Конспект урока Исповедь и раскаяние (Истоки)

МБОУ города Костромы Урок Истоки 3 класс.
Учитель: Татьяна Константиновна.

План - конспект


Раздел: Любовь
Тема: «Покаяние и любовь»
Цель: Сформировать представление об обычаях прощения, раскаяния на Руси. Дать понятие об одном из церковных таинств: Исповедь.
Задачи:
1. Раскрыть понятие - православный храм.
2.Прощеное Воскресение, обычаи прощения на Руси
3. Объяснить понятия - «покаяние в храме», «раскаяние», таинство Исповеди.
4. Познакомить детей с евангельской притчей о блудном сыне.

Место проведения: кабинет № 304
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудио проигрыватель.


Ход урока:

Присоединение.

Учитель:
Ты ввысь взгляни
Над сизыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту:
Как дым костра в безветрие,
Как пламя, как песня,
Храм струится в высоту

На экране изображение храмов города Костромы, ребята узнают знакомые храмы с пояснениями учителя. Подробно рассматриваем Богоявленско – Анастасиин собор, который посещали с экскурсией. Уточняем с детьми понятие – православный храм. Храм –это образ Вселенной. Являет собой образ Бога и сотворённого Им мира. Части православного храма, как и мир, ориентированы по сторонам света, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Храмом называется особое, посвящённое Богу здание, в котором собираются верующие Храм – дом Божий, место особого присутствия Бога, специально предназначен для молитвы, требующее сугубого благоговения. Храм- это особый дом, в котором верующие люди собираются как Божия семья, чтобы молиться Именно здесь, в церкви, Господь особо слышит наши молитвенные воздыхания к Нему, наши прошения и обращения. Богослужения, совершаемые в храме – время для особенно усердной молитвы.
Церковь сравнивают с кораблём, плывущим по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни.
Учитель:
Ребята, расскажите, какие вы видели храмы ?
Ответы детей.
Просмотр презентации « Православный храм». Устройство храма.
Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест. Над входом в храм строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.
Внутри православный храм разделяется на части: 1) притвор, 2) храм, где стоят молящиеся и 3) алтарь где служат священники. Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

На доске размещены слова: «Грех», «Покаяние», «Таинство», «Исповедь».
Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие к нашим истокам. Узнаем об обычае испрашивания прощения друг у друга. Узнаем какой день называют - Прощеное воскресение, что такое Покаяние, раскаяние, Таинство Исповеди.
- К сожалению, люди продолжают грешить, т. к. они очень привыкли к своим грехам и не могут сразу отказаться от них. Зная слабость людей, Господь дал им таинство Исповеди (или Покаяния), во время которого происходит освобождение от грехов. Совершается это таинство в церкви на исповеди. Верующий человек рассказывает священнику о совершённых им грехах – исповедуют их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твёрдым намерением не повторять это впредь. Покаяние - не просто сожаление о содеянном; в этом таинстве даётся благодать, исцеляющая человеческие слабости. Священник в церкви имеет право отпускать грехи кающимся
( «разрешать» - освобождать от вины в конкретном грехе). Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом – свидетель Покаяния.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя – высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклонённую голову кающемуся человеку священной лентой – концом епитрахили ( которая означает, что священник имеет власть прощать грехи) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Только к исповеди нужно готовиться очень серьёзно: помолиться, как следует; обдумать свои поступки; честно, искренне всё рассказать, чтобы сердечко оплакивало свои плохие дела.

Раздаточный материал №1.
Учитель:
- Ребята, рассмотрите раздаточный материал №1, прочтите текст.
Прочитать вслух текст: Покаяние – Исповедь.
- Ребята, попробуйте объяснить, что такое раскаяние.
Ответы детей:
-Раскаяние-это признание своей вины, желание никогда не повторять недобрых дел, не творить зла, раскаивается человек от всего сердца, искренне.
Учитель:
- Как православные люди называют любой недобрый поступок?
Ответы детей:
- Грех
- Православные люди считают, что грех- это вина перед Богом
Учитель:
- Где можно получить прощение за свой грех перед Богом?
Ответы детей:
- В церкви, в храме.
Учитель:
- Раскаяние в храме становится Покаянием. Православные люди верят, что Таинство Покаяния установил Иисус Христос чтобы мы, сознаваясь в своих грехах и покаявшись, получили прощение.
- Почему Таинство?
Православные люди верят, что Бог присутствует на исповеди. В Таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются Самим Богом. После чтения разрешительной молитвы - грехи прощены.

