления
1

40


Развитие ассоциативного мышления


Упражнения «Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».
1

41


Развитие ассоциативного мышления

Упражнения на развитие ассоциативного мышления
1

42


Развитие межпонятийных связей

Упражнения «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Восстанови текст», «Дорисуй вторую половину»
1

43


Развитие межпонятийных связей

Упражнения на развитие межпонятийных связей
1

44


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения «Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении»
1

45


Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений
1

46


Развитие внимания и ассоциативной памяти

Упражнения «Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру»
1

47


Развитие внимания и ассоциативной памяти

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти
1

48


Развитие произвольного внимания, установление закономерностей
Упражнения «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово»
1

49


Развитие произвольного внимания, установление закономерностей
Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей
1

50


Развитие произвольного внимания, установление закономерностей
Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей
1

51


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения «Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию»
1

52


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

53


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

54


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

55


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

56


Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей
Упражнения «Вставь недостающее слово», «Составь цепочку слов», «Нарисуй в зеркальном отражении».
1

57


Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей
Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей
1

58


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения на развитие вербально – логического мышления
1

59


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения на развитие вербально – логического мышления
1

60


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения на развитие вербально – логического мышления
1

61


Развитие вербально – логического мышления
Упражнения на развитие вербально – логического мышления
1

62


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

63


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

64


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

65


Развитие памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
1

Раздел 3. Подведение итогов (3ч)

66


Итоговая диагностика

1

67


Итоговая диагностика

1

68


Итоговая диагностика

1


Прогнозируемый результат
По окончании реализации программы коррекционных занятий должны быть характерны следующие показатели:
повышение показателей сформированности познавательных процессов в допустимых для данной категории детей;
повышение показателей развития самоконтроля и саморегуляции;
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.
Литература

Абрамова Г.С. Ввдение в практическую психологию. - М., 1995.
Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Изд. ФЛИНТА,
2012, - 264 с.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л. Н. Блинова. –М., 2002.
Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1996.
Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.
Конева Е. В., Корнилова С. Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.
Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.
Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. –М.: АРКТИ, 2000, –208 с.
Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Москва, 2001.
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.
Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.
Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.
Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в кн. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А. - М., 1987.








Приложение
Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
Упражнение «Проследи за направлением».
Задание предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных перепутанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения.
Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:
1) с помощью указки;
2) без указки (глазами).
Упражнение «Сравни две картинки».
Ребёнку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке. Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать свои действия. Если ребёнок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.
Упражнение «Дополнение картинок».
Ребёнку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено. Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.
Упражнение «Корректура».
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв. Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.
Упражнение «Наблюдательность».
Ребёнку предлагается по памяти подробно описать то, что он видел много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Тренируется внимание и зрительная память.
Упражнения по развитию аналитического восприятия.
Упражнение «Поиск рисунков – двойников».
В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной. Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность.
Упражнение «Где два одинаковых?».
Это упражнение более трудное, так как в нём отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребёнку требуется найти эту пару.
Если ребёнок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребёнок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения). Повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково:
1) поэлементные сравнения основного изображения с другими;
2) выполнение действий вслух.
При медлительности целесообразно нормирование времени решения задания; при неуверенности необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами «правильно», «молодец», т.п.
Упражнение «Поиск простой фигуры».
На отдельной карточке ребёнку предлагается изображение простой фигуры. Затем предлагаются другие карточки с изображениями фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много раз. Ребёнок ищет её в таком пространственном изображении и размере. Если ребёнку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска.
Упражнение «Загадочные картинки».
Ребёнку предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на их изображено и в каком количестве. Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процессов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий.
Упражнения на пространственное воображение и пространственное мышление.
Упражнение «Сколько здесь кубиков?».
Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков. Оказывая помощь ребёнку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.
Упражнение «Собирание картинок из пазлов».
Упражнения на умозаключения при сопоставлении предметов и событий.
Упражнение «Пара к паре».
Устанавливается вид связи между заданными предметами, составление пары. Определять пару трудно, так как есть предметы, объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).
Упражнение «Подбери пару».
Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара. Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно употреблять совместно с выделенным.
Упражнение «Противоположности в картинках».
Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.
Упражнение «Пятый – лишний».
Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством. На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается от других. Найти его.
Упражнение «Чем похожи».
Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребёнок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.
Упражнение «Развитие событий».
Используются рисунки с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребёнку вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события.
Решение такого типа задач требует от ребёнка понимания реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов, умения логически их анализировать. Для активизации памяти ребёнка можно предложить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.
Упражнение «Расположение иллюстраций к сказкам».
Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребёнок должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки). Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребёнка.
Упражнение «Анаграммы в картинках».
Это упражнение особенно полезно при овладении звуко-буквенным анализом слов, т.к. процесс решения требует от ребёнка анализа каждого слова с последующим попарным сопоставлением всех слов.
Упражнение «Какая фигура следующая».
На карточке изображены фигуры, расположенные в определенной последовательности. Если ребёнок поймет смысл этой последовательности, то он выбирает фигуру, которая может продолжить ряд. Развивается умение анализировать изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развития свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
1. «Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
2. «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
3. «Саймон сказал» или «Пожалуйста»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал» или «Пожалуйста» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
4. «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещенные» движения.
5. «Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
6. «Весёлый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7. «Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
Упражнения, направленные на развитие мышления
1. «Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
2.  «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
3. «Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
4. «Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
5. «Что можно сделать с »
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
6. «Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
7. «Назовите общие признаки»
а) яблока и арбуза
б) кошки и собаки
в) книги и тетради
г) стола и стула
8. «Чем отличаются»
а) ручка от карандаша
б) линейка от треугольника
в) рассказ от стихотворения
9. «Расположи слова» (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)
Слова для предъявления:
Планета - Земля небесное тело. Природа - растения живая природа. Чехов человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол. Учебник - «Родная речь» книга. Многоугольник - прямоугольник квадрат. Трехзначное число число - многозначное число.
Гриб несъедобный гриб - мухомор. Ель - хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
10.«Объясни значение»
Учитель просит объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова: Открытое окно - открытый вопрос. Операция на сердце - военная операция. Гусеница бабочки - гусеница трактора. Русский язык - язык во рту. Носить очки набрать очки в игре. Праздничный наряд - наряд милиции. Месяц года - месяц на небе.
11.«Целое часть»
Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое - часть».
Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.
Слова для предъявления:
Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.
Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.
Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.
Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.
Растение, сад, лепесток, мак, цветок.
Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.
Книга, страница, буква, учебник, писатель.
Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.
Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - курсивом.)
12. «Составь предложение по опорным словам».
1. Озеро, вода, в холодная
2. Ленивый, плохие, получает, мальчик, отметки.
3. Воробей, своего, спас, храбрый, птенца.
4. Облака, плывут, по, темные, небу.
5. Пирог, бабушка, вкусный, испекла.
13.Учимся говорить выразительно.
Прочитайте предлагаемы фразы со смысловым заданием на полях. Обратите внимание на знаки препинания, которые правильно показывают правильный выбор интонации.
СНЕГ ПОШЕЛ - (спрашивайте, удивляясь), (восхищайтесь, радуйтесь), (огорчайтесь, смене погоды), (грустное, потому что не любите зимний холод).
МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК -(спрашиваете и прочтете одновременно), (радостно сообщаете об этом друзьям), (спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы туда), (заявляете на правах старшего младшему брату или сестре).
14. «Подбери слово, противоположное по смыслу»
Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.
Слова для предъявления:
Начало ... (конец)
Жизнь - ... (смерть)
День - ..„ (ночь)
Высокий - ... (низкий)
Замерзание - ... (таяние)
Толстый - ... (тонкий)
Твердый - ... (мягкий)
Красивый - ... (уродливый)
Легкий - ... (тяжелый)
Большой - ... (маленький)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15