Учитель:
- В какие моменты жизни русский человек произносил: «Простите меня!»
Ответы детей:
- В минуты примирения
- В самые сложные и опасные моменты жизни, если уезжали надолго
- Воины, уходящие в поход
- Поморы, отправляясь в море,
- Старый человек перед смертью,
- В минуты расставания.
Учитель:
- Какой день календаря, отмечен, как особый день прощения?
Ответы детей:
- Прошеное воскресение, последний день перед Великим постом.
Учитель:
- У русских людей, есть добрый обычай Прощеного воскресения. Оно бывает в последний день Масленицы, в воскресенье перед Великим постом.
«Простите меня», говорят соседям, знакомым, родным. Им отвечают: «Бог тебя простит, и ты меня прости». Сначала просили прощения- старшие у младших, а затем младшие у старших. Такой обычай примиряет людей, помогает не повторять ссор и обид. Когда православные люди просят прощение друг у друга, они восстанавливают мир, взаимную любовь.
На доске помещаются слова: «Великий пост».
В жизни церкви есть особое время- Великий пост. Пост помогает людям покаяться в своих грехах. Сам Господь Иисус Христос показал нам пример поста. После Своего Крещения Он удалился от всех людей, чтобы молитвой и постом подготовить Себя к исполнению дела, для которого Он пришёл на землю. 40 дней и 40 ночей был Он в пустыне, не вкушая никакой пищи. По примеру Господа позже был установлен Великий пост или, как он иначе называется, Святая Четыредесятница. Во время Великого поста православные люди не вкушают скоромную пищу (мясо, молоко, яйца), не посещают шумные зрелища, ограничивают просмотр телевизора. В дни поста чаще ходят в храм, молятся, совершают добрые дела. Смысл многодневного поста – подготовка верующих к достойной встрече праздника Пасхи.
Учитель:
- Что значит простить?
Ответы детей:
Простить – это:
- Понять обидчика,
- Сделать обидчику добро,
- Забыть обиду,
- Показать свою милость
Учитель:
- Легко ли прощать? Почему?
Ответы детей:
- Не легко
- Трудно
- Прощать умеют только сильные люди
- Слабые люди мстят
Учитель:
- Как научиться прощать?
Ответы детей:
- Стараться не обижать других
- Не повторять ссор
- Уважать чувства других людей
- Поставить себя на место обиженного человека
- Стараться не делать другим того, чего себе не желаешь.
- Если человек прощает другого человека, то и его простят
- Просить прощение лучше сразу после поступка, не откладывая на потом.


Учись прощать.

Учись прощать Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце. Словно чаша горьких слез.
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.
И. Смолев

Учитель:
- Как православные люди называют любой недобрый поступок?
Ответы детей:
- Грех
- Православные люди считают, что грех- это вина перед Богом
Учитель:
- Где можно получить прощение за свой грех перед Богом?
Ответы детей:
- В церкви, в храме.

Учитель:
- Раскаяние в храме становится покаянием. Православные люди верят, что Таинство Покаяния установил Иисус Христос чтобы мы, сознаваясь в своих грехах и покаявшись, получили прощение.
- Почему Таинство?
Православные люди верят, что Бог присутствует на исповеди. В Таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются Самим Богом. Через таинства церкви верующие люди получают благодать Божию. После чтения разрешительной молитвы - грехи прощены.

Учитель:
- Издавна жизнь человека связана с Храмом
- Чем отличается Храм от обычного дома? Храм- это чей дом?
Ответы детей:
- Храм- это Дом Божий
Учитель:
- Что объединяет людей в храме?
Ответ детей:
- Общая молитва.
Просмотр презентации «Раскаяние» с музыкальным сопровождением. В презентации использована авторская песня в исполнении протодьякона М. Спельника.
Учитель: Какое впечатление произвел просмотр фильма? Какие чувства он вызвал?
Ответы детей:
- Трудно просить прощение;
- Человеку трудно раскаиваться в своих поступках;
- Раскаяние –это поступок сильного человека;
- Для того, чтобы тебя простили, надо самому простить, а это не просто.
- Вспоминая о своих недобрых поступках человек испытывает угрызения совести;
- Если человек ещё не попросил прощения, то на душе тяжело и горько;
- Если человек попросил прощения, то ему становится легко на душе.
Учитель:
- Сегодня мы с вами на уроке прочитаем Евангельскую притчу «О блудном сыне»
- Притча- это рассказ со скрытым смыслом.
- Откройте учебник на странице 98-99
Чтение текста учебника. При чтении текста найдите ответ на вопрос: Почему покаяние и любовь неразлучны?
Раздаточный материал №3. Можно прочитать притчу из книги «Моя первая Священная история». Новый завет. Издание товарищества М.О. Вольф С.- Петербург, 1899г.

На доске размещаются слова: «Притча», «Блудный сын».
Вот еще одна притча, рассказанная Господом. «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному жителю страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! ибо зтот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл. И отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться. что брат твой сей был мёртв и ожил. пропадал и нашёлся».
Евангелие от Луки глава 15, 11-32

Раздаточный материал №2.
- Ребята, рассмотрите внимательно рисунок. Каким вы увидели отца? Блудного сына? Старшего сына? Что вас удивило в этой притче?
Учитель:
- Ребята, какой был блудный сын? Что сделал блудный сын? (Ответы детей.)
- Когда человек может получить наследство своего отца?
- Как вы считаете, какой встречи с отцом ожидал блудный сын?
- Как состоялась встреча с отцом в притче?
- Почему отец первый увидел своего возвращающегося сына?
- Расскажите об отце, как он прощает своего блудного сына? Какие слова он говорит?
- Почему остался недоволен старший брат? Какие слова он говорит?
- Какие слова говорит отец к своему старшему сыну?
Дети отвечают на вопросы по содержанию
Учитель обобщает ответы детей и подводит к пониманию того, что так и Отец Небесный ждёт каждого из нас, готов всё простить нам, и ждёт нашего с вами Покаяния.

Учитель:
- Притча- это рассказ со скрытым смыслом.
- Какими словами можно сказать о возвращении блудного сына.

Что сделал блудный сын? Так должны поступать
Он: Мы:
- опомнился; - осознать свои грехи;
- раскаялся ; - сожалеть о них, раскаяться;
- вернулся; - желать исправиться;
- признал перед отцом вину. – рассказать на исповеди о всем, что
сделали плохого, и больше ничего
плохого не делать.


Детям предложены слова:
В притче:
Отец
Отчий дом
Старший сын
Младший сын
Свиньи
- В тексте встречаются эти слова, но притча- это рассказ со скрытым смыслом, какой скрытый смысл мы можем обнаружить в этих словах?
Отец__________________ Бог
Отчий дом_____________ Церковь
Старший сын__________ Люди верующие в бога
Младший сын__________ Люди забывшие бога
Свиньи________________ Человеческие грехи

Учитель:
- Ответьте на вопрос заданный в начале , почему покаяние и любовь неразлучны?
Ответы детей. Учитель обобщает сказанное и подводит итог урока.
Каждый из нас получает от Бога как бы свою часть наследства: здоровье, способности к учению, иногда какой-нибудь особенный талант. Хорошо ли мы употребляем данные нам дары? Мы ленимся , не слушаем родителей и учителей, деремся, обижаем младших.
Не поступаем ли мы как блудный сын растрачивающий наследство? Часто наши плохие поступки приводят нас к горю, к беде. Притча о блудном сыне учит нас использовать данные нам способности для благих дел. Не забывайте, что все можно поправить, можно попросить прощения за свои поступки, нужно не бояться просить прощения и больше так не поступать. Господь любит всех нас больше, чем родной отец. И терпеливо ждёт, когда мы обратимся к Нему. Ждёт, как ждал Отец блудного сына. Он всех искренне кающихся прощает.
. Вот почему покаяние и любовь неразлучны.


Подведение итога урока:
Учитель:
- Какую тему мы сегодня изучали? (покаяние и любовь)
- Как вы поняли, что такое- Раскаяние? Покаяние? Исповедь? Грех?
Таинство? Покаяние и любовь?
Учитель:
- Что больше всего запомнилось на уроке?
- Легко ли просить прощение?
- Можно ли назвать исповедь – поступком? Почему?
- Раскаяние всегда связано у русского народа с самоограничением. Почему?

Домашнее задание:
Учебник стр. 96-100, вопросы на странице 100. Предложить детям нарисовать дома притчу о блудном сыне.




































13PAGE 15


13PAGE 14715




